Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Матыцина Е.И., рассмотрев жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "СТК Групп" Гурьяновой Елены Евгеньевны на вступившие в законную силу постановление судьи Куйбышевского районного суда г. Самары от 31 января 2022 года, решение судьи Самарского областного суда от 21 апреля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "СТК Групп",
УСТАНОВИЛА:
постановлением судьи Куйбышевского районного суда г. Самары от 31 января 2022 года, общество с ограниченной ответственностью "СТК Групп" (далее - ООО "СТК Групп", общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 250 000 рублей.
Решением судьи Самарского областного суда от 21 апреля 2022 года постановление судьи Куйбышевского районного суда г. Самары от 31 января 2022 года изменено, назначенное наказание в виде административного штрафа снижено с применением положений части 1 статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях до 50 000 рублей, в остальной части судебные акты оставлены без изменения.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель общества Гурьянова А.Е. выражает несогласие с судебными актами, вынесенными в отношении общества, ставит вопрос об их отмене.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 2 указанной статьи предусмотрена административная ответственность за повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи.
Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
Статьей 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" закреплены требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления.
Согласно пункту 1 данной статьи отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом. Отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.
Из материалов дела следует, что постановлением должностного лица административного органа от 26 октября 2021 год производство по делу об административном правонарушении по факту того, что 7 октября 2021 года ООО "СТК Групп" был осуществлен сброс отходов производства и потребления - строительных отходов от сноса и разборки зданий (код ФККО 81200000000) на территории Куйбышевского внутригородского района, вблизи "данные изъяты" по адресу: "адрес", 5 (координаты N по части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО "СТК Групп" прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях связи с отсутствием состава административного правонарушения (л.д. 16, 17).
Принимая решение о прекращении производства по делу, должностное лицо исходило из тех обстоятельств, что 22 октября 2021 года судьей Ленинского районного суда г. Самары в отношении ООО СТК "Групп" было вынесено постановление о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем действия названного лица подлежат квалификации по части 2 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которой установлена ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
26 октября 2021 года в отношении ООО СТК "Групп" составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 8.2 названного Кодекса.
Основанием для привлечения ООО "СТК Групп" постановлением судьи районного суда к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в протоколе и судебных актах выводы о том, что 7 октября 2021 года в ходе рейдового мероприятия выявлено, что обществом был осуществлен сброс отходов производства и потребления - строительных отходов от сноса и разборки зданий (код ФККО 81200000000) на территории Куйбышевского внутригородского района, вблизи ТК "Амбар" по адресу: Южное шоссе, 5 (координаты N). Факт сброса отходов осуществлены с транспортного средства марки "КАМАЗ"- государственный регистрационный знак N, принадлежащему на праве собственности ООО "СТК Групп", указанные действия совершены повторно.
Вместе с тем выводы судебных инстанций являются преждевременными, сделанными без исследования всех обстоятельств дела.
Согласно части 1 статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении указанного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу пункта 2 части 1 статьи 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторным совершением однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.
Статьей 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Из материалов дела следует, что постановлением Ленинского районного суда г. Самары от 22 октября 2021 года ООО "СТК Групп" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей (л.д. 18- 23).
Вышеуказанное постановление вынесено после совершения обществом вменяемого административного правонарушения.
При этом, судебными инстанциями не исследовались обстоятельства о наличии вступивших в законную силу судебных актов о привлечении ООО "СТК Групп" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на момент совершения вменяемого правонарушения - 7 октября 2021 года.
При таких обстоятельствах вывод о том, что по состоянию на 7 октября 2021 года общество совершило правонарушение повторно является преждевременным.
Неисследованность указанных обстоятельств предыдущими инстанциями не позволяет суду кассационной инстанции проверить правильность квалификаций действий ООО "СТК Групп" по части 2 статьи
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изложенное свидетельствует о том, что меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела судом второй инстанции приняты не были.
Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 названного Кодекса задачам производства по делам об административных правонарушениях. Допущенные по настоящему делу нарушения являются существенными, повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятого судьей второй инстанции решения.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи Самарского областного суда от 21 апреля 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "СТК Групп" подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
жалобу генерального директора ООО "СТК Групп" Гурьяновой А.Е. удовлетворить частично.
Решение судьи Самарского областного суда от 21 апреля 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "СТК Групп", отменить.
Дело направить в Самарский областной суд на новое рассмотрение.
Судья Е.И. Матыцина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.