Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Шкуров С.И., рассмотрев жалобу директора Государственного казенного учреждения Самарской области "Комплексный центр социального обслуживания населения Поволжского округа" Головкиной Л.В. на вступившие в законную силу решение судьи Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 13 января 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Государственного казенного учреждения Самарской области "Комплексный центр социального обслуживания населения Поволжского округа", и определение судьи Самарского областного суда от 13 апреля 2022 года о возвращении без рассмотрения жалобы на вышеуказанное решение судьи городского суда,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.о. Новокуйбышевск и м.р. Красноармейский управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области (главного государственного инспектора г.о. Новокуйбышевск и м.р. Красноармейский по пожарному надзору) от 16 ноября 2021 года N 119, оставленным без изменения решением судьи Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 13 января 2022 года, Государственное казенное учреждение Самарской области "Комплексный центр социального обслуживания населения Поволжского округа" (далее- ГКУ "КЦСОН Поволжского округа", учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей.
Не согласившись с постановлением должностного лица и решением судьи городского суда директор учреждения подала в Самарский областной суд жалобу на указанные постановление должностного лица и судебное решение.
Определением судьи Самарского областного суда от 13 апреля 2022 года отказано в принятии к производству вышеуказанной жалобы.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, директор учреждения Головкина Л.В. выражает несогласие с вынесенными постановлением должностного лица и решением судьи городского суда, считая их незаконными и необоснованными, просит заменить назначенный административный штраф на предупреждение, указывая при этом, что жалоба на постановление должностного лица и судебное решение была подана в Самарский областной суд в установленный законом срок.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и проверив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
Статья 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определяет порядок пересмотра решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении.
Согласно части 3 названной статьи подача последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 - 30.8 настоящего Кодекса.
В силу статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 данной статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Как усматривается из материалов дела, копия решения судьи Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 13 января 2022 года направлена в адрес ГКУ "КЦСОН Поволжского округа" заказным почтовым отправлением (л.д.61) (почтовый идентификатор N) и получена адресатом 4 февраля 2022 года, что подтверждается сведениями, предоставленными официальным сайтом Почты России.
Установленный для обжалования решения судьи городского суда срок истек 14 февраля 2022 года, и, таким образом, решение вступило в законную силу 15 февраля 2022 года.
Жалоба на данное решение судьи городского суда подана директором учреждения в городской суд 16 февраля 2022 года (л.д.81), то есть с пропуском предусмотренного статьей 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока обжалования в отсутствие соответствующего ходатайства о его восстановлении.
При таких обстоятельствах судья Самарского областного суда определением от 13 апреля 2022 года обоснованно отказал в принятии к производству названной жалобы.
Оснований не согласиться с выводами судьи Самарского областного суда, которые мотивированы со ссылкой на нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Частью 1 данного Федерального закона определены его основные термины и понятия.
Пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения, установлены Федеральным законом от 22 июля 2008 года N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
В соответствии с частью 1 статьи 151 названного Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ со дня вступления в силу этого Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" обязанность соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности возложена на руководителей организаций, которые осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
В силу статьи 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, которыми определены требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организации и других объектов в целях пожарной безопасности.
Часть 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 11 октября 2021 года при проведении на основании решения начальника надзорной деятельности и профилактической работы по г.о. Новокуйбышевск и м.р. Красноармейский управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области (главного государственного инспектора г.о. Новокуйбышевск и м.р. Красноармейский по пожарному надзору) от 24 сентября 2021 года плановой выездной проверки в отношении ГКУ "КЦСОН Поволжского округа", расположенного по адресу: Самарская обл, г.Новокуйбышевск, ул.Молодежная, д. 18, установлено нарушение юридическим лицом требований пожарной безопасности:
части здания различных классов функциональной пожарной опасности не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами (офис и гостиница);
планы эвакуации, размещенные в комнатах гостиницы, выполнены не в соответствии с ГОСТ;
ширина горизонтального участка пути эвакуации в коридоре гостиницы составляет 0, 79 м;
представленная документация по показаниям пожарной опасности отделочных материалов свидетельствует о недопустимости применения данных материалов на путях эвакуации для покрытия полов (КМ 4 группа воспламеняемости В2-фактически В3).
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения ГКУ "КЦСОН Поволжского округа" к административной ответственности, установленной частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт нарушения требований пожарной безопасности подтверждается собранными по делу доказательствами, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод должностного лица и судьи городского суда о наличии в действиях ГКУ "КЦСОН Поволжского округа" состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе производства по делу об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вместе с тем, ГКУ "КЦСОН Поволжского округа" не были приняты все зависящие от учреждения меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Деяние ГКУ "КЦСОН Поволжского округа" квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства о пожарной безопасности.
Постановление о привлечении ГКУ "КЦСОН Поволжского округа" к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, являлись предметом проверки в ходе производства по делу, не нашли своего подтверждения и правомерно отклонены по мотивам, приведенным в судебном решении.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что должностным лицом и судьей городского суда допущены нарушения норм материального права, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено ГКУ "КЦСОН Поволжского округа" в пределах санкции части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований для изменения состоявшихся по делу актов путем замены административного штрафа на предупреждение, не имеется. В рассматриваемом случае не следует, что имеются условия, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части такого обстоятельства как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену постановления должностного лица и судебного решения, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.о. Новокуйбышевск и м.р. Красноармейский управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области (главного государственного инспектора г.о. Новокуйбышевск и м.р. Красноармейский по пожарному надзору) от 16 ноября 2021 года N 119, решение судьи Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 13 января 2022 года, и определение судьи Самарского областного суда от 13 апреля 2022 года о возвращении без рассмотрения жалобы на вышеуказанное решение судьи городского суда, оставить без изменения, а жалобу директора Государственного казенного учреждения Самарской области "Комплексный центр социального обслуживания населения Поволжского округа" Головкиной Л.В. оставить без удовлетворения.
Судья С.И. Шкуров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.