Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Карякина Е.А, судей Бритвиной Н.С. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 25 мая 2022 года кассационную жалобу Волковой С.А, на решение Ленинского районного суда города Самары от 3 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 5 апреля 2022 года по административному делу N 2а-4344/2021 по административному иску Волковой С.А. об оспаривании отказа Министерства строительства Самарской области во включении в реестр пострадавших участников долевого строительства.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, объяснения представителя административного истца Прошина Е.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
4 августа 2006 года между застройщиком ООО "Проспект-Инвестстрой" и дольщиком ООО "ЭкономСтрой" заключен договор N 204Б о долевом участии в строительстве жилого дома N 10 по улице Тухачевского (строительный) в отношении двухкомнатной квартиры стоимостью 2 354 800 рублей (далее - договор участия в долевом строительстве, л.д. 5-7).
На основании договора о переуступке доли в строительстве жилого дома от 16 августа 2006 года N 204/П право на долевое участие в строительстве перешло к ЗАО Финансово-Промышленная компания "СВ", а в дальнейшем - к ЗАО строительно-монтажный трест "Химэнергострой" (далее - ЗАО СМТ "Химэнергострой", л.д. 9, 13).
Постановлением Правительства Самарской области от 13 июля 2011 года N 329 строящийся объект был признан проблемным, процедура наблюдения в отношении ООО "Проспект-Инвестстрой" введена определением Арбитражного суда Самарской области от 18 февраля 2011 года, несостоятельным (банкротом) указанный застройщик признан 8 ноября 2013 года.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 23 апреля 2013 года требование ЗАО СМТ "Химэнергострой" о передаче жилого помещения включено в реестр требований о передаче жилых помещений ООО "Проспект-Инвестстрой" (л.д. 14).
27 ноября 2014 года между ЗАО СМТ "Химэнергострой" и Волковой С.А. заключен договор уступки права требования по договору участия в долевом строительстве, в соответствии с которым право требования на квартиру перешло к Волковой С.А. (л.д. 15, 16).
Определением Арбитражного суда Самарской области от 24 февраля 2015 года произведено процессуальное правопреемство по требованию о передаче квартиры, ЗАО СМТ "Химэнергострой" заменено на правопреемника Волкову С.А. (л.д. 19).
Волкова С.А. обратилась в Министерство строительства Самарской области (далее - Минстрой Самарской области) с заявлением о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства проблемных объектов, завершение строительства которых признано нецелесообразным и (или) невозможным, и пострадавших участников долевого строительства объектов, права требования которых не были удовлетворены.
Уведомлением от 17 декабря 2020 года N 3/8518 заявителю сообщено об отказе во включении в реестр пострадавших участников долевого строительства на основании подпункта "а" и "г" пункта 2.5 Порядка ведения реестра пострадавших участников долевого строительства, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 13 декабря 2019 года N 927, в связи с несоответствием критериям, указанным в статье 5 Закона Самарской области от 8 июля 2019 года N 84-ГД "О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства, на территории Самарской области" (л.д. 21).
Не согласившись с уведомлением от 17 декабря 2020 года N 3/8518, Волкова С.А. оспорила его в судебном порядке.
Решением Ленинского районного суда города Самары от 3 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 5 апреля 2022 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Волкова С.А. просит об отмене судебных актов в связи с неправильным применением судами норм материального права. Указывает на то, что административным ответчиком не представлено каких-либо убедительных доказательств того, что информация о признании объекта проблемным была доведена до широкого круга лиц. Кроме того, ссылается на ошибочность выводов судебных инстанций об отсутствии правоотношений между административным истцом и застройщиком, подпадающих под действие статьи 5 Закона Самарской области от 8 июля 2019 года N 84-ГД "О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства, на территории Самарской области", определяющей порядок признания участника долевого строительства пострадавшим от действий недобросовестного застройщика.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения допущены судебными инстанциями.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - уполномоченный орган), а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции; государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с данным федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство.
Согласно подпункта 2 пункта 2 статьи 3 Закона Самарской области от 8 июля 2019 года N 84-ГД "О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства, на территории Самарской области" (далее - Закон Самарской области от 8 июля 2019 года N 84-ГД) орган исполнительной власти Самарской области, осуществляющий полномочия в сфере оказания мер государственной поддержки участников долевого строительства принимает заявления пострадавших участников долевого строительства о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства и выносит решения о включении их в указанный реестр.
На территории Самарской области уполномоченным органом государственной власти Самарской области в сфере защиты прав обманутых дольщиков является Минстрой Самарской области (статья 2 Закона Самарской области от 16 марта 2007 года N 13-ГД "О мерах по защите прав участников долевого строительства многоквартирных домов (обманутых дольщиков) на территории Самарской области").
Постановлением Правительства Самарской области от 13 декабря 2019 года N 927 утверждён Порядок ведения реестра пострадавших участников долевого строительства (далее - Порядок), в соответствии с пунктом 1.3 которого уполномоченным на ведение реестра пострадавших участников долевого строительства (далее - реестр) органом является Минстрой Самарской области.
В силу статьи 2 Закона Самарской области от 8 июля 2019 года N 84-ГД пострадавший участник долевого строительства - гражданин Российской Федерации, соответствующий критериям, установленным статьей 5 настоящего Закона.
В силу пункта 2.5 вышеприведенного Порядка уполномоченный орган на основании поступившего заявления и документов, указанных в пунктах 2.2 и 2.3 настоящего Порядка, в тридцатидневный срок принимает решение об отказе или включении заявителя в Реестр, о чем уведомляет заявителя с указанием причин отказа или очередности.
Основаниями для принятия решения уполномоченным органом об отказе во включении пострадавшего участника долевого строительства в реестр являются: несоответствие пострадавшего участника долевого строительства критериям, указанным в статье 5 Закона о поддержке обманутых дольщиков (подпункт "а"); непредставление документов, указанных в пункте 2.2 настоящего Порядка (подпункт "г").
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции исходили из того, что договор уступки права требования заключен между ЗАО СМТ "Химэнергострой" и Волковой С.А. 27 ноября 2014 года, то есть после признания объекта проблемным и введения в отношении застройщика одной из процедур банкротства, в связи с чем Волкова С.А. в гражданско-правовые отношения с застройщиком не вступала, в связи с чем не является лицом, пострадавшим от действий недобросовестного застройщика.
С указанным выводом согласиться нельзя в силу следующего.
Право на судебную защиту, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, оказывается существенно ущемленным, если суды при рассмотрении дела не исследуют его фактические обстоятельства по существу, ограничиваясь установлением формальных условий применения нормы (постановления от 6 июня 1995 года N 7-П, от 13 июня 1996 года N 14-П, от 28 октября 1999 года N 14-П, от 22 ноября 2000 года N 14-П, от 14 июля 2003 года N 12-П, от 12 июля 2007 года N 10-П, определение от 5 марта 2004 года N 82-О и др.).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 5 Закона Самарской области от 8 июля 2019 года N 84-ГД пострадавшим от действий недобросовестного застройщика признается гражданин Российской Федерации, при условии заключения договора долевого участия в строительстве и (или) договора уступки прав требования по такому договору до признания объекта проблемным и (или) введения в отношении застройщика одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве застройщика.
Исходя из содержания вышеприведенной нормы, для подтверждения факта того, что гражданин пострадал от действий недобросовестного застройщика и последующего включения в реестр, он предоставляет договор долевого участия в строительстве или договор уступки прав требования, при этом одновременное предоставление таких договоров обязательным условием не является.
Обращаясь в Минстрой Самарской области Волкова С.А, кроме прочего, представила копию договор долевого участия в строительстве от 4 августа 2006 года, который заключен до признания объекта проблемным, доказательства правопреемства, установленного в судебном порядке между административным истцом и первоначальным дольщиком, а также факт внесения денежных средств по договору уступки права требования от 27 ноября 2014 года в размере 2 354 800 рублей (л.д. 17).
Таким образом, вывод судебных инстанций о том, что Волкова С.А. не пострадала от недобросовестных действий застройщика, поскольку в гражданско-правовые отношения с застройщиком не вступала, прямо противоречит положениям статей 388-390 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом следует учитывать, что на момент уступки права требования административный истец могла полагать возможной передачу ей квартиры в собственность по первоначальному договору, если бы новый застройщик завершил строительство объекта долевого участия.
Кроме того, согласно уведомлению Минстроя Самарской области от 15 ноября 2015 года в отношении Волковой С.А. принято решение о включении в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, ведение которого осуществлялось в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20 сентября 2013 года N 403 "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены" (л.д. 20).
При указанных обстоятельствах оспариваемые судебные акты нельзя признать законными, как постановленные с нарушением норм материального права, они подлежат отмене с приятием нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Самары от 3 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 5 апреля 2022 года отменить, принять по делу новое решение.
Признать уведомление Министерства строительства Самарской области о принятии решения об отказе во включении Волковой С.А. в реестр пострадавших участников долевого строительства от 17 декабря 2020 года N 3/8518 незаконным.
Обязать Министерство строительства Самарской области повторно рассмотреть заявление Волковой С.А. о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 15 июля 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.