Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Нафикова И.А, судей Белоусовой Ю.К, Фахретдиновой Р.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа "город Дербент" Республики Дагестан
на решение Дербентского городского суда Республики Дагестан от 25.11.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 05.04.2022
по административному делу по административному исковому заявлению Шихрагимовой Л. А. к администрации городского округа "город Дербент" о признании незаконным решения об исключении из списка граждан, состоящих на учете в очереди на получение бесплатно земельного участка по льготной категории, возложении обязанностей.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Шихрагимова Л.А. обратилась в Дербентский городской суд Республики Дагестан с административным исковым заявлением к администрации городского округа "город Дербент" о признании незаконным решения о снятии из списка граждан, состоящих на учете в очереди на получение бесплатно земельного участка по льготной категории, а именно с 24.06.2011 она была принята административным ответчиком на учет и включена в список очередников на получение земельного участка для строительства индивидуального жилого дома по категории "многодетная мать", о чем ей в уведомлении от 13.01.2020 разъяснено с указанием основания ее регистрации в "адрес".
Решением Дербентского городского суда Республики Дагестан от 25.11.2021, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 05.04.2022, требования удовлетворены, решение администрации городского округа "город Дербент" о снятии Шихрагимовой Л.А. со списка граждан, стоящих на учете в очереди на получение бесплатно земельного участка по льготной категории (многодетная мать) признано незаконным, на администрацию городского округа "город Дербент" возложена обязанность восстановить Шихрагимову Л.А. в списке граждан, состоящих в очереди на получение бесплатно земельного участка по льготной категории (многодетная мать).
Не согласившись с постановленными судебными актами, администрация городского округа "город Дербент" Республики Дагестан обжаловала их в кассационном порядке, в кассационной жалобе ставит вопрос об их отмене и принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований или направлении дела на новое рассмотрение. В обоснование кассационной жалобы указывает на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, оставлении без внимания юридически значимых обстоятельств, неверном применении норм материального права, регулирующих спорные право отношения.
В судебное заседание Пятого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, изучив изложенные в кассационной жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Статьей 10 Закона Республики Дагестан "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений в Республике Дагестан" от 20.12.2017 предусмотрены случаи бесплатного предоставления гражданам, имеющим грех и более детей, в том числе усыновленных (удочеренных), земельных участков, находящихся в собственности Республики Дагестан или муниципальной собственности.
Так, в силу части 1 данной статьи граждане, имеющие трех и более детей, в том числе усыновленных (удочеренных), не достигших возраста восемнадцати лет, имеют право на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в собственности Республики Дагестан или муниципальной собственности, в следующих случаях:
отсутствия у них земельных участков, ранее предоставленных им в собственность (бесплатно), постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение;
постоянного их проживания в течение не менее чем трех последних лет на территории муниципального образования Республики Дагестан, в границах которого находится испрашиваемый земельный участок.
Указанным в части 1 настоящей статьи гражданам земельные участки предоставляются в соответствии с документами территориального планирования и правилами землепользования и застройки муниципальных образований в Республике Дагестан в порядке, установленном статьей 11 настоящего Закона.
Частью 4 стать 11 данного Закона граждане, указанные в части 1 статьи 10 настоящего Закона, изъявившие желание приобрести бесплатно в собственность земельный участок, направляют в орган местного самоуправления по месту их жительства заявление о бесплатном предоставлении земельного участка в собственность. Форма заявления устанавливается органом местного самоуправления.
К указанному заявлению прилагаются копии следующих документов с предъявлением их подлинников: паспорт заявителя, свидетельства о рождении детей заявителя, документ об усыновлении (удочерении) в случае наличия у заявителя усыновленного ребенка, справка с места жительства о составе семьи заявителя.
Как установлено судами и следует из материалов дела с 24.06.2011 Шихрагимова Л.А. принята администрацией городского округа "город Дербент" на учет и включена в список очередников на получение земельного участка для строительства индивидуального жилого дома по категории "многодетная мать" под N 47.
В соответствии с выданной МВД по Республике Дагестан 21.01.2020 справкой, с 2007 года по настоящее время административный истец проживает в "адрес" "б".
Факт проживания в г. Дербенте судами установлен также на основании сведений о трудоустройстве административного истца, месте и времени обучения ее детей.
В соответствии со сведениями, содержащими в справке, выданной администрацией сельского поселения "сельсовет Касумкентский", административный истец прописана, но не проживает по адресу "адрес" с 2007 года.
Письменным уведомлением Управления земельных и имущественных отношений администрации городского округа "город Дербент" от 13.01.2020 N 08 Шихрагимова Л.А. уведомлена о снятии ее со списка граждан состоящих на учете на получение земельного участка категории: многодетная семья. В обосновании о снятии Шихагимовой Л.А. указано, что регистрация по месту ее жительства произведена в другом территориальном образовании.
На письменные обращения административного истца от 29.10.2020 N-ОГ/20, от ДД.ММ.ГГГГ N уполномоченным структурным подразделением администрации городского округа "город Дербент" были даны разъяснения от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, о том, что снятие ее с учета произведено в связи с тем, что на момент постановки на учет, для получения земельного участка, и по настоящее время, она зарегистрирована на территории другого муниципального образования.
Суды, признавая решение административного ответчика о снятии Шихрагимовой Л.А. со списка граждан состоящих на учете на получение земельного участка категории: многодетная семья, поскольку она на момент постановки на учет и по настоящее время не зарегистрирована в г. Дербенте, пришли к выводу о его незаконности, с чем соглашается судебная коллегия, поскольку Законом Республики Дагестан от 20.12.2017 "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений в Республике Дагестан" предусмотрена постановка на учет и предоставление земельного участка такой категории лиц по месту их жительства, которым у административного ответчика является г. Дербент.
Принятие на учет такой категории граждан по месту их жительства и предоставленное им законом право на получение земельного участка не может быть поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия регистрации по месту фактического проживания.
В силу статьи 1 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.
В соответствии со статьей 2 этого Закона, в целях настоящего Закона используются следующие основные понятия регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства.
На основании статьи 5 упомянутого Закона регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания производится в срок, не превышающий 90 дней со дня прибытия гражданина в жилое помещение. Регистрация по месту пребывания производится без снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства.
Гражданин Российской Федерации вправе не регистрироваться по месту пребывания в жилом помещении, если жилое помещение, в котором он зарегистрирован по месту жительства, находится в том же или ином населенном пункте того же субъекта Российской Федерации.
В связи с этим, регистрация административного истца по иному адресу не является основанием для снятия ее с учета, являющего предметом спора по настоящему делу. При этом следует отметить, что поставлена она на учет администрацией городского округа г. Дербент при наличии регистрации в ином месте с 2007 года и на момент постановки на учет данное обстоятельство для реализации административным истцом своего права на получение земельного участка, как многодетной матерью, по месту проживания, не являлось.
В связи с этим, поскольку судами установлено несоответствие принятого решения положениям действующего законодательства, регулирующих спорные правоотношения, и нарушение его принятием прав и законных интересов административного истца, постольку в соответствии со статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судами данное решение было обоснованно признано незаконным и, в соответствии с частью 9 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, на административного ответчика судом первой инстанции правильно возложены обязанности, восстанавливающие нарушенные права административного истца.
По итогам рассмотрения дела судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу, что принятые судебные акты являются законными и обоснованными, при их принятии существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, допущено не было, доказательств, которые не соответствуют критериям относимости, допустимости и достоверности по делу не имеется, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для отмены или изменения судебных актов, отсутствуют.
Приведенные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения судов, связаны с несогласием стороны административного ответчика с их выводами и направлены на их переоценку, что не свидетельствует о наличии оснований для отмены правильных судебных решений.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Дербентского городского суда Республики Дагестан от 25.11.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 05.04.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации городского округа "город Дербент" Республики Дагестан без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий И.А. Нафиков
Судьи Ю.К. Белоусова
Р.Ф.Фахретдинова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 20.07.2022.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.