Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Нафикова И.А, судей Белоусовой Ю.К, Фахретдиновой Р.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Мамедовой З.С. на решение Дербентского городского суда Республики Дагестан от 20 января 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 17 мая 2022 г.
по административному делу по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Дагестан к Мамедовой З.С. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование (пени) на общую сумму 1 717, 23 рубля.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Дагестан обратился в суд с административным иском к Мамедовой З.С. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование (пени) на общую сумму 1 717, 23 рубля.
В обоснование требований указано, что Мамедова З.С. состоит на учете в налоговом органе в качестве адвоката с 3 марта 2009 г, является плательщиком страховых взносов. В связи с тем, что в установленные сроки Мамедова З.С. страховые взносы не уплатила, на сумму недоимки налоговым органом начислены пени, о чем в отношении Мамедовой З.С. выставлено требование от 22 октября 2018 г. N 326742 на общую сумму 3 611, 15 рублей, в которое включены сумма задолженности (пени) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 1 435, 61 рубля и (пени) по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 281, 62 рубля. Мировым судьей судебного участка N 24 г. Дербента Республики Дагестан вынесен судебный приказ 1 июня 2020 г. на взыскание с Мамедовой З.С. задолженности по налогам и пени в размере 3 611, 15 рублей, который отменен определением от 1 июня 2021 г. на основании поступивших от должника возражений относительно его исполнения. В связи с этим налоговым органом подан административный иск 20 октября 2021 г.
Решением Дербентского городского суда Республики Дагестан от 20 января 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 17 мая 2022 г, требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Дагестан удовлетворены, с Мамедовой З.М. взыскана недоимка за расчетный период 2017-2019 гг. в размере 1 717, 23 рублей из которых: пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджеты ФФОМС за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г. в размере 281, 62 рубля; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджеты ПФ РФ на выплату страховой пенсии начиная с 1 января 2017 г. в размере 1 435, 61 рубля.
В кассационной жалобе Мамедовой З.С, поданной 14 июня 2022 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 21 июня 2022 г, ставится вопрос об отмене постановленных по делу судебных актов, как не соответствующих нормам материального и процессуального права, направлении дела на новое рассмотрение.
В возражении на кассационную жалобу Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Дагестан просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Как установлено судами, Мамедова З.С. состоит на налоговом учете в инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Дагестан в качестве адвоката с 3 марта 2009 г, в связи с чем является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
В связи с несвоевременным исполнением обязанности по уплате страховых взносов в отношении Мамедовой З.С. выставлено требование от 22 октября 2018 г. N 326742 на общую сумму 3 611, 15 рублей, в которое включены сумма задолженности (пени) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 1 435, 61 рубля и (пени) по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 281, 62 рубля, доказательств уплаты которых не имеется.
1 июня 2020 г. мировым судьей судебного участка N 24 г. Дербента Республики Дагестан выдан судебный приказ на взыскание с Мамедовой З.С. задолженности по взносам, налогу и пеням в общем размере 3 611, 15 рублей.
Определением мирового судьи судебного участка N 24 г. Дербента Республики Дагестан от 1 июня 2021 г. судебный приказ от 1 июня 2020 г. о взыскании с Мамедовой З.С. задолженности отменен.
20 октября 2021 г. налоговый орган связи обратился в суд с административным исковым заявлением.
Разрешая спор и удовлетворяя требования налогового органа, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что сумма налога исчислена правильно, недоимка административным ответчиком своевременно не уплачена, порядок взыскания обязательных платежей и срок на обращение в суд соблюдены.
Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции, проверив выводы судов первой и апелляционной инстанций в пределах доводов кассационной жалобы, полагает данные выводы не соответствующими фактическим обстоятельствам дела с учетом имеющихся в материалах доказательств и находит основания для отмены обжалуемого судебного акта суда апелляционной инстанции.
Согласно части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с пунктом 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе, адвокаты.
Согласно абзацу 2 части 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, пеней, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, пеней, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, пеней превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Согласно пунктам 2, 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Таким образом, досудебный порядок взыскания предусматривает не только выставление требования в адрес налогоплательщика, но и направление указанного требования по адресу, имеющемуся в учетных сведениях налогового органа, либо иным предусмотренным законом способом, в том числе в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Указанные обстоятельства являются существенными для правильного разрешения дела о взыскании обязательных платежей и санкций и в силу пункта 4 части 1 статьи 287, части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и подлежат проверке судом при вынесении решения.
Как следует из материалов дела, в суд первой инстанции сведения о направлении Мамедовой З.С. требования об уплате обязательного платежа в добровольном порядке не были представлены, указанное обстоятельство не было устранено также судом апелляционной инстанции, несмотря на доводы апелляционной жалобы административного ответчика о неполучении такого требования.
Возражая относительно доводов апелляционной жалобы и кассационной жалобы Мамедовой З.С. налоговый орган каких-либо доказательств направления требования от 22 октября 2018 г. N 326742 письмом на имеющийся в учетных данных налогоплательщика почтовый адрес либо путем размещения его в личном кабинете налогоплательщика либо иным способом не представил.
При таком положении выводы судов о соблюдении порядка обращения в суд о взыскании недоимки следует признать преждевременными и не соответствующими обстоятельствам дела, что не может быть устранено на стадии кассационного обжалования.
В связи с этим, с учетом правомочий суда апелляционной инстанции по проверке административного дела в полном объеме, судебная коллегия находит основания для отмены апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 17 мая 2022 г. с направлением административного дела в суд второй инстанции на новое апелляционное рассмотрение.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 17 мая 2022 г. отменить, административное дело направить в тот же суд на новое апелляционное рассмотрение.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий И.А. Нафиков
Судьи Ю.К. Белоусова
Р.Ф. Фахретдинова
Мотивированное кассационное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.