Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 20 июля 2005 г. N Ф03-А51/05-2/2005
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Приморскому краю на решение от 03.03.2005 по делу N А51-15268/04 37-422 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению индивидуального предпринимателя М.В. к Межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Приморскому краю о возврате излишне уплаченных налогов в сумме 4168,92 руб.
Резолютивная часть постановления от 13 июля 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 20 июля 2005 года.
В Арбитражный суд Приморского края обратился индивидуальный предприниматель М.В. с требованием обязать Межрайонную инспекцию МНС Российской Федерации N 1 по Приморскому краю произвести возврат из бюджета 4168,92 руб., в том числе излишне уплаченных налогов в сумме 3786,22 руб. и процентов за нарушение срока возврата в сумме 382,70 руб., а также возместить судебные издержки в сумме 3000 руб.
Решением от 03.03.2005 требования предпринимателя удовлетворены частично. Суд обязал Межрайонную инспекцию МНС Российской Федерации N 1 по Приморскому краю произвести возврат из бюджета 4042,88 руб., в том числе излишне уплаченных предпринимателем налогов в сумме 3660,18 руб. и процентов за нарушение срока возврата в сумме 382,70 руб.
Производство по делу в части, касающейся требования предпринимателя о возврате сумм налога в размере 126,02 руб., суд прекратил.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Межрайонная инспекция ФНС России N 1 по Приморскому краю просит решение арбитражного суда отменить и принять новый судебный акт.
Налоговый орган считает незаконными требования предпринимателя о возврате из бюджета излишне уплаченных налогов в сумме 3786,22 руб., так как задолженность перед налогоплательщиком по возврату из бюджета излишне уплаченных налогов фактически отсутствует.
В обоснование жалобы заявитель сослался на акт сверки расчетов с бюджетом по налогам за период с 01.01.2004 по 30.11.2004, подписанный 15.12.2004 представителем предпринимателя по доверенности. Данным актом не установлено расхождения данных налогоплательщика и налогового органа по движению денежных средств.
Кроме того, суммы, выявленные при проведении камеральной проверки, возвращены предпринимателю, лицевые счета приведены в соответствие.
В отзыве на жалобу предприниматель М.В. доводы заявителя жалобы отклонил и просил состоявшийся по делу судебный акт оставить без изменения, так как выводы суда о применении норм материального и процессуального права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Исходя из доводов заявителя жалобы, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, и не нашел оснований для отмены состоявшегося по делу судебного акта.
Как видно из материалов дела, в течение 2001 года предприниматель М.В. перечислил в бюджет авансовые платежи по единому социальному налогу в общей сумме 44487,34 руб.
В установленные законодательством сроки налогоплательщик исчислил к уплате в бюджет налог за 2001 год в общей сумме 15379 руб., что подтверждается налоговой декларацией.
По состоянию на 09.12.2003 сторонами проведена сверка расчетов по уплате налогов и страховых взносов в бюджет, в результате чего была установлена переплата в общей сумме 29108,34 руб., в том числе:
- 4338,46 руб. по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации, согласно актам сверки расчетов от 09.12.2003 N 1693 и N 1700;
- 3692,10 руб. по единому социальному налогу, зачисляемому в Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации, согласно актам сверки расчетов от 09.12.2003 N 1692 и N 1702;
- 215,78 руб. по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации, согласно актам сверки расчетов от 09.12.2003 N 1692 и N 1702;
- 20862 руб. по единому социальному налогу, зачисляемому в Пенсионный фонд Российской Федерации согласно актам сверки расчетов от 09.12.2003 N 1694 и N 1703.
На основании указанных актов 31.12.2003 налоговый орган возвратил предпринимателю из бюджета излишне уплаченные страховые взносы в общей сумме 20776,10 руб., в том числе:
- 3708,70 руб. ЕСН, зачисляемого в ФСС, согласно заключению N 199 от 22.12.2003;
- 3061 рубль 09 копеек ЕСН, зачисляемого в ТФОМС, согласно заключению N 197 от 22.12.2003;
- 178,20 руб. ЕСН, зачисляемого в ФФОМС, согласно заключению N 198 от 22.12.2003;
- 13828,11 руб. ЕСН, зачисляемого в ПФР, согласно заключению N 200 от 22.12.2003.
Кроме того, предприниматель согласился с удержанием имеющейся переплаты в счет погашения пеней в сумме 2705,19 руб.
По состоянию на 01.01.2004 остаток невозвращенных из бюджета денежных средств составил 5627,05 руб. из расчета: 29108,34 руб. задолженность согласно актам сверок - 20776,10 руб. возврат из бюджета излишне уплаченных налогов - 2705,19 руб. признанная заявителем пеня.
Задолженность по суммам излишне уплаченных налогов на 01.01.2004 состояла из переплат в сумме:
- 629,76 руб. по ЕСН, зачисляемому в ФСС, согласно актам сверки расчетов от 09.12.2003 N 1693 и N 1700;
- 549,40 руб. по ЕСН, зачисляемому в ТФОМС, согласно актам сверки расчетов от 09.12.2003 N 1692 и N 1702;
- 32,37 руб. по ЕСН, зачисляемому в ФФОМС, согласно актам сверки расчетов от 09.12.2003 N 1692 и N 1702;
- 4415,52 руб. по ЕСН, зачисляемому в ПФР, согласно актам сверки расчетов от 09.12.2003 N 1694 и N 1703.
С заявлением о возврате излишне уплаченных налогов предприниматель обращался в налоговый орган по месту учета 29.04.2004 и 07.05.2004, требуя возвратить 24566,05 руб. из расчета: 5627,05 руб. (задолженность по возврату из бюджета страховых взносов по ЕСН, подтвержденная актами сверок от 09.12.2003 NN 1692-1694, N 1700, N 1702, N 1703) + 18939 руб. (авансовый платеж по единому налогу по УСНО за 2003 год).
По состоянию на 05.05.2004 излишняя уплата налогов в размере 24566,05 руб. подтверждена актами сверок расчетов по уплате налогов между налогоплательщиком и налоговым органом, в том числе:
- 4415,52 руб. ЕСН, зачисляемому в ПФР согласно актам сверки расчетов от 05.05.2004 N 16985 и N 16994;
- 629,76 руб. по ЕСН, зачисляемому в ФСС, согласно актам сверки расчетов от 05.05.2004 N 16988 и N 16995;
- 32,37 руб. по ЕСН, зачисляемому в ФФОМС, согласно актам сверки расчетов от 05.05.2004 N 16986 и N 16996;
- 549,40 руб. по ЕСН, зачисляемому в ТФОМС, согласно актам сверки расчетов от 05.05.2004 N 16997 и N 16987;
- 18939 руб. по единому налогу по УСНО за 2003 года согласно актам сверки расчетов от 05.05.2004 N 16980 и N 16999.
В связи с тем, что указанные заявления предпринимателя М.В. налоговым органом были оставлены без ответа, налогоплательщик повторно обращался в налоговый орган с заявлениями от 07.07.2004 и от 20.07.2004 о возврате из бюджета излишне уплаченных налогов.
Кроме того, на основании статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации предприниматель М.В. обратился в Управление Министерства Российской Федерации по налогам и борам по Приморскому краю с жалобой от 20.07.2004 на незаконное бездействие Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Приморскому краю и не возврату из бюджета излишне уплаченных налогов.
По результатам рассмотрения заявлений в налоговый орган и жалобы в Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Приморскому краю в июле 2004 года Инспекцией был произведен возврат излишне уплаченных в бюджет налогов в общей сумме 20779,83 руб., в том числе:
- 1951,88 руб. ЕСН, зачисляемого в ПФР, согласно заключению N 979 от 05.07.2004;
- 18682,72 руб. единого налога по УСНО за 2003 год согласно заключению N 1009 от 12.07.2004;
- 130,24 руб. единого налога по УСНО за 2003 год согласно заключению N 1010 от 12.07.2004;
- 14,11 руб. ЕСН, зачисляемого в ТФОМС, согласно заключению N 1014 от 12.07.2004;
- 00,08 руб. ЕСН, зачисляемого в ФФОМС, согласно заключению N 1015 от 12.07.2004;
- 00,80 руб. ЕСН, зачисляемого в ФФОМС, согласно заключению N 1016 от 12.07.2004.
Возврат из бюджета сумм излишне уплаченных в размере 20779,85 руб. был произведен на расчетный счет налогоплательщика 29.07.2004, что подтверждается кредитными авизо АК СБ "Приморское ОСБ N 8635/051".
Таким образом, предпринимателем определена задолженность излишне уплаченных в бюджет налогов в размере 3786,22 руб., состоящая из разницы между данными актов сверок с налоговым органом от 05.05.2004 и суммами налогов, фактически возвращенными в декабре 2003 года и в июле 2004 года из бюджета на расчетный счет налогоплательщика в соответствии с заключениями налогового органа, в том числе:
- 629,76 руб. ЕСН, зачисляемого в ФСС, из расчета: 4338,46 руб. задолженность согласно актам сверки расчетов от 09.12.2003 N 1693 и N 1700; актам сверки расчетов от 05.05.2004 N 16988, N 16995) - 3708,70 руб. возврат согласно кредитовому авизо банка N 005-2401;
- 535,29 руб. ЕСН, зачисляемого в ТФОМС, из расчета: 3610,49 руб. задолженность согласно актам сверки расчетов от 09.12.2003 N 1692, N 1702; актам сверки расчетов от 05.05.2004 N 16987, N 16997 - 3061,70 руб. возврат согласно кредитовому авизо банка N 005-2398 - 14,11 руб. возврат согласно заключению N 1014 1 от 12.07.2004;
- 31,49 руб. ЕСН, зачисляемого в ФФОМС, из расчета: 215,78 руб. задолженность согласно актам сверки расчетов от 09.12.2003 N 1692, N 1702; актам сверки расчетов от 05.05.2004. N 16986, N 16996 - 5,21 руб. удержанная пеня и 178,20 руб. возврат согласно кредитовому авизо банка N 005-2400 - 00,08 руб. возврат согласно заключению N 1015 от 12.07.2004 - 00,80 руб. возврат согласно заключению N 1016 от 12.07.2004;
- 2463,64 руб. ЕСН, зачисляемого в ПФР, из расчета: 18243,63 руб. задолженность согласно актам сверки расчетов от 09.12.2003 N 1694 и N 1703; актам сверки расчетов от 05.05.2004 N 16985 и N 16994 - 13828,11 руб. возврат согласно кредитовому авизо банка N 005-2203 - 1951,88 руб. возврат согласно заключению N 979 от 05.07.2004;
- 126,02 руб. единого налога по УСНО, из расчета: 18939 руб. авансовый платеж по единому налогу УСНО за 2003 год - 18682,72 руб. возврат согласно заключению N 1009 от 12.07.2004 минус 130,24 руб. возврат согласно заключению N 1010 от 12.07.2004.
Обжалуя бездействие налогового органа, предприниматель просил возвратить из бюджета излишне уплаченный ЕСН за 2001 год в сумме 3660,18 руб. (2463,64 руб. + 629,76 руб. + 535,29 руб. + 31,49 руб.), а также взыскать с налогового органа проценты в сумме 382,70 руб. за каждый день нарушения срока возврата излишне уплаченного налога.
В соответствии с пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации возврат суммы излишне уплаченного налога подлежит по письменному заявлению налогоплательщика.
Согласно пункту 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Возврат в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченных налогоплательщиком сумм налога непосредственно из бюджета носит восстановительный характер, и начисление процентов на эти суммы связано с нарушением месячного срока их возврата, то есть на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата из расчета процентной ставки, равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на день нарушения срока возврата.
Судом установлено, что сумма излишне уплаченного в бюджет ЕСН за 2001 год в размере 3660,18 руб., исчисленная заявителем как разница между данными актов сверок с налоговым органом от 05.05.2004 и суммами налогов, фактически возвращенными из бюджета на расчетный счет налогоплательщика в декабре 2003 года и в июле 2004 года, определена правильно.
Поскольку предусмотренный статьей 78 Налогового кодекса РФ порядок возврата из бюджета излишне уплаченной суммы налога налогоплательщиком соблюден, то суд правомерно удовлетворил требование предпринимателя и обязал налоговый орган вернуть из бюджета излишне уплаченный налог в сумме 3660,18 руб.
Кроме того, установив нарушение срока для возврата переплаты из бюджета, предусмотренное п. 9 ст. 78 Налогового кодекса РФ, суд также правомерно удовлетворил требование предпринимателя о взыскании процентов в сумме 382,70 руб.
В рассматриваемом случае 07.05.2004 предприниматель письменно обратился в Инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченных налогов, и по истечении одного месяца со дня подачи заявления налоговый орган возврат не произвел.
Согласно статье 78 Налогового кодекса РФ разница между суммой, необходимой и достаточной для исполнения обязательства по уплате налогов, и суммой, фактически уплаченной, подлежит зачету в счет погашения недоимки предстоящих платежей налогоплательщика по тому же налогу или по иным налогам, либо возврату налогоплательщику.
В случае переплаты налога по вине самого налогоплательщика, зачет или возврат излишне уплаченных сумм денежных средств производится налоговым органом без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено статьей 78 Налогового кодекса РФ.
Независимо от причины образования переплаты по налогам, возврат излишне уплаченных сумм производится в течение одного месяца со дня подачи налогоплательщиком заявления о возврате. В случае превышения месячного срока, предназначенного для возврата сумм излишне уплаченного налога, за каждый день нарушения срока возврата начисляются проценты. Начисление процентов за каждый день нарушения срока возврата из бюджета излишне уплаченного налога является формой компенсации убытков, причиненных налогоплательщику налоговым органом при просрочке возврата излишне уплаченной суммы налога.
Довод заявителя жалобы о том, что, подписав акты сверки расчетов с бюджетом от 15.12.2004 за период с 01.01.2004 по 30.11.2004, налогоплательщик фактически признал отсутствие задолженности по возврату из бюджета излишне уплаченных налогов, является несостоятельным, поскольку глава 7 "Доказательства и доказывание" Арбитражного процессуального кодекса РФ не предусматривает возможность приоритета одного отдельно взятого доказательства над иными доказательствами, имеющими непосредственное отношение к разрешаемому спору.
Подписанные 15.12.2004 заявителем акты сверки расчетов по уплате в бюджет налогов за период с 01.01.2004 по 30.11.2004, которыми не выявлено расхождения между данными налогоплательщика и налогового органа по движению денежных средств, не свидетельствует о том, что предприниматель М.В. признал отсутствие задолженности по возврату из бюджета сумм излишне уплаченных налогов, и не лишает предпринимателя права на обжалование бездействия налогового органа на основании ст. 138 Налогового кодекса РФ.
Таким образом, суд кассационной инстанции находит, что при рассмотрении спора суд первой инстанции применил нормы материального и процессуального права соответственно установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 03.03.2005 по делу N А51-15268/04 37-422 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 20 июля 2005 г. N Ф03-А51/05-2/2005
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании