Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Изоткиной И.В, судей Потеминой Е.В, Ситникова В.С, с участием прокурора Вялковой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации
к Глазырину С.Н, Глазыриной С.Г, Глазырину А.С. о признании утратившими право пользования жилым помещением, выселении, по кассационной жалобе Глазыриной С.Г, Глаырина А.С. в лице представителя Воробьева Е.Г.
на решение Пушкинского городского суда Московской области от 1 июня 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 29 ноября 2021 г.
Заслушав доклад судьи Потеминой Е.В, объяснения Глазыриной С.Г, представителя Глазыриной С.Г. и Глазырина А.С. - Воробьева Е.Г, поддержавших доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Вялковой Т.А, полагавшей кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия
установила:
ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации и ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации обратились с иском к Глазырину С.Н, Глазыриной С.Г, Глазырину А.С. о признании утратившими право пользования жилым помещением по адресу: "адрес", "адрес", выселении и снятии с регистрационного учета.
Решением Пушкинского городского суда Московской области от 1 июня 2021 г. иск удовлетворен.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 29 ноября 2021 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Глазырина С.Г, Глазырин А.С. в лице представителя Воробьева Е.Г. ставят вопрос об отмене указанных судебных постановлений как постановленных с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, применительно к части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Между тем, по настоящему делу таких оснований для отмены судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы и материалам дела не установлено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением главы администрации Пушкинского района от 25 апреля 1994 года N жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес"-1, "адрес", было утверждено в качестве служебного за войсковой частью N 03523.
На основании служебного ордера от 5 октября 1995 г. указанное жилое помещение предоставлено прапорщику Глазырину С.Н. на состав семьи два человека: он и его супруга Глазырина С.Г.
Также установлено, что Глазырин С.Н. с октября 1989 г. по ноябрь 1991 г. проходил срочную службу в войсковой части N03523, в последующем призван на военную службу по контракту в войсковую часть N02309 с июня 1993 г, 28 декабря 1999 г. уволен с военной службы.
В настоящий момент Глазырин С.Г. состоит на воинском учете в военном комиссариате г. Пушкино, Ивантеевка и Красноармейск с 30 мая 2002 г, личное дело Глазырина С.Н. отсутствует.
Спорная квартира закреплена на праве оперативного управления за ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ приказом департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ от 14 ноября 2016 года N.
На момент разрешения спора в квартире зарегистрированы по месту жительства наниматель Глазырин С.Н, его супруга Глазырина С.Г. - с 8 июля 1999 г, сын Глазырин А.С. - с 10 февраля 2000 г.
Согласно ответу КУИ администрации Пушкинского городского округа от 31 августа 2020 г. N Глазырин С.Н. и члены его семьи социальной выплатой на приобретение (строительство) жилого помещения, либо жилого помещения в собственности не обеспечивалась, в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма Пушкинского городского округа, не состоят.
Направленное начальником 1 отдела ЦГКУ "ЗРУЖО" Министерства обороны Российской Федерации в адрес нанимателя Глазырина С.Н. требование от 2 июня 2020 г. об освобождении спорного жилого помещения в срок до 30 июня 2020 г. оставлено последним без удовлетворения.
Разрешая спор, суд первой инстанции, исследовав представленные доказательства, пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска, поскольку Глазырин С.Н. утратил право пользования служебным жилым помещением в связи с прекращением им трудовых отношений с Министерством обороны РФ в 1999 г, а права членов его семьи Глазыриной С.Г. и Глазырина А.С. на указанное жилое помещение являются производными от прав Глазырина С.Н.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Судебная коллегия кассационной инстанции соглашается с указанными выводами нижестоящих судов в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в редакции на дату увольнения Глазырина С.Н. с военной службы, государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений (абзац 1).
Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь за счет государственного или муниципального жилищного фонда, закрепляемого за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) (абзац 2).
Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях (абзац 3).
Военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Военнослужащие, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации (абзац 12).
Согласно части 1 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений (абзац 2).
Военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, подлежащим увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями, в последний год военной службы Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) по желанию военнослужащего выдается государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на семью в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (абзац 3).
Из анализа указанных положений Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" следует, что граждане, не относящиеся к категории лиц, указанных в абзаце 12 части 1 статьи 15 и абзаце 2 части 1 статьи 23 указанного закона, не подлежат жилищному обеспечению в рамках указанного закона и подлежат выселению из служебных жилых помещений.
Согласно части 3 статьи 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборное должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее по тексту - Вводный закон) установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса РФ. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 ЖК РСФСР.
Между тем, обстоятельства, при которых ответчики не подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений и которые предусмотрены частью 2 статьи 102 и частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации либо относятся к категории лиц, указанных в статье 108 Жилищного кодекса РСФСР, материалами дела не подтверждаются. Ответчики на указанные обстоятельства не ссылались.
В деле отсутствуют сведения о том, что в настоящее время они состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях, представляемых по договору социального найма, либо имеют право состоять на таком учете, что предполагает признание их в установленном законом порядке малоимущими, и того, что на них распространяются положения статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ.
Доводы жалобы о том, что Глазырин С.Н. относится к категории граждан, которые не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления другого жилья только на том основании, что он не был обеспечен жилым помещением в порядке статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N76-ФЗ, основаны на ошибочном толковании вышеприведенных норм права.
Судебные постановления соответствуют фактическим обстоятельствам, юридически значимые обстоятельства судами установлены, нормы материального права применены правильно.
Нарушений судами норм процессуального права, в том числе при установлении фактических обстоятельств по делу и оценке доказательств, приведших к судебной ошибке и нарушению прав заявителей, не установлено.
Довод жалобы о непривлечении судом к участию в деле Министерства обороны Российской Федерации не влечет отмену судебных постановлений, поскольку оспариваемыми судебными постановлениями вопрос о непосредственных правах и обязанностях указанного юридического лица не разрешался, рассмотрение дела в его отсутствие не повлекло нарушение прав заявителей.
Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082, установлено, что Министерство обороны Российской Федерации, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также полномочия в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
В структуру Министерства обороны Российской Федерации входят службы Министерства обороны Российской Федерации и им равные подразделения, центральные органы военного управления, не входящие в службы и им равные подразделения, и иные подразделения.
Согласно пункту 5 Положения Министерство обороны Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты).
Предъявление ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации и ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации настоящего иска соответствует полномочиям указанных учреждений с учетом приказов Министра обороны Российской Федерации от 7 ноября 2018 г. N 621, N 175 и от 4 апреля 2020 г.
Доводы о подписании и подаче настоящего иска лицом, не имеющим соответствующих полномочий, замене одного из истцов без процессуального оформления правопреемства с учетом наличия в деле письменного ходатайства представителя истцов Сергачевой А.С. от 5 февраля 2022 г. о процессуальном правопреемстве, приказа Министра Обороны Российской Федерации N175 от 4 апреля 2020 г, доверенностей на имя Сергачевой А.С, уполномоченной на совершение действий от имени истцов (л.д. 29, 30, 43-45, 46- 48, 69-70), несостоятельны к отмене судебных постановлений.
Отсутствие определения о замене истца 1-ый отдел ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации в порядке процессуального правопреемства на ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны РФ не привело к принятию неправильных судебных постановлений.
Доводы жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для рассмотрения дела по существу, сводятся к изложению своей позиции по делу, собственным толкованию закона и оценке доказательств и установленных обстоятельств, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судами были допущены нарушения, влекущие отмену или изменение судебных постановлений в кассационном порядке.
С учетом изложенного судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Пушкинского городского суда Московской области от 1 июня 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 29 ноября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Глазыриной С.Г, Глазырина А.С. в лице Воробьева Е.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.