Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Камышовой Т.В, судей Климовой В.В, Нурмухаметовой Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тищенко Ларисы Александровны к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Ставропольского края "Городская клиническая больница N 2" о предоставлении дополнительных страховых гарантий отдельным категориям медицинских работников
по кассационной жалобе Тищенко Ларисы Александровны на решение Промышленного районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 15 июля 2021 года, дополнительное решение Промышленного районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 13 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 21 апреля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Нурмухаметовой Р.Р, объяснения Тищенко Л.А, её представителя Крушинского Н.И, действующего на основании доверенности от 25 мая 2022 года, с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Промышленного районного суда г. Ставрополя, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Тищенко Л.А. обратилась в суд с иском к ГБУЗ СК "Городская клиническая больница N 2" о предоставлении дополнительных страховых гарантий отдельным категориям медицинских работников.
Обращаясь в суд, Тищенко Л.А. указала, что на основании трудового договора N 585 от 10 июня 2015 года она была принята на должность "санитарка 1 квалификационного уровня" в операционный блок.
Приказом ГБУЗ СК "Городская клиническая больница N 2" г. Ставрополя N 2426/1-к от 1 октября 2016 года Тищенко Л.А. переведена на должность младшей медицинской сестры по уходу за больными операционного блока.
С 1 июня 2020 года истица переведена на должность "работник санитарно-дезинфекционного шлюза" в пропускнике между "красной" и "желтой" зонами госпиталя по лечению коронавирусной инфекцией COV1D-19, развернутого на базе хирургического корпуса больницы. Рабочее место расположено в "красной зоне", что подтверждается журналами регистрации входного контроля сотрудников", карточками учета выдачи, должностной инструкцией о функциональных обязанностях работника санитарно-дезинфекционного шлюза от 1 июня 2020 года, расчетными листками о выплате работодателем сумм стимулирующего характера за работу в особых условиях и дополнительную нагрузку в соответствии с постановлением Правительства N 415 от 2 апреля 2020 года. Истица вступила в новые трудовые отношения с работодателем. Однако последний не оформил трудовые отношения в установленном законом порядке. В связи с чем истице не осуществляются выплаты стимулирующего характера за особые условия труда медицинским работникам в соответствии с постановлением Правительства российской Федерации N 484 от 14 апреля 2020 года. Истица получила заболевание COV1D-19 29 декабря 2020 года в результате исполнения трудовых обязанностей по обеспечению оказания медицинской помощи больным с коронавирусной инфекцией в условиях стационара. Следовательно, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2020 года N 313 "О предоставлении дополнительных страховых гарантий отдельным категориям медицинских работников", Законом Ставропольского края N 58-к от 30 апреля 2020 года "О дополнительных социальных гарантиях медицинским работникам и иным категориям работников в случае заражения новой коронавирусной инфекцией COV1D-19 при исполнении ими трудовых (должностных) обязанностей, связанных с обеспечением оказания медицинской помощи больным с коронавирусной инфекцией в стационарных условиях случай заражения" она имеет право на получение страховых выплат.
Врачебная комиссия по расследованию случая причинения вреда здоровью медицинского работника ГБУЗ СК "ГКБ N2" г..Ставрополя от 5 марта 2021 года признала случай повреждения здоровья истицы не подпадающим под действие Указа Президента Российской Федерации. Такое решение врачебной комиссии противоречит Обзору судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской федерации от 17 февраля 2021 года, письму Министерства здравоохранения Российской Федерации N 16-3/И/2-5382 и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N 14-0/10/В-3191 от 24 апреля 2020 года.
Решением Промышленного районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 15 июля 2021 года постановлено:
Обязать ГБУЗ СК "Городская клиническая больница N2" заключить дополнительное соглашение к трудовому договору N 585 между истцом - Тищенко Ларисой Александровной и ответчиком - ГБУЗ СК "Городская клиническая больница N 2"Обязать ГБУЗ СК "Городская клиническая больница N 2" устранить нарушения законных прав и интересов Тищенко Ларисы Александровны путем составления акта по результатам заседания врачебной комиссии с соблюдением всей предусмотренной законом процедуры, путем подачи документов в Роспотребнадзор и получении заключения.
В удовлетворении остальных требований отказать.
Разъяснить истцу его право при получении акта с соблюдением всех процедур подать повторно подобные исковые требования.
Дополнительным решением Промышленного районного суда г. Ставрополя от 13 января 2022 года в удовлетворении исковых требований Тищенко Ларисы Александровны к ГБУЗ СК "Городская клиническая больница N 2" о предоставлении дополнительных страховых гарантий отдельным категориям медицинских работников, которым в удовлетворении требований о выплате истцу Тищенко Л.А. ответчиком ГБУЗ СК "ГКБ N 2" выплаты стимулирующего характера за особые условия труда медицинским и иным работникам в размере 234350 рублей, компенсацию морального вреда в размере 500000 рублей, считать случай заболевания Тищенко Л.А. новой коронавирусной инфекцией COVID - 19 страховым случаем, ответчику -ГБУЗ СК "ГКБ N2" подготовить и направить документы истца - Тищенко Л.А. в страховую компанию Ставропольский филиал АО "Страховая компании "СОГАЗ-Мед" для назначения и выплаты страхового возмещения по страховому случаю, в Министерство труда и социальной защиты Ставропольского края для социальной выплаты в случае заражения новой коронавирусной инфекцией COV1D-19 при исполнении трудовых (должностных) обязанностей - отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда 21 апреля 2022 года решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 15 июля 2021 года и дополнительное решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 13 января 2022 года в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации морального вреда отменено, с принятием в указанной части нового решения, которым взыскано с ГБУЗ СК "Городская клиническая больница N 2" в пользу Тищенко Людмилы Александровны компенсация морального вреда в размере 5000 рублей, в остальной части отказано.
В остальной части решение и дополнительное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Тищенко Л.А. поставлен вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не установлено.
Проверка законности обжалуемых судебных постановлений, в силу пункта 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", осуществляется в пределах доводов кассационной жалобы. Оснований для выхода за пределы доводов кассационной жалобы, в соответствии с частью 2 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия кассационной инстанции не усматривает.
В связи с угрозой распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в 2020 году были установлены дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским и иным работникам медицинских учреждений в виде выплат стимулирующего характера.
Правительством Российской Федерации издано постановление от 12 апреля 2020 года N 484 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19".
Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансферов из федерального бюджета бюджетам Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года N 484, суды первой и апелляционной инстанций признали не подлежащими применению к заявленным требованиям истицы, поскольку стимулирующие выплаты за выполнение особо важных работ в соответствии с названным постановлением Правительства Российской Федерации полагаются медицинским работникам стационарных подразделений, непосредственно оказывающим медицинскую помощь пациентам, больным коронавирусом COVID-19.
Согласно письму Минздрава России от 21 мая 2020 года N 16-3/И/1-6965 выплаты стимулирующего характера за работу в особых условиях и дополнительную нагрузку в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 415 осуществляются медицинским работникам, оказывающим непосредственную медицинскую помощь лицам с подтвержденным диагнозом новая коронавирусная инфекция, внесенным в информационный ресурс (COVID-19) в соответствии с Временными правилами учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 373.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований в части выплаты стимулирующего характера за особые условия труда медицинским и иным работникам в размере 234350 руб, суды первой и апелляционной инстанций, исходя из того, что стимулирующие выплаты за выполнение особо важных работ в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года N 484 полагаются медицинским работникам стационарных подразделений, непосредственно оказывающим медицинскую помощь пациентам, больным коронавирусом COVID-19, пришли к выводу о том, что у работодателя отсутствовали правовые основания для осуществления истице выплат стимулирующего характера.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, судебные инстанции правильно разрешили возникший спор, а доводы, изложенные в кассационной жалобе, являются необоснованными, аналогичны позиции истца, изложенной в иске, были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций и правильно признаны ошибочными по мотивам, подробно изложенным в судебном акте.
Доводы истицы в кассационной жалобе о том, что, являясь младшей медицинской сестрой и работником санитарно-дезинфекционного шлюза, обеспечивала оказание специализированной медицинской помощи в стационарных условиях по профилактике и лечению больных с новой коронавирусной инфекцией, следовательно, на неё распространяются положения постановления Правительства Российской Федерации N 484 от 12 апреля 2020 года, основаны на неверном понимании норм материального права, свидетельствуют о несогласии с установленными по делу фактическими обстоятельствами, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, что, в силу главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не входит в компетенцию кассационного суда общей юрисдикции.
Довод кассационной жалобы об отмене судебного постановления в связи с чрезмерно занижением размера компенсации морального вреда отклоняется, поскольку с учетом требований разумности и справедливости, предусмотренных статьей 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации и постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", суд определяет размер компенсации морального вреда в зависимости от характера причиненных истцу физических и нравственных страданий, исходя из обстоятельств причинения вреда.
Оснований для отмены судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
Решение Промышленного районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 15 июля 2021 года, дополнительное решение Промышленного районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 13 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 21 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Камышова Т.В.
Судьи Климова В.В.
Нурмухаметова Р.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.