Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Тетюев С.В., рассмотрев жалобу генерального директора ЗАО "Птицефабрика "Пышминская" Тимофеева С.В. на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 22 сентября 2021 года, решение судьи Тюменского районного суда Тюменской области от 15 декабря 2021 года, решение судьи Тюменского областного суда от 21 февраля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ЗАО "Птицефабрика "Пышминская",
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора N 386 О от 22 сентября 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Тюменского районного суда Тюменской области от 13 декабря 2021 года (N 12-428/2021), оставленным без изменения решением судьи Тюменского областного суда от 21 февраля 2022 года (N 21-69/2022), ЗАО "Птицефабрика "Пышминская" (далее - общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель общества выражает несогласие с вынесенными решениями, просит их отменить и прекратить производство по делу.
Дело об административном правонарушении, истребованное по вышеуказанной жалобе, поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 16 июня 2021 года.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом; под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
В силу пункта 2 статьи 11 указанного Федерального закона юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Согласно статье 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ), пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
На основании пунктов 1 и 2 статьи 39 Федерального закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов; обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 24 мая 2021 года N 150-р, в период с 31 мая 2021 года по 28 июня 2021 года проведена плановая выездная проверка ЗАО "Птицефабрика "Пышминская", по результатам которой выявлены нарушения требований природоохранного законодательства в области охраны окружающей среды, выразившиеся необеспечении надлежащего обращения с отходами производства и потребления в части организации и оборудования мест накопления отходов производства и потребления на производственной площадке, расположенной по адресу: Тюменская область, Тюменский район, с. Онохино, допущен сброс на почву отходов производства и потребления: помета куриного свежего; помета куриного перепревшего; лома и отходов, содержащих незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, несортированных; прочей продукции из натуральной древесины, утратившей потребительские свойства, незагрязненной; тары из черных металлов, загрязненной лакокрасочными материалами; отходов полиэтиленовой пленки, отходов тканей загрязненных, отходов изолированных проводов и кабелей. Также установлено накопление помета куриного за пределами пометохранилища.
Частями 1, 2, 3 статьи 51 Федерального закона N 7-ФЗ предусмотрено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I - IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом N 89-ФЗ.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 89-ФЗ к отходам производства и потребления относятся вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 статьи 13.4 Федерального закона N 89-ФЗ определено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации
Таким образом, в результате несанкционированного размещения отходов производства и потребления в отсутствие организации и оборудования мест накопления отходов происходит захламление земель, что влечет деградацию почв и снижение природно-хозяйственной ценности земель в месте захламления, с утратой экологических функций почв и их продуцирования (отсутствие устойчивого произрастания травянистой и древесно-кустарниковой растительности), вследствие перекрытия почв компонентами отходов (нарушение воздушной и водной проницаемости почв, ограничение поступления света, уплотнение плодородного слоя), что свидетельствует об объективной стороне состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ.
Рассматривая дело об административном правонарушении, должностное лицо признало доказанным факт неисполнения обществом обязанности по надлежащему обращению обществом с отходами производства, а также наличие вины общества в совершении данного административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо административного органа и судьи пришли к правильным выводам о том, что общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Факт совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, подтверждается совокупностью представленных в дело доказательств, которым должностным лицом и судом при рассмотрении дела дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Доводы жалобы со ссылкой на решения арбитражных судов по делу N А70-6325/2021, которыми сделан вывод о том, что куриный помет и ил отработанный, являясь побочной продукцией, образующиеся в результате деятельности предприятия и использующиеся в дальнейшем в процессе производственной деятельности, не являются отходами производства в том смысле, который ему придается Федеральным законом N 89-ФЗ, в связи с чем у общества отсутствует обязанность по организации и оборудованию мест накопления отходов производства и потребления, не могут служить основанием к отмене постановления должностного лица и судебных актов ввиду нижеследующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13.4 Федерально закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года N 3 утверждены СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
Согласно главе XI СанПиН 2.1.3684-21 267. Отходы животноводческих комплексов (навоз) и птицеводческих комплексов (помет) должны транспортироваться, обрабатываться и обеззараживаться отдельно от хозяйственно-бытовых стоков населенных пунктов. На животноводческом или птицеводческом комплексе хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим животноводческий или птицеводческий комплекс, должно осуществляться обеззараживание навоза (помета), обеспечивающее отсутствие в навозе (помете) возбудителей инфекционных и паразитарных заболеваний. При размещении твердой фракции навоза или помета в пределах водосборных площадей хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим животноводческий или птицеводческий комплекс, должны предусматриваться водонепроницаемые площадки с твердым покрытием, имеющие уклон в сторону водоотводящих канав. Выделяющаяся из навоза или помета жидкость вместе с атмосферными осадками должна собираться и направляться в жижесборник для обеззараживания. На объектах животноводства и птицеводства, размещенных в пределах водосборных площадей, хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим животноводческий или птицеводческий комплекс, должен быть организован и проводиться производственный контроль в соответствии с программой (планом) производственного контроля, предусматривающей контроль за состоянием грунтовых и поверхностных водных объектов.
Установив, что помет куриный накапливается на площадке компостирования, который представляет собой поле (земельный участок) за пределами пометохранилища, в отсутствие какого-либо обустройства, должностное лицо и судьи пришли к обоснованному выводу о осуществлении обществом фактического сброса названного отхода на почву и наличии в действиях общества состава административного правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ.
Анализируя решение Управления Росприроднадзора об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для ЗАО "Птицефабрика "Пышминская", оформленное приказом N 262 от 16 февраля 2021 года, являвшееся предметом рассмотрения арбитражного суда по делу N А70-6325/2021, судьи обоснованно исходили из того, что обжалуемый приказ признан недействительным прежде всего по процессуальным основаниям, связанными с процедурой утверждения проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, поэтому правового значения ссылки общества на решения арбитражных судов для данного дела не имеют.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.
Дело рассмотрено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, в отношении ЗАО "Птицефабрика "Пышминская" вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами.
Судьи районного и областного судов, рассмотрев жалобу общества на постановление должностного лица, проверили дело в соответствии с требованиями статьи 30.6 КоАП РФ, вынесли законные и обоснованные решения.
Нарушений предусмотренных статьей 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 22 сентября 2021 года, решение судьи Тюменского районного суда Тюменской области от 15 декабря 2021 года, решение судьи Тюменского областного суда от 21 февраля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ЗАО "Птицефабрика "Пышминская", оставить без изменения, жалобу его законного представителя - без удовлетворения.
Судья
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции С.В. Тетюев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.