Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В, судей Бросовой Н.В, Петровой И.И, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения Ульяновской области на решение Заволжского районного суда г.Ульяновска Ульяновской области от 22 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 15 февраля 2022 года по гражданскому делу N 2-3111/2021 по иску Щербаковой О.К. к Областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области о признании решений об отказе в предоставлении государственной услуги по назначению ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка недействительными, о назначении ежемесячной выплаты.
Заслушав доклад судьи Юровой О.В, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Щербакова О.К. обратилась в суд с иском к областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области (далее - ОГКУСЗН Ульяновской области, Учреждение) о признании решений об отказе в предоставлении государственной услуги по назначению ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка недействительными, назначении ежемесячной выплаты.
В обоснование иска указала, что является матерью Щербаковой А.Л, 31 января 2021 года рождения. 15 февраля 2021 года она обратилась через многофункциональный центр к ответчику с заявлением о предоставлении государственной услуги - ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка, однако 25 марта 2021 года в предоставлении данной услуги было отказано по причине отсутствия подтверждающих сведений о доходах каждого члена семьи за период с 01 августа 2019 года по 31 июля 2021 года.
03 апреля 2021 года она подала заявление вновь, представив необходимые документы, однако в удовлетворении данного заявления было отказано по причине того, что она не уплатила налог с полученного дохода. 18 июня
2021 года она вновь обратилась с заявлением о предоставлении государственной услуги - ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка, представив все необходимые документы, однако в удовлетворении заявления ей было отказано по причине отсутствия у нее дохода от трудовой деятельности.
С решением ответчика она не согласна. С 20 марта 2015 года она не работает, в настоящее время осуществляет уход за ребенком. Супруг Щербаков Л.П. не работает с 30 ноября 2008 года, в период с 2014 года по
2016 год он являлся индивидуальным предпринимателем, с 28 октября
2020 года по 27 января 2021 года состоял на учете в качестве безработного, в настоящее время является самозанятым. Просила признать недействительными отказы в предоставлении государственной услуги - ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка по заявлению от 15 февраля 2021 года, от 03 апреля 2021 года, от 18 июня
2021 года, назначить ей ежемесячную выплату в связи с рождением первого ребенка с момента возникновения права на выплату - со дня рождения ребенка.
Решением Заволжского районного суда г.Ульяновска Ульяновской области от 22 сентября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 15 февраля 2022 года, исковые требования Щербаковой Олеси Константиновны к областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области о признании решений об отказе в предоставлении государственной услуги по назначению ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка недействительными, о назначении ежемесячной выплаты, удовлетворено частично. Признаны недействительными решения областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения Ульяновской области об отказе в предоставлении Щербаковой О.К. государственной услуги по назначению ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка, принятые по заявлению от
03 апреля 2021 года, по заявлению от 18 июня 2021 года. Обязали областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения Ульяновской области назначить Щербаковой О.К. с
31 января 2021 года ежемесячную выплату в связи с рождением дочери Щербаковой А.Л, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в удовлетворении остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе Областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения Ульяновской области просит решение и апелляционное определение отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылается на неправильное применение норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлялись о месте и времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции, в судебное заседание не явились.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено, что с 21 июля 2017 года Щербакова О.К. состоит в зарегистрированном браке с Щербаковым Л.П. Щербакова О.К. является матерью несовершеннолетней Щербаковой А.Л, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
15 февраля 2021 года Щербакова О.К. обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка.
Решением ответчика от 17 февраля 2021 года в предоставлении государственной услуги Щербаковой О.К. было отказано в связи с отсутствием сведений о доходах супруга истца за период с 01 августа
2019 года по 31 июля 2020 года.
03 апреля 2021 года Щербакова О.К. вновь обратилась с заявлением о предоставлении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка.
Решением ответчика от 07 апреля 2021 года в предоставлении государственной услуги истцу было отказано по причине отсутствия доходов за период с 01 сентября 2019 года по 31 августа 2020 года.
18 июня 2021 года Щербакова О.К. обратилась с аналогичным заявлением, в удовлетворении которого решением ответчика от 10 июля
2021 года вновь было отказано в связи с отсутствием сведений о доходах членов семьи за период с 01 декабря 2019 года по 30 ноября 2020 года.
Полагая отказы ответчика в назначении ежемесячного пособия на ребенка незаконным, Щербакова О.К. обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении иска. При этом указал, что на рассмотрение ОГКУСЗН Ульяновской области в рамках заявления N от 18 июня
2021 года истицей представлены документы, аналогичные документам, представленным с заявлением от 03 апреля 2021 года, а также справка о доходах Щербакова Л.П. по получению пособия по безработице.
10 июля 2021 года ОГКУСЗН Ульяновской области принято решение об отказе в предоставлении государственной услуги по причине отсутствия доходов заявителя с 01 декабря 2019 года по 30 ноября 2020 года.
Таким образом, суд первой инстанции исходил из того, что при обращении в ОГКУСЗН Ульяновской области с заявлениями от 03 апреля
2021 года N, от 18 июня 2021 года N Щербакова О.К. представила необходимые документы, свидетельствующие об отсутствии трудоустройства (как ее, так и супруга), подтверждающие доводы об отсутствии доходов, и о наличии в связи с этим, права на получение спорной выплаты. При этом, в период, подлежащий учету для определения дохода семьи истицы на 03 апреля 2021 года и на 18 июня 2021 года, доход супругов от трудовой деятельности отсутствовал.
В связи с чем судом первой инстанции были признаны недействительными решения ОГКУСЗН Ульяновской области об отказе в предоставлении Щербаковой О.К. государственной услуги по назначению ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка, принятые по ее заявлению от 0 апреля 2021 года и по заявлению от 18 июня 2021 года, признано право на назначение ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка у Щербаковой О.К. с ДД.ММ.ГГГГ - с даты рождения дочери.
С такими выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанции, исходя из следующего.
Статьей 1 Федерального закона "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" от 28 декабря 2017 года N 418-ФЗ установлено, что право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации (часть 1).
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона N 418-ФЗ право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка возникает в случае, если ребенок рожден (усыновлен) начиная с 01 января 2018 года, является гражданином Российской Федерации и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".
Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка осуществляется женщине, родившей (усыновившей) первого ребенка, или отцу (усыновителю) либо опекуну ребенка в случае смерти женщины, отца (усыновителя), объявления их умершими, лишения их родительских прав или в случае отмены усыновления ребенка (часть 3 статьи 1).
Порядок осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка, порядок обращения за назначением указанной выплаты, а также перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для ее назначения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения (часть 6
статьи 1).
В целях единообразного применения данного Федерального закона могут издаваться разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 1).
В силу части 2 статьи 2 Федерального закона N 418-ФЗ ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется со дня рождения ребенка, если обращение за ее назначением последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка. Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка назначается на срок до достижения ребенком возраста одного года.
По истечении этого срока гражданин подает новое заявление о назначении указанной выплаты сначала на срок до достижения ребенком возраста двух лет, а затем на срок до достижения им возраста трех лет и представляет документы (копии документов, сведения), необходимые для ее назначения (часть 3 статьи 2).
Частью 1 ст. 4 Федерального закона N 418-ФЗ установлено, что при расчете среднедушевого дохода семьи для назначения ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка учитываются следующие доходы семьи, полученные в денежной форме: вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации (пункт 1); пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации (пункт 2); компенсация, выплачиваемая государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей (пункт 4); денежное довольствие (денежное содержание) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и других органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение федеральной государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью, а также дополнительные выплаты, имеющие постоянный характер, и продовольственное обеспечение (денежная компенсация взамен продовольственного пайка), установленные законодательством Российской Федерации (пункт 5).
Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона N 418-ФЗ при расчете среднедушевого дохода семьи не учитываются суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами, а также в связи с террористическим актом.
Суммы доходов, полученных от исполнения договоров гражданско-правового характера, а также доходов от предпринимательской и иной деятельности делятся на количество месяцев, за которые они начислены (получены), и учитываются в доходах семьи за те месяцы, которые приходятся на расчетный период (часть 5 статьи 4).
Доходы каждого члена семьи учитываются до вычета налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 6 статьи 4).
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2017 года N 889н утверждены Порядок осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка и обращения за назначением указанных выплат согласно приложению N 1; перечень документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка, согласно приложению N 2.
Пунктом 5 Порядка N 889н установлено, что заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка или заявление о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала на ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка может быть подано в любое время в течение трех лет со дня рождения ребенка (родного, усыновленного). В случае если заявление о назначении выплат подано не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка (родного, усыновленного), ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется со дня рождения ребенка (родного, усыновленного). В остальных случаях ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется со дня обращения за ее назначением.
К заявлению о назначении ежемесячной выплаты должны быть приложены документы (сведения), необходимые для назначения ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка, перечень которых предусмотрен приложением N 2 к Порядку (пункт 8 Порядка
N 889н).
Согласно пункту 9 Порядка N 889н заявление о назначении выплат подается с предъявлением следующих документов: документы, удостоверяющие личность, подтверждающие место жительства (пребывания) или фактического проживания заявителя (подпункт "а"); документы, удостоверяющие личность и полномочия представителя заявителя, - в случае подачи заявления через представителя (подпункт "б").
В соответствии с частью 4 статьи 2 Федерального закона N 418-ФЗ заявление о назначении выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка подается заявителем по месту его жительства (пребывания) или фактического проживания в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере социальной защиты населения, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (пункт 10 Порядка N 889н)).
Пунктом 19 Порядка N 889н установлено, что в течение 5 календарных дней после приема и регистрации заявления о назначении выплат орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере социальной защиты населения, в соответствии
с частью 10 статьи 2 Федерального закона N 418-ФЗ запрашивает в соответствующих органах сведения, необходимые для вынесения решения по принятому заявлению. Расчет среднедушевого дохода семьи производится органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия в сфере социальной защиты населения, или территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, установленном статьей 4 Федерального закона N418-ФЗ (пункт 21 Порядка N 889н).
В соответствии с частью 10 статьи 4 Федерального закона N 418-ФЗ в состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родитель (в том числе усыновитель), опекун ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого у гражданина возникло право на получение ежемесячной выплаты, супруг (супруга) такого гражданина, несовершеннолетние дети (пункт 22 Порядка N 889н).
Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка назначается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия в сфере социальной защиты населения, в месячный срок с даты приема (регистрации) заявления о назначении выплат с документами (пункт 24 Порядка N 889н).
В соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона N 418-ФЗ ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется в размере прожиточного минимума для детей, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 24.10.2017 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на год обращения за назначением указанной выплаты (пункт 25 Порядка N 889н).
Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона N 418-ФЗ ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка назначается на срок до достижения ребенком возраста одного года.
По истечении указанного срока заявитель вправе подать новое заявление о назначении выплат сначала на срок до достижения ребенком возраста двух лет, а затем на срок до достижения им возраста трех лет и представляет документы, предусмотренные пунктом 8 данных Правил (пункт 26 Порядка
N 889н).
Поскольку материалами дела подтверждено, что истец и ее супруг за периоды, подлежащие учету, дохода от трудовой деятельности не имели, доходы, полученные по договору аренды транспортного средства от 01 июня
2020 года в общей сумме 27000 руб, от продажи автомобиля по договору купли-продажи от 15 марта 2020 года в сумме 30000 руб, не превышали
2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, которая в 2021 году была установлена постановлением Правительства Ульяновской области от 15 февраля 2021 года N 37-П в размере 11417 руб.
(2-кратная величина - 22834 руб.), выводы судов об удовлетворении исковых требований Щербаковой О.К. являются обоснованными.
Доводы жалобы о том, что суд необоснованно не истребовал сведения о счетах, открытых на имя истца и ее супруга, о наличии зарегистрированных на, имя истца и супруга транспортных средств, несостоятельны, поскольку согласно пункту 15 Порядка N 889н органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющему полномочия в сфере социальной защиты населения, предоставлено право запрашивать документы (сведения), необходимые для назначения выплат, а также осуществлять проверку документов и сведений, представленных заявителем.
Выводы судов первой и апелляционной инстанции основаны на анализе норм действующего законодательства, оценке представленных суду доказательств, являются обоснованными. Оснований для иных выводов судебная коллегия не находит.
Доводы жалобы истца о том, что судом дана неверная оценка представленным доказательствам не могут быть приняты во внимание, поскольку в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о неправильном применении судами норм материального права, неправильной оценке обстоятельств дела являются необоснованными, сводятся к несогласию с принятыми судом судебными постановлениями, не влекут отмены или изменения решения и апелляционного определения.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных
статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам кассационной жалобы Областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения Ульяновской области.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Заволжского районного суда г.Ульяновска Ульяновской области от 22 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 15 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения Ульяновской области - без удовлетворения.
Председательствующий О.В.Юрова
Судьи Н.В.Бросова
И.И.Петрова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.