Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 1 июня 2005 г. N Ф03-А51/05-1/1256
(извлечение)
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 31 января 2006 г. N Ф03-А51/05-1/4866
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ответчика: от Департамента финансов администрации Приморского края и Администрации Приморского края - консультант по доверенности N 45/01-06 от 05.08.2002 - Козлова О.А., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента финансов Администрации Приморского края на постановление от 26.01.2005 по делу N А51-7186/04 32-269 Арбитражного суда Приморского края по иску открытого акционерного общества "Приморский газ" к Администрации МО г. Арсеньев, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю о взыскании 504365 руб. 73 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 24.05.2005. Полный текст постановления изготовлен 01.06.2005.
Открытое акционерное общество "Приморский край" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации МО г. Арсеньев о взыскании 501286 руб. 31 коп. убытков, понесенных в связи с предоставлением в 2003 году населению субсидий по оплате бытового газа в соответствии с ФЗ "Об основах федеральной жилищной политики".
Определением суда к участию в деле в качестве ответчика привлечены Министерство финансов РФ, Департамент финансов администрации Приморского края.
Решением суда от 25.11.2004 исковые требования удовлетворены за счет казны РФ в лице Министерства финансов РФ.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 26.01.2005 решение суда изменено, требования истца удовлетворены за счет казны Приморского края в лице Департамента финансов.
Суд апелляционной инстанции освободил от ответственности, федеральный бюджет и бюджет муниципального образования г. Арсеньева, пришел к выводу об исполнении соответствующими органами власти своих расходных полномочий по финансированию указанных субсидий.
Законность принятых по делу судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе Департамента финансов Приморского края, полагающего судебные акты отменить, как недостаточно обоснованные, принятые с неправильным применением норм материального права.
Заявитель ссылается на необоснованность выводов суда о том, что запланированные в федеральном бюджете средства дотаций из Фонда софинансирования полностью переданы в бюджет Приморского края исходя из установленных 20%, тогда как их размер установлен Постановлением Правительства РФ N 179 от 01.04.2003 30%.
Обращает внимание также на то, что в целом в законе о краевом бюджете на 2003 год денежных средств по субсидиям запланировано согласно начислениям и передано в бюджет Муниципального образования г. Арсеньев в достаточном количестве.
При этом, Департамент не согласен с выводом суда о ненадлежащим финансировании бюджета г. Арсеньева, поскольку эти обстоятельства не исследовались в полной мере.
В заседание суда от 17.05.2005 объявлялся перерыв до 24.05.2005 до 14 часов 00 минут в соответствии со статьей 163 АПК РФ.
Судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа, рассмотрев материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы и выслушав представителя сторон, находит обжалуемое постановление недостаточно обоснованным, а потому подлежащим отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ОАО "Приморский газ" в период 2003 года в силу Закона РФ "Об основах жилищной политики в РФ" при осуществлении расчетов за газ предоставляло субсидии пожилым гражданам, малообеспеченным семьям, проживающим в г. Арсеньеве.
Ввиду отказа Администрации МО г. Арсеньева компенсировать выпадающие доходы в полной сумме предоставленных указанным категориям граждан субсидий за этот период, истец обратился с настоящим иском в суд.
ФЗ "Об основах федеральной жилищной политики" определено, что органы местного самоуправления, органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга обеспечивают предоставление гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
Пунктом 15.4 Закона РФ от 24.12.1992 (введенного Федеральным законом от 06.05.2003 N 52-ФЗ) предусмотрено, что возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, осуществляется за счет средств местных бюджетов и передаваемой на эти цели помощи соответственно из бюджетов субъектов Российской Федерации, федерального бюджета в межбюджетных отношениях в объеме, устанавливаемом законами о бюджетах соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год.
Федеральным законодательством до 2002 года не предусматривалось возмещение расходов, связанных с предоставлением населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг из федерального бюджета.
В соответствии со статьей 56 ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" сформирован Фонд софинансирования социальных расходов, в котором предусмотрены дотации на частичное возмещение
консолидированным бюджетам субъектов федерации названных расходов в пределах общего размера предусмотренных в Фонде средств.
Правила предоставления дотаций из Фонда софинансирования в 2003 году утверждены Постановлением Правительства РФ от 01.04.2003 N 179.
Приложением N 1 к названному Постановлению с изменениями на 01.04.2004 определен уровень дотаций на выплату субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, установленный исходя из уровня бюджетной обеспеченности субъекта и соотношения расходов на жилищно-коммунальные услуги и доходов населения в этом субъекте РФ. Для Приморского края этот уровень составил 30%. Вывод суда в этой части об установленном уровне - 20% не соответствует названному законодательству. Вместе с тем, вывод суда о то, что утвержденные в федеральном бюджете денежные средства полностью переданы в бюджеты субъектов Федерации, в том числе Приморского края, правомерен.
Удовлетворяя требования истца за счет бюджета Приморского края и освобождая от ответственности органы местного самоуправления МО г. Арсеньев, суд апелляционной инстанции, сославшись на пункт 2 статьи 49 ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", установил, что в спорный период денежные средства муниципальному образованию не передавались из бюджета Приморского края.
Однако такой вывод суда недостаточно обоснован, поскольку сделан без исследования и оценки представленных в дело Департаментом финансов Приморского края доказательств финансирования в бюджет муниципального образования указанных расходов в порядке, предусмотренном Постановлением Губернатора Приморского края N 13 от 28.01.2002 в объеме фактически начисленных муниципальным образованием субсидий в сумме 134715, 04 тыс. руб. согласно представленной справке о начислении и финансировании субсидий.
При этом, в счет финансирования субсидий, финансовый департамент зачел муниципальному образованию его долг по просроченным бюджетным ссудам, что само по себе не противоречит статьям 141, 235, 290 БК РФ.
Однако данные обстоятельства не проверялись судом и не оценивались, а поэтому подлежат доисследованию при новом рассмотрении дела.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Постановление от 26.01.2005 Арбитражного суда Приморского края по делу А51-7186/04 32-269 отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 1 июня 2005 г. N Ф03-А51/05-1/1256
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании