Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Карякина Е.А, судей Бритвиной Н.С. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 11 мая 2022 года кассационную жалобу Ушакова К.И. на решение Индустриального районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 27 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 15 декабря 2021 года по административному делу N 2а-122/2021 по административному исковому заявлению Ушакова К.И. к Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики (далее - Минстрой Удмуртской Республики) об оспаривании разрешения на строительство многоквартирного дома.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
9 ноября 2018 года Минстроем Удмуртской Республики принято к рассмотрению заявление ООО "Комосстрой Лист Специализированный Застройщик" (далее - ООО "КЛСЗ") о выдаче разрешения на строительство 26-этажного многоквартирного жилого дома по адресу: "адрес", на земельном участке с кадастровым номером N (далее - многоквартирный дом, л.д.83-86, том 1).
13 ноября 2018 года Минстроем Удмуртской Республики ООО "КЛСЗ" выдано разрешение N 18-ru18303000-91-2018 на строительство указанного многоквартирного жилого дома со сроком действия до 13 апреля 2021 года (л.д. 37-42, том 1).
Ушаков К.И, являясь собственником квартиры (1/2 доли), расположенной по адресу: "адрес", и полагая, что выдача разрешения на строительство является незаконной, оспорил его в судебном порядке.
Решением Индустриального районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 27 апреля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 15 декабря 2021 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Ушаков К.И. просит об отмене судебных актов, в связи с неправильным применением судами норм материального и процессуального права. Приводит доводы о недопустимости выдачи разрешения на строительство многоквартирного жилого дома в отсутствие утвержденной документации по планировке территории, а также ссылается на ненадлежащую проверку Минстроем Удмуртской Республики представленных застройщиком документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судебными инстанциями не допущено.
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных данным кодексом.
Таким образом, при решении вопроса о выдаче разрешения на строительство необходимо установить: соответствие проектной документации, во-первых, правилам землепользования и застройки, которые содержат градостроительные регламенты (последние, в свою очередь, определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства и содержат перечень видов разрешенного использования земельных участков применительно к каждой территориальной зоне (пункт 3 части 2 статьи 30, часть 1 статьи 36, статья 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации); во-вторых, проекту планировки территории и проекту межевания территории, которые разрабатываются в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства (части 1, 4 статьи 41 названного кодекса). Наконец, устанавливается допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Перечень оснований, при наличии которых уполномоченный орган имеет право отказать в выдаче разрешения на строительство, содержится в части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого решения); к ним относятся: отсутствие документов, предусмотренных частью 7 названной статьи; несоответствие представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции обоснованно исходили из того, что обжалуемое разрешение на строительство от 13 ноября 2018 года, выданное Минстроем Удмуртской Республики, соответствует положениям нормативных правовых актов, регулирующих возникшие правоотношения, поскольку в ходе рассмотрения административного дела не установлено оснований, предусмотренных частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, при наличии которых уполномоченный орган имеет право отказать в выдаче разрешения на строительство.
Доводы автора кассационной жалобы, в том числе об отсутствии проекта планировки территории, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, где получили надлежащую правовую оценку. Так, суд апелляционной инстанции верно констатировал, что рассматриваемые правоотношения, связанные с выдачей разрешения на строительство многоквартирного дома, не подпадают под действие части 3 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, когда подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной.
Кроме того, аргументы кассационной жалобы сводятся к несогласию с данной судами оценкой доказательств по делу и установленными обстоятельствами. Между тем суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по переоценке доказательств и установлению иных фактических обстоятельств по делу, отличных от ранее установленных судами.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а постановленные по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Индустриального районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 27 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 15 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ушакова К.И. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 11 июля 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.