Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Карякина Е.А, судей Бритвиной Н.С. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 25 мая 2022 года кассационную жалобу администрации муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан (далее - Администрация Дюртюлинского района) на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 29 ноября 2021 года по административному делу N 2а-616/2021 по административному исковому заявлению Дюртюлинского межрайонного прокурора Республики Башкортостан (далее - прокурор) об оспаривании бездействия администрации Дюртюлинского района и администрации сельского поселения Черлаковский сельсовет муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан (далее - Администрация Черлаковского сельского поселения) по организации водоснабжения.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, мнение старшего прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Макарова Е.Н, полагавшего апелляционное определение законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие Администрация Черлаковского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по разработке генерального плана данного поселения, в том числе содержащего карту объектов местного значения, относящиеся к области электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, а также обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения.
Также прокурором заявлено требование о признании незаконным бездействия Администрации Дюртюлинского района, выразившегося в непринятии мер по обеспечению функционирования питьевого водоснабжения на территории с. Юсупово, с. Черлак, д. Аргыш Черлаковского сельского поселения в соответствии с требованиями действующего законодательства, с возложением обязанности устранить допущенные нарушения.
Решением Дюртюлинского районного суда Республики Башкортостан от 1 сентября 2021 года заявленные требования удовлетворены частично, признано незаконным бездействие Администрации Черлаковского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по разработке проекта генерального плана сельского поселения Черлаковский сельсовет муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан, в том числе содержащего карту планируемого размещения объектов местного значения поселения, в котором отображается планируемые для размещения объекты местного значения поселения, относящиеся к области электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения и возложении соответствующей обязанности по разработке до 31 декабря 2021 года. В остальной части административного иска отказать.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 29 ноября 2021 года решение отменно в части отказа в удовлетворении требований к Администрации Дюртюлинского района по обеспечению функционирования водоснабжения, постановлено новое решение о признании бездействия административного ответчика незаконным, с возложением обязанности обеспечить функционирование питьевого водоснабжения на территории с. Юсупово, с. Черлак, д. Аргыш Черлаковского сельского поселения одним из способов, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
В кассационной жалобе Администрация Дюртюлинского района просит об отмене апелляционного определения в связи с неправильным применением судами норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам административного дела. Приводит доводы о том, что суд апелляционной инстанции, возлагая на Администрация Дюртюлинского района обязанность по обеспечению функционирование питьевого водоснабжения в вышеназванных населенных пунктах, неправомерно вышел за пределы заявленных требований. Кроме того, указывает на ошибочность суждения суда апелляционной инстанции об отсутствии на территории населенных пунктов нецентрализованной системы водоснабжения, которая привела к принятию неправильного судебного акта.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судебными инстанциями не допущено.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (часть 1.1 вышеприведенной статьи).
Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона N 416-ФЗ водоснабжение абонентов осуществляется с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения.
В соответствии с частью 9 статьи 7 Федерального закона N 416-ФЗ в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления поселения, городского округа организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Отношения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из нецентрализованных систем холодного водоснабжения регулируются Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644 (далее также Правила).
Так, согласно пункту 72 Правил, органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием подземных источников водоснабжения, в том числе организуют проведение разведки и разработки таких источников. При определении источников водоснабжения преимущество должно быть отдано подземным источникам водоснабжения, содержащим природные примеси, удаляемые с помощью существующих технологий и методов обезжелезивания, обесфторивания, умягчения, удаления сероводорода, метана и микрофлоры. Поверхностные воды для питьевого водоснабжения могут быть использованы только в случаях, если исчерпан весь ресурс подземных источников, транспортировка воды из отдаленных подземных источников экономически нецелесообразна либо имеющегося ресурса подземных вод недостаточно для организации водоснабжения населения соответствующих территорий.
Забор воды для холодного водоснабжения с использованием нецентрализованных систем холодного водоснабжения производится из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии таких источников либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляются по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (пункт 73 Правил).
При отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории согласно минимальным нормам, предусмотренным Приложением N 1 (пункту 74 Правил).
Таким образом, орган местного самоуправления вправе организовать водоснабжение по одному из вариантов, предусмотренных Федеральным законом N 416-ФЗ, выбор которого относится к компетенции органа, организующего водоснабжение.
Частично отменяя решение суда первой инстанции и признавая бездействие Администрации Дюртюлинского района незаконным, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из того, что административным ответчиком, вопреки вышеприведенному правовому регулированию, не приняты меры по организации питьевого водоснабжения в вышеназванных населенных пунктах, в связи с чем пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для возложения на Администрацию Дюртюлинского района обязанности организовать питьевое водоснабжение на территории с. Юсупово, с. Черлак, д. Аргыш Черлаковского сельского поселения одним из способов, предусмотренных Федеральным законом N 416-ФЗ.
Доводы кассационной жалобы об организации в названных населенных пунктах нецентрализованного холодного водоснабжения с использованием подземных источников водоснабжения не могут быть приняты во внимание, поскольку Администрацией Дюртюлинского района не доказан факт соответствия данных источников требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, что верно установлено судом апелляционной инстанции.
Кроме того, аргументы кассационной жалобы в указанной части выражают несогласие с данной судом апелляционной инстанции оценкой доказательств по делу и установленными обстоятельствами. Между тем суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по переоценке доказательств и установлению иных фактических обстоятельств по делу, отличных от ранее установленных судами.
Аргументы кассационной жалобы о том, что суд апелляционной инстанции вышел за пределы заявленных требований, не влекут отмену судебного акта суда апелляционной инстанции, поскольку данное решение принято в целях охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения, что обеспечит надлежащее восстановление нарушенных прав неопределенного круга лиц.
Таким образом, суд апелляционной инстанций правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а постановленный по делу судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для его отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 29 ноября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 7 июля 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.