Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В, судей Бросовой Н.В, Кизирбозунц Т.Т, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Мухаметшина А.Ш. на решение Московского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 09 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 21 февраля 2022 года по гражданскому делу
N 2-2473/2021 по иску Мухаметшина А.Ш. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, включении периодов работы в специальный стаж и об обязании назначить пенсию.
Заслушав доклад судьи Юровой О.В, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Мухаметшин А.Ш. обратился с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан о признании решения незаконным, возложении обязанности по включению в специальный стаж периодов трудовой и иной деятельности и назначению досрочной страховой пенсии. В обоснование своих требований истец указала, что 29 июля 2020 года в связи с наличием стажа творческой деятельности продолжительностью не менее 25 лет он подал в территориальный орган пенсионного фонда заявление о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 21 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Однако в назначении пенсии на льготных основаниях решением ответчика ему было отказано со ссылкой на отсутствие требуемого стажа на соответствующих видах работ. С данным отказом истец не согласен, полагает, что расчет указанного стажа произведен пенсионным органом неверно в связи с необоснованным исключением из него периодов его трудовой деятельности с 15 марта 1999 года по 31 марта 2002 года в качестве солиста военного оркестра в Казанском филиале Челябинского танкового института, а также отпусков без сохранения заработной платы в периоды с 12 октября 2004 года по 30 ноября 2004 года в должности солиста симфонического оркестра группы кларнетов в Татарской государственной филармонии имени Габдуллы Тукая, со 2 июля 2007 года по 14 августа 2007 года и с 1 июля 2009 года по 3 августа 2009 года в должности: концертмейстера симфонического оркестра группы кларнетов в Государственном большом концертном зале имени Салиха Сайдашева.
По изложенным основаниям истец просил признать решение пенсионного органа незаконным, возложив на ответчика обязанность по включению приведенных выше спорных периодов в стаж на соответствующих видах работ и назначению ему досрочной страховой пенсии с 29 июня
2020 года.
Решением Московского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 09 ноября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 21 февраля 2022 года, в удовлетворении исковых требований Мухаметшина А.Ш. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, включении периодов работы в специальный стаж и об обязании назначить пенсию, отказано.
В кассационной жалобе Мухаметшин А.Ш. просит отменить решение и апелляционное определение, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в части включения в стаж периода работы с 15 марта 1999 года по 31 марта 2002 года в должности солиста военного оркестра в Казанском филиале Челябинского танкового института, ссылается на неправильное применение судом норм материального права, неправильную оценку обстоятельств дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлялись о месте и времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции, в судебное заседание не явились.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено, что 29 июня 2020 года Мухаметшин А.Ш. обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Московском районе города Казани (правопредшественника Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением творческой деятельности.
Решением ответчика от 13 октября 2020 года N в назначении досрочной пенсии истцу было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа - 25 лет, в который в бесспорном порядке зачтено 22 года 7 месяцев 15 дней. При этом оспариваемые истцом периоды работы и нахождения в неоплачиваемых отпусках в его специальный стаж ответчиком включены не были.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований о включении в соответствующий стаж истца периода его работы с 15 марта
1999 года по 31 марта 2002 года в качестве солиста военного оркестра в Казанском филиале Челябинского танкового института, суд первой инстанции исходил из того, что Мухаметшиным А.Ш. не было представлено доказательств, подтверждающих его занятость в качестве артиста духовых инструментов, поскольку не любая работа в оркестре дает право на включение периода ее осуществления в стаж для назначения льготной пенсии.
Суд апелляционной инстанции согласился с такими выводами суда первой инстанции. При этом указал, что в целях определения круга лиц, имеющих право на пенсию по рассматриваемому основанию, законодатель утвердил специальную норму в части 2 статьи 30 Федерального закона от
28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", согласно которой списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Реализуя указанные правомочия Правительство Российской Федерации приняло постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Подпунктом "о" пункта 1 этого постановления предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности), Список профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 82 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 28 августа 1991 года N 447 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления.
При этом начиная с 1 января 2019 года в отношении лиц, осуществлявших творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности), которым в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается по достижении определенного возраста, указанный Список применяется с учетом положений части 1(1) статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Пунктом 3 названного Списка предусмотрено, что право на пенсию за выслугу лет при стаже творческой работы в должностях, предусмотренных в настоящем пункте, не менее 25 лет (в этот стаж засчитывается также работа, предусмотренная в пунктах 1 и 2 настоящего Списка) имеют артисты, играющие на духовых инструментах (в том числе на старинных духовых народных инструментах) в профессиональных художественных коллективах.
Как видно из имеющейся в деле копии трудовой книжки, в период
с 15 марта 1999 года по 31 марта 2002 года истец работал в должности артиста высшей категории оркестра Казанского филиала танкового института.
Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденным приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 30 марта 2011 года N 251н, установлены должностные обязанности для должности "артист симфонического, камерного, эстрадно-симфонического, духового оркестра, оркестра народных, инструментов", а также квалификационные требования: высшее профессиональное или среднее профессиональное образование; (музыкальное).
К числу духовых инструментов относятся кларнет и eгo разновидности (малый кларнет, бас-кларнет).
Должности "музыкант духового оркестра" и "солист духового оркестра" не предусмотрены вышеуказанным Единым квалификационным справочником, постановлением Минтруда России от 1 февраля 1995 года, Общесоюзным классификатором профессий рабочих, должностей служащих, утвержденного постановлением Госстандарта СССР от 27 августа 1986 года
N 016, а также Общеотраслевыми квалификационными характеристиками руководителей, специалистов и служащих, утвержденных постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 27 марта 1986 года:
Как указал в своем решении суд первой инстанции, анализируя цели, задачи и структуру военного оркестра, направления деятельности и функций, предусмотренных Положением о военно-оркестровой службе в Вооруженных Силах СССР, утвержденных приказом Министерства обороны СССР от
26 июля 1963 года N 182 и приказом Министерства обороны СССР от 10 июня 1988 года N 222, действующих в спорные периоды, а также должностные обязанности музыканта военного оркестра, предусмотренные вышеуказанными нормативными актами и должностные характеристики артиста духового оркестра, предусмотренные Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, военный оркестр является профессиональным творческим коллективом и подпадает под понятие профессионального художественного коллектива.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 22 ноября
1996 года N 417 утверждено Положение о военно-оркестровой службе Министерства обороны Российской Федерации, пунктом 42 которого предусмотрены должности концертмейстера, солиста, помощника солиста, музыканта и артиста оркестра.
К концертмейстерам, солистам и артистам высшей категории относятся: первые флейты, первые гобои, первые кларнеты, первые фаготы, первые саксофоны-альты, первые саксофоны-теноры, первые и третьи валторны, первые трубы, первые тромбоны, ударные инструменты, первые корнеты, первые теноры, баритоны, вторые басы, контрабасы. Артисты высшей категории должны иметь высшее профессиональное образование (музыкальное) и стаж работы в оркестре не менее 5 лет или среднее профессиональное образование (музыкальное) и стаж работы в оркестре не менее 7 лет.
Таким образом, к артистам военного оркестра отнесены исполнители, играющие не только на духовых инструментах, но и на ударных и клавишных музыкальных инструментах.
Суд апелляционной инстанции указал, что осуществление истцом творческой деятельности в качестве артиста именно духовых инструментов доказательствами, отвечающими требованиям относимости и допустимости с учетом характера разрешаемого спора, представленными в пенсионный орган, а в последующем в суд, не подтверждено.
Действительно, из справки Казанского высшего военного командного училища (военного института) от 6 ноября 2013 года N следует, что в период с 15 марта 1997 года по 31 марта 2002 года Мухаметшин А.Ш. работал артистом оркестра (вольнонаемным) и исполнял партию первого кларнета.
При этом ссылки на первичные документы, явившиеся основанием для выдачи указанного документа, в справке не содержится, информация о полной занятости истца в соответствующих условиях труда в ней также не отражена.
Кроме того, работодателем не представлено в материалы дела соответствующей справки, подтверждающей льготный характер работы истца в спорный период времени.
В связи с чем суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований Мухаметшина А.Ш.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанции.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Как закреплено в части 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" (в редакции, действующей с 1 января 2019 года) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В силу положений пункта 21 части 1, частей 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не менее
15- 30 лет, по достижении возраста 55 - 60 лет либо независимо от возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Согласно части 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря
2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19-21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону, а именно в 2020 году срок назначения страховой пенсии по старости установлен не ранее чем через 24 месяца со дня возникновения соответствующего права.
При этом в соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от
3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии" гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах
19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному; Федеральному закону, но не более чем за 6 месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
В пункте 4 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015, Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, закреплено положение о зачете в специальный стаж периодов работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.
Согласно пункту 2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н, указано, что в числе прочих, подлежит осуществление творческой деятельности на сцене театров или театрально-зрелищных организаций.
Из пункта 4 Порядка следует, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателем или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений (индивидуального) персонифицированного учета (пункт 13 порядка).
Аналогичные разъяснения даны и в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" от 11 декабря 2012 года N 30.
Поскольку соответствующей справки, подтверждающей работу в указанный выше спорный период времени в качестве артиста, играющего на духовых инструментах, а также полную занятость в данных условиях, Мухаметшиным А.Ш. представлено не было, а сведения индивидуального (персонифицированного) учета после регистрации истца в системе обязательного пенсионного страхования, произведенной 3 июня 1999 года, сданы работодателем в пенсионный орган общим стажем без указания льготного кода, выводы судов об отказе в удовлетворении исковых требований Мухаметшина А.Ш. являются обоснованными.
Так как без учета указанного периода специальный стаж истца составляет менее 25 лет, в назначении досрочной страховой пенсии ему также обоснованно отказано.
Выводы судов первой и апелляционной инстанции основаны на анализе норм пенсионного законодательства, оценке представленных суду доказательств, являются обоснованными. Оснований для иных выводов судебная коллегия не находит.
Доводы жалобы истца о том, что судом дана неверная оценка представленным доказательствам не могут быть приняты во внимание, поскольку в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о неправильном применении судами норм материального права, неправильной оценке обстоятельств дела являются необоснованными, сводятся к несогласию с принятым судом судебным постановлением, не влекут отмены или изменения апелляционного определения суда.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных
статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам кассационной жалобы Мухаметшина А.Ш.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Московского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 09 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 21 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Мухаметшина А.Ш. - без удовлетворения.
Председательствующий О.В.Юрова
Судьи Н.В.Бросова
Т.Т.Кизирбозунц
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.