Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 15 апреля 2005 г. N Ф03-А51/04-1/398
(извлечение)
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 15 октября 2007 г. N Ф03-А51/07-1/4506
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 26.10.2004, постановление от 20.12.2004 по делу N А51-10788/04 22-272 Арбитражного суда Приморского края, по иску открытого акционерного общества "Дальэнерго" в лице Партизанского отделения "Теплосбыт" "Дальэнергосбыт" к Администрации Приморского края, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства Минфина России по Приморскому краю, Администрации муниципального образования о взыскании 39410 руб. 79 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 12.04.2005. текст постановления изготовлен 15.04.2005.
Открытое акционерного общества "Дальэнерго" в лице Партизанского отделения "Теплосбыт" "Дальэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Министерству финансов РФ, Администрации Приморского края, Администрации муниципального образования г. Партизанска о взыскании 39410 руб. 79 коп., составляющих расходы, связанные с предоставлением льготы многодетным семьям в период с 01.04.2002 по 31.12.2003, по оплате за теплоэнергию в соответствии с Указом Президента РФ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" от 05.05.1992 N 1992 N 431.
Решением арбитражного суда от 26.10.2004, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 20.12.2004, истребуемая сумма взыскана в пользу истца с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации.
При этом, судом установлено отсутствие целевого финансирования из федерального бюджета в бюджет субъекта Федерации на исполнение указанного закона, в нарушение ст. 84, 130 БК РФ.
В удовлетворении требований за счет остальных ответчиков отказано.
Правильность судебных актов проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 АПК РФ по заявлению Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю, которое просит его отменить.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что при принятии решений судом неверно истолкованы нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения, связанные с распределением обязанностей по финансированию мероприятий, направленных на предоставление льгот многодетным семьям.
Считает, что истец документально не доказал факт понесения убытков в спорный период, а также неправомерно включил в их размер сумму налога на добавленную стоимость.
Кроме того, по мнению Минфина, в деле отсутствуют доказательства наличия условий для возложения на него ответственности на основании ст. 1069 ГК РФ.
Администрация Приморского края в представленном отзыве доводы кассационной жалобы отклонила, просила судебные акты оставить без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыв на них, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов, находя их законными и обоснованными.
Как видно из материалов дела, истец в период с 01.04.2002 по 31.12.2003 при расчетах за теплоэнергию предоставил многодетным семьям, проживающим на территории муниципального образования г. Партизанск, льготы в размере 30% скидки от стоимости услуг во исполнение Указа Президента РФ от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".
Ввиду отказа в компенсации из соответствующего бюджета выпадающих доходов государственными и муниципальными органами в размере предоставленных указанной категории граждан льгот, истец обратился с настоящим требованием.
Согласно Указу Президента от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" для многодетных семей установлена скидка при оплате коммунальных услуг. Источник финансирования этой льготы в Указе не определен, но предложено Министерству финансов РФ совместно с Министерством социальной защиты населения РФ в месячный срок разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление предусмотренных в нем мер.
Во исполнение настоящего Указа Министерство финансов РФ совместно с Министерством социальной защиты населения РФ пунктом 2 Письма от 29.06.1992 определили, что финансирование затрат по предоставлению многодетным семьям скидки на плату за пользование коммунальными услугами производится за счет средств местных бюджетов.
26.03.2003 решением Верховного суда РФ N ГКПИ 03-139 пункт 2 Письма Минфина России N 51 и Минсоцзащиты России N 1-2359-18 признан недействующим, как противоречащий федеральным законам и нарушающий права местного самоуправления.
Вместе с тем, Федеральным Законом от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" предусмотрено, что передача органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий должна обеспечиваться материальными и финансовыми средствами, и ответственность за осуществление этих полномочий они несут в пределах такого обеспечения.
Как установлено судом, финансовые средства на осуществление государственных полномочий по предоставлению льгот многодетным семьям, муниципальному образованию в спорный период не передавались, в связи с чем в силу указанных нормативных актов, последнее правомерно освобождено от ответственности по возмещению убытков истца.
Исходя из норм ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.1999 N 11-ФЗ (действующим до 07.07.2003), суд пришел к обоснованному выводу о том, что обязательства по социальной защите граждан, установленные Указом Президента РФ есть реализация полномочий Российской Федерации и передача их на другой уровень власти согласно ст. 84 Бюджетного кодекса РФ должна обеспечиваться финансовыми средствами.
В соответствии с пунктом 4 статьи 130 Бюджетного кодекса РФ финансовые средства, необходимые для осуществления полномочий РФ, не относящихся к предметам ведения субъекта, предусматриваются в бюджете, из которого передаются расходы, как отдельный вид расходов бюджета и учитываются отдельно по каждому виду расходов.
Постановлениями Правительства РФ от 30.07.1998 N 862 "О концепции реформирования межбюджетных отношений в РФ в 1999-2001 годах" и от 15.08.2001 N 584 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" предусмотрено, что на субъект РФ может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Как установлено судом, денежные средства на реализацию льгот, предусмотренных Указом Президента РФ от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" в 2002-2003 годах Приморскому краю из федерального бюджета не передавались, как не предусмотренные федеральными законами о федеральных бюджетах на соответствующие годы.
Поскольку органы государственной власти не обеспечили реализацию льгот, предусмотренных федеральным законодательством, возникшие в связи с этим убытки истца правомерно взысканы на основании ст. 16, 1069 ГК РФ с Минфина РФ за счет средств казны Российской Федерации.
Доводы заявителя жалобы о неправомерном включении истцом в заявленную ко взысканию сумму налога на добавленную стоимость и недоказанности истцом размера понесенных убытков несостоятельны и были предметом исследования суда апелляционной инстанции, где им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст.ст. 68, 71 АПК РФ.
Таким образом, судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, оснований для их отмены либо изменения и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 26.10.2004 и постановление от 20.12.2004 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-10788/04 22-272 оставить без изменения, кассационную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 15 апреля 2005 г. N Ф03-А51/04-1/398
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании