Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Нафикова И.А, судей Белоусовой Ю.К, Фахретдиновой Р.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Мамедовой З.С. на решение Дербентского городского суда Республики Дагестан от 20 января 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 17 мая 2022 г.
по административному делу по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Дагестан к Мамедовой З.С. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, по земельному налогу и пени на общую сумму 33 452, 43 рубля.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Дагестан обратился в суд с административным иском к Мамедовой З.С. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, по земельному налогу и пени на общую сумму 33 452, 43 рубля.
В обоснование требований указано, что Мамедова З.С. состоит на учете в налоговом органе в качестве адвоката с 3 марта 2009 г, является плательщиком страховых взносов. В соответствии с положениями пункта 1 статьи 430, подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики указанной категории уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 г. и страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 г. Кроме того, согласно представленным регистрирующими органами сведениям Мамедова З.С. является владельцем объекта налогообложения - земельный участок адрес с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 2 500 кв.м, по адресу: "адрес", дата регистрации права 14 марта 2016 г, дата утраты права 10 июня 2019 г, кадастровая стоимость 274 675 рублей, доля в праве 3/5. В связи с тем, что в установленные сроки Мамедова З.С. налоги и страховые взносы не уплатила, на сумму недоимки налоговым органом начислены пени, о чем в отношении Мамедовой З.С. выставлены требования от 7 февраля 2019 г. N 282236, от 11 февраля 2019 г. N 30918, которые также не исполнены. Мировым судьей судебного участка N 24 г. Дербента Республики Дагестан вынесен судебный приказ 13 мая 2020 г. на взыскание с Мамедовой З.С. задолженности по налогам и пени в размере 33 452, 43 рубля, который отменен определением от 1 июня 2021 г. на основании поступивших от должника возражений относительно его исполнения. В связи с этим налоговым органом подан административный иск 19 октября 2021 г.
Решением Дербентского городского суда Республики Дагестан от 20 января 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 17 мая 2022 г, требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Дагестан удовлетворены, с Мамедовой З.С, взыскана недоимка за 2016 г, 2017 г. и 2018 г. в общем размере 33 452, 43 рублей, из которых: страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г. налог в размере 5 840 рублей и пени в размере 19, 61 рублей; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, с 1 января 2017 г. налог в размере 26 545 рублей, и пени в размере 89, 15 рублей; земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельский поселений, налог в размере 906 рублей и пени в размере 52, 67 рубля.
В кассационной жалобе Мамедовой З.С, поданной 14 июня 2022 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 21 июня 2022 г, ставится вопрос об отмене постановленных по делу судебных актов, как не соответствующих нормам материального и процессуального права, направлении административного дела на новое рассмотрение.
В возражении на кассационную жалобу Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Дагестан просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как установлено судами, Мамедова З.С. состоит на налоговом учете в инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Дагестан в качестве адвоката с 3 марта 2009 г, в связи с чем является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
Кроме того, Мамедова З.С. является владельцем недвижимого имущества: земельного участка, в связи с чем является плательщиком земельного налога.
В адрес Мамедовой З.С, имеющийся в учетных данных налогоплательщика, были направлены: налоговое уведомление от 23 июля 2017 г. N 30569692 с расчетом земельного налога за 2016 г. на сумму 412 рублей, налоговое уведомление от 8 июля 2018 г. N 19012805 с расчетом земельного налога за 2017 г. на сумму 494 рубля, требование от 7 февраля 2019 г. N 282236 об уплате земельного налога на сумму 906 рублей и пени на сумму 52, 67 рублей сроком его исполнения до 2 апреля 2019 г, требование от 11 февраля 2019 г. N 30918 об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2018 г. взносов на сумму 32 385 рублей и пени по ним на сумму 108, 76 рублей сроком исполнения до 8 апреля 2019 г, которые в установленный срок не исполнены.
13 мая 2020 г. мировым судьей судебного участка N 24 г. Дербента Республики Дагестан выдан судебный приказ на взыскание с Мамедовой З.С. задолженности по взносам, налогу и пеням в общем размере 33 452, 43 рубля.
Определением мирового судьи судебного участка N 24 г. Дербента Республики Дагестан от 1 июня 2021 г. судебный приказ от 13 мая 2020 г. о взыскании с Мамедовой З.С. задолженности отменен.
19 октября 2021 г. налоговый орган связи обратился в суд с административным исковым заявлением.
Разрешая спор и удовлетворяя требования налогового органа, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что сумма налога исчислена правильно, недоимка административным ответчиком своевременно не уплачена, порядок взыскания обязательных платежей и срок на обращение в суд соблюдены.
Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции, проверив выводы судов первой и апелляционной инстанций в пределах доводов кассационной жалобы, полагает данные выводы верными и не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно статье 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно абзацу 2 части 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, пеней, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, пеней, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, пеней превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В силу пункта 2.1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (действующего с 1 января 2015 г.) налогоплательщики - физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по своему выбору в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.
В соответствии с пунктом 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе, индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
По общему правилу пункта 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Судами первой и апелляционной инстанций при разрешении требований налогового органа не допущено нарушение приведенных норм материального и процессуального права.
Расчет заявленных к взысканию сумм страховых вносов и земельного налога, а также пени проверен судами первой и апелляционной инстанций на основании имеющихся в административном деле доказательств, верность расчета сомнений не вызывает и административным ответчиком не оспаривается.
Доводы жалобы о неполучении налоговых уведомлений и требований, направленных по адресу: "адрес", в связи со сменой места жительства и регистрации, о чем суду апелляционной инстанции была представлена копия паспорта гражданина российской Федерации Мамедовой З.С. с отметкой о регистрации по иному месту жительства в "адрес", были предметом проверки суда апелляционной инстанции, которым установлено, что в налоговом органе имеются учетные данные налогоплательщика - физического лица Мамедовой З.С. с указанием паспортных данных и адреса регистрации, поступивших из органов внутренних дел, куда и направлены все почтовые отправления.
При этом налоговым органом в суд апелляционной инстанции представлены как реестры почтовой отправки, так и отчеты об отслеживании отправлений с указанием их почтовых идентификаторов, согласно которым направленная на имя Мамедовой З.С. почтовая корреспонденция была своевременно вручена адресату, возвратов по причине отсутствия адресата по указанному адресу не имелось.
Судебная коллегия находит верными суждения, изложенные в оспариваемых судебных актах, об обязанности налогоплательщика при смене места жительства уведомить об этом налоговый орган в установленном порядке, ссылка заявителя жалобы на подачу налоговых деклараций с указанием персональных данных и адреса регистрации не исключает предусмотренную подпунктом 1 пункта 3.4 статьи 23, статьей 432 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность налогоплательщика (адвоката) по самостоятельному исчислению и уплате страховых взносов, что административным ответчиком не сделано.
При таком положении оспариваемые судебные акты являются законными и обоснованными, при их принятии существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, допущено не было, выводы судов первой и второй инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судами верно применены нормы материального и процессуального права, что является основанием для оставления кассационной жалобы без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Дербентского городского суда Республики Дагестан от 20 января 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 17 мая 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Мамедовой З.С. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий И.А. Нафиков
Судьи Ю.К. Белоусова
Р.Ф. Фахретдинова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 21 июля 2022 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.