Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.
судей Алексеева Д.В, Кувшинова В.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 1 июня 2022 года кассационную жалобу Кропоткиной О.Н. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 18 марта 2022 года по административному делу
N 2а-1514/2021 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС N 9 по Республике Татарстан к Кропоткиной О.Н. о взыскании задолженности по страховым взносам.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемого судебного постановления, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
22 декабря 2014 года Кропоткина О.Н. зарегистрирована в качестве арбитражного управляющего.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов являются, в том числе, индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Кропоткина О.Н. является плательщиком страховых взносов в бюджеты Федерального фонда обязательного медицинского страхования и Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьёй 430 настоящего Кодекса.
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 руб. за расчётный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчётным периодом.
Согласно пункту 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают:
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за расчётный период 2017 год в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьёй:
в случае, если величина дохода плательщика за расчётный период не превышает 300 000 руб, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса;
в случае, если величина дохода плательщика за расчётный период превышает 300 000 руб, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса плюс 1, 0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 руб. за расчётный период.
При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса;
страховые взносы на обязательное медицинское страхование за расчётный период 2017 год, фиксированный размер которых определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного подпунктом 3 пункта 2 статьи 425 настоящего Кодекса;
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчётный период не превышает 300 000 руб. - в фиксированном размере 26 545 руб. за расчетный период 2018 год, 29 354 руб. за расчётный период 2019 год, 32 448 руб. за расчётный период 2020 год; в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 руб, - в фиксированном размере 26 545 руб. за расчётный период 2018 год (29 354 руб. за расчётный период 2019 год, 32 448 руб. за расчётный период 2020 года) плюс 1, 0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 руб. за расчетный период. При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта;
страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 руб. за расчётный период 2018 год, 6 884 руб. за расчётный период 2019 год и 8 426 руб. за расчётный период 2020 год.
Согласно пункту 1 статьи 75 Налогового Кодекса Российской Федерации пеней признаётся установленная настоящей статьёй денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2).
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (пункт 3).
Положениями пунктов 1, 2 и 8 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что требованием об уплате налога признаётся извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Правила, предусмотренные настоящей статьёй, применяются также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам.
В связи с неуплатой в установленные законом сроки страховых взносов за 2017 - 2019 годы Кропоткиной О.Н. начислены пени и направлены требования: N 128355 об уплате страховых взносов и пени по состоянию на 1 декабря 2020 года за расчётный период 2017 год в общей сумме 43 652, 39 руб. сроком исполнения до 12 января 2021 года;
требование N 153706 об уплате страховых взносов и пени по состоянию на 10 декабря 2020 года за расчётный период 2018 год в общей сумме 34 549, 69 руб. сроком исполнения до 12 января 2021 года;
N 153950 об уплате страховых взносов и пени по состоянию на 17 декабря 2020 года за расчётный период 2019 год в общей сумме 49 697, 15 руб. сроком исполнения до 19 января 2021 года.
В установленные сроки требования не были исполнены.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка N 3 по Елабужскому судебному району Республики Татарстан от 5 мая 2021 года с Кропоткиной О.Н. взыскана сумма задолженности по страховым взносам и пени. В связи с поступившими возражениями 21 мая 2021 года судебный приказ отменён.
10 августа 2021 года Межрайонная ИФНС N 9 по Республике Татарстан обратилась в суд с настоящим административным иском, уточнив требования, просила взыскать с Кропоткиной О.Н. пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии в размере 6 396, 29 руб, из них: пени в размере 790, 72 руб, начисленные за период с 10 января 2018 года по 30 ноября 2020 года, на общую сумму 23 400 руб. за 2017 год; пени в размере 3 858, 75 руб, начисленные за период с 10 января 2019 года по 9 декабря 2020 года, на общую сумму 26 545 руб. за 2018 год; пени в размере 1 746, 81 руб, начисленные за период с 1 января 2020 года по 16 декабря 2020 года, на общую сумму 29 354 руб. за 2019 год.
Решением Елабужского городского суда Республики Татарстан от 14 октября 2021 года в удовлетворении административного искового заявления отказано в связи с исполнением плательщиком страховых взносов своей обязанности по их уплате. Суд исходил из того, что сумма задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, за расчётные периоды за расчётный период 2019 год в размере 6 884 руб. 14 июля 2021 года была уплачена Кропоткиной О.Н.
25 августа 2021 сумма задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, по начислениям за расчётный период 2019 год в размере 29 354 руб. 25 августа 2021 года была уплачена Кропоткиной О.Н.
Пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, в размере 411, 61 руб, из них: пени в размере 1, 95 руб, начисленные в период с 10 января 2019 года по 9 декабря 2020 года на общую сумму 5 840 руб. за 2018 год; пени в размере 409, 66 руб, начисленные за период с 1 января 2020 года по 16 декабря 2020 года на общую сумму 6 884 руб. за 2019 год, уплачены Кропоткиной О.Н. 6 сентября 2021 года.
Тогда же уплачены пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, в размере 834, 50 руб, указанная сумма списана в счёт недоимки по пени, начисленным за период с 10 января 2018 года по 30 ноября 2020 года, на общую сумму 23 400 руб. за расчётный период 2017 год.
Также суд исходил из того, что требование N 153950 административным ответчиком не получено.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 18 марта 2022 года решение суда первой инстанции отменено, административный иск удовлетворён.
Не согласившись с апелляционным определением, Кропоткина О.Н. в кассационной жалобе просит апелляционное определение отменить, направить дело на новое рассмотрение. Указывает, что установленный статьёй 70 Налогового кодекса Российской Федерации срок направления требования налоговым органом пропущен, налоговым органом не доказана дата выявления недоимки. Податель жалобы также ссылается на незаконность заявления требований, отличных от тех, которые заявлялись при вынесении судебного приказа. Кроме того, требование N 153950 от 17 декабря 2020 года не направлялось через личный кабинет налогоплательщика.
От представителя Межрайонной ИФНС N 9 по Республике Татарстан поступили письменные объяснения, в которых ставится вопрос об оставлении обжалуемого судебного акта без изменения, кассационной жалобы - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции исходил из того, что недоимка погашена не в полном объёме, оставшаяся задолженность по пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, составила 6 396, 28 руб, из которых: пени в размере 790, 72 руб, начисленные за период с 10 января 2018 года по 30 ноября 2020 года, на общую сумму 23 400 руб. за 2017 год; пени в размере 3 858, 75 руб, начисленные за период с 10 января 2019 года по 9 декабря 2020 года, на общую сумму 26 545 руб. за 2018 год; пени в размере 1 746, 81 руб, начисленные за период с 1 января 2020 года по 16 декабря 2020 года, на общую сумму 29 354 руб. за расчётный период 2019 год, административным ответчиком не уплачены.
В этой связи суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об обоснованности заявленных требований.
Данный вывод является правильным, в полной мере согласуется с приведёнными выше законоположениями и установленными по делу обстоятельствами.
Довод жалобы о пропуске срока направления требований об уплате страховых взносов и пени несостоятелен в силу следующего.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трёх месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом.
При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Правила, установленные настоящей статьёй, применяются также в отношении сроков направления требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса.
Положениями пункта 4.1 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, оценщиков, обязан не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения за предшествующий месяц об арбитражных управляющих, оценщиках, занимающихся частной практикой, - членах соответствующих саморегулируемых организаций, внесенных в сводные реестры членов указанных саморегулируемых организаций, исключенных из таких реестров, о прекращении оценщиком занятия частной практикой.
В суде первой инстанции в письменных объяснениях (л.д. 66 - 68) временно исполняющий начальника Межрайонной ИФНС N 9 по Республике Татарстан указывал, что сведения о членах саморегулируемой организации арбитражных управляющих из сводного государственного реестра поступили в налоговый орган 6 ноября 2020 года. Информация о дате внесения данных о периоде исполнения обязанности по уплате страховых взносов отражена в сведениях учёта плательщика (л.д. 16).
Таким образом, датой выявления недоимки является 6 ноября 2020 года, соответственно, срок направления требований налоговым органом соблюдён.
Судом апелляционной инстанции обоснованно отклонён довод Кропоткиной О.Н. о том, что ею не было получено требование N 153950.
Согласно пункту 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Суд апелляционной инстанции учёл, что из представленных в материалы дела скриншотов из базы данных АИС Налог-3 ПРОМ следует, что 17 декабря 2020 года налоговым органом через открытый на имя Кропоткиной О.Н. личный кабинет налогоплательщика направлено требование N 153950, которое вручено 18 декабря 2020 года (л.д. 84, 85).
Ссылка в кассационной жалобе на неправильную оценку доказательств не может быть принята во внимание.
В соответствии с положениями частей 1 - 4 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Доказательство признаётся судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придёт к выводу, что содержащиеся в нём сведения соответствуют действительности.
Порядок оценки доказательств судом апелляционной инстанции не нарушен, по результатам оценки представленных в материалы дела доказательств сделан правильный вывод, что налоговые уведомления и требования были переданы в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика. При этом правовое значение для разрешения вопроса о получении налогоплательщиком документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, имеет факт получения доступа к личному кабинету налогоплательщика, а не зависящее исключительно от самого налогоплательщика обстоятельство фактического использования личного кабинета.
Данные требования закона при оценке доказательств были соблюдены.
Также не может быть принята во внимание ссылка подателя жалобы на то, что налоговым органом заявлены требования, отличные от тех, которые заявлялись при обращении с заявлением о вынесении судебного приказа.
Пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица подаётся в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истёк срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Учитывая, что плательщиком страховых взносов обязанность по их уплате частично исполнена после от мены судебного приказа, налоговый орган обоснованно заявил требования в суд при обращении с административным исковым заявлением лишь в части неисполненной недоимки.
При таких обстоятельствах оснований для отмены состоявшегося судебного постановления не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 18 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кропоткиной О.Н. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.