Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ладейщикова М.В., рассмотрев жалобу законного представителя государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края "Краевой клинический кожно-венерологический диспансер" главного врача Коломойцева Александра Владимировича на вступившие в законную силу постановление главного государственного инспектора Кунгурского городского округа, Березовского муниципального округа, Кунгурского и Кишерского муниципальных районов по пожарному надзору, начальника 13 отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Кунгурскому городскому округу Березовскому муниципальному округу, Кунгурскому и Кишерскому муниципальным районам управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Пермскому краю от 07 декабря 2021 года, решение судьи Кунгурского городского суда Пермского края от 18 марта 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края "Краевой клинический кожно-венерологический диспансер",
УСТАНОВИЛ:
постановлением главного государственного инспектора Кунгурского городского округа, Березовского муниципального округа, Кунгурского и Кишерского муниципальных районов по пожарному надзору, начальника 13 отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Кунгурскому городскому округу Березовскому муниципальному округу, Кунгурскому и Кишерскому муниципальным районам управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Пермскому краю от 07 декабря 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Кунгурского городского суда Пермского края от 18 марта 2022 года, государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края "Краевой клинический кожно-венерологический диспансер" (далее - ГБУЗ ПК "КККВД", юридическое лицо, Диспансер) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей (с применением положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ).
В жалобе на вступившие в законную силу постановление должностного лица и решение судьи законный представитель ГБУЗ ПК "КККВД" просит их отменить и прекратить производство по делу.
01 июня 2022 года дело об административном правонарушении поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Из положений статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) следует, что под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Как установлено при рассмотрении дела, 29 октября 2021 года в 10.00 часов ГБУЗ ПК "КККВД" по адресу: Пермский край, город Кунгур, улица Детская, дом 42, допущены нарушения требований пожарной безопасности, части 1 статьи 6; статьи 53; части 1 статьи 54; частей 4, 5, 6 статьи 64; части 1 статьи 82; части 4 статьи 83; частей 4 и 11 статьи 84; частей 1, 2 статьи 87; частей 1, 2, 3 статьи 88; частей 1, 3, пункта 4 части 5, пункта 2 части 14 статьи 89; части 1 статьи 90; статьи 91; частей 6, 7 статьи 134; таблиц 21, 23, 24, 28 Федерального закона от 22 июля 2008 года N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пунктов 12, 13; подпункта "б" п. 17, 25, 26, подпнутов "а, б" п. 27, п. 43, 54, 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N1479), пунктов 4.2.5, 4.3.4, 4.4.1, 4.4.4, 4.4.14, 5.2.5, 5.2.10, 5.2.14, 5.2.18 СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", пункта 5.2.4 СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты" объектов защиты", пунктов 6.7.11, 6.7.19 СП 2.13130.2012 "Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты", пункта 3.16 НПБ 104-03 "Нормы пожарной безопасности "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях", пункта 14.3 НПБ 88-2001 "Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования", а именно:
-эвакуация из подсобного помещения второго этажа предусмотрена более чем через одно соседнее помещение (путь эвакуации к лестнице из помещения N 6 второго этажа предусмотрен через кабинеты N 5 и N 4 по тех. паспорту N 1-3808 от 09.12.2013);
-для отделки стен общего коридора второго этажа (помещение N 1 второго этажа по тех. паспорту N 1-3808 от 09.12.2013) применен материал (стеновые панели из ПВХ) с классом пожарной опасности более чем - КМ1 (фактически - КМ3);
-для покрытия пола общего коридора второго этажа (помещение N 1 второго этажа по тех. паспорту N 1-3808 от 09.12.2013) применен материал (покрытие напольное ПВХ гетерогенное) с классом пожарной опасности более чем - КМ2 (фактически - КМ3);
-для отделки стен в коридоре второго этажа (помещение N 1 второго этажа по тех. паспорту N 1-3808 от 09.12.2013) применен материал (обои) с неизвестным классом пожарной опасности (требуется не более чем КМ1). Не представлена документация, подтверждающая показатели пожарной опасности;
-замок на двери эвакуационного выхода между коридорами второго этажа (помещения N 1 и N 13 второго этажа по тех. паспорту N 1-3808 от 09.12.2013) не обеспечивает возможность его свободного открывания изнутри без ключа;
-эвакуационный выход из помещений второго этажа в здании диспансера предусмотрен по лестнице 2-го типа не отвечающей требованиям нормативных документов по пожарной безопасности и не являющейся эвакуационной (здание ниже II степени огнестойкости - фактически V, ниже класса C0 - фактически С2; лестница 2-го типа установлена из коридора первого этажа до коридора второго этажа, а не из вестибюля до второго этажа при условии отделения вестибюля от коридоров и смежных помещений противопожарными перегородками 1-го типа; в стационарах лечебных учреждений открытые лестницы в расчет эвакуации людей при пожаре не включаются), (помещение N 1 второго этажа по тех. паспорту N 1-3808 от 09.12.2013);
-высота пути эвакуации по лестнице 2-го типа менее 2, 2 м (высота уменьшена перекрытием пищеблока до 1, 74 м), (помещение N 1 второго этажа по тех. паспорту N 1-3808 от 09.12.2013);
-ширина марша лестницы 2-го типа, предназначенной для эвакуации людей менее 1, 35 м (составляет 1, 01 - 1, 18 м), (помещение N 1 второго этажа, помещение N 20 первого этажа по тех. паспорту N 1-3808 от 09.12.2013);
-на пути эвакуации по лестнице 2-го типа предусмотрена разрезная лестничная площадка (помещение N 20 первого этажа по тех. паспорту N 1-3808 от 09.12.2013);
-помещения со спальными местами второго этажа (больничные палаты) на объекте класса Ф1.1 не отделены от административно-хозяйственной части противопожарными стенами не ниже 2-го типа с заполнением дверного проема не ниже 2-го типа (дверь между коридорами N 1 и N 13 не имеет требуемого предела огнестойкости не ниже ЕI30, выполнена из древесины);
-для покрытия пола общего коридора второго этажа (помещение N 13 второго этажа по тех. паспорту N 1-3808 от 09.12.2013) применен материал (покрытие напольное ПВХ гетерогенное) с классом пожарной опасности более чем - КМ2 (фактически - КМ3);
-для покрытия пола общего коридора второго этажа (помещение N 12 второго этажа по тех. паспорту N 1-3808 от 09.12.2013) применен материал (покрытие напольное ПВХ гетерогенное) с классом пожарной опасности более чем - КМ2 (фактически - КМ3);
-замок на двери эвакуационного выхода из лестницы второго этажа наружу (помещения N 17 второго этажа по тех. паспорту N 1-3808 от 09.12.2013) не обеспечивает возможность его свободного открывания изнутри без ключа;
-высота эвакуационного выхода из коридора туалетов второго этажа не менее 1, 9 м (составляет 1, 78 м), (помещение N 14 второго этажа по тех. паспорту N 1-3808 от 09.12.2013);
-перекрытие в складе второго этажа (помещение N 9 второго этажа по тех. паспорту N 1-3808 от 09.12.2013) не имеет класс пожарной опасности не ниже К0 (15) и предел огнестойкости не ниже REI 45 (штукатурка деревянного перекрытия частично обрушилась);
-не обеспечено категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" помещения склада второго этажа с обозначением категории и класса зоны на входной двери с наружной стороны (помещение N 9 второго этажа по тех. паспорту N 1-3808 от 09.12.2013);
-для отделки стен и покрытия пола в палатах второго этажа допускается применение материала (краска) с неизвестным классом пожарной опасности (требуется не более чем класс КМ2), (помещения N 8, 10, 18, 19, 20, 21 второго этажа по тех. паспорту N 1-3808 от 09.12.2013). Документация, подтверждающая класс пожарной опасности не представлена;
-замок на двери эвакуационного выхода из коридора второго этажа на лестницу 3-го типа (помещения N 22 второго этажа по тех. паспорту N 1-3808 от 09.12.2013) не обеспечивает возможность его свободного открывания изнутри без ключа;
-ширина эвакуационного выхода из помещений второго этажа на лестницу 3-го типа менее 1, 2 м при числе эвакуирующихся более 15 чел. (ширина составляет 1, 1 м, на втором этаже размещено 20 коек-мест);
-ширина эвакуационного выхода из помещений приема пищи второго этажа (помещения N 2, 3 второго этажа по тех. паспорту N 1-3808 от 09.12.2013) в коридор менее 1, 2 м при числе эвакуирующихся более 15 чел. (ширина составляет 0, 77 м, в комнате для приема пищи 20 посадочных мест);
-ширина эвакуационного выхода из коридора первого этажа (помещение N 20 первого этажа по тех. паспорту N 1-3808 от 09.12.2013) менее 1, 2 м при числе эвакуирующихся более 15 чел. (ширина составляет 0, 73 м, в комнате для приема пищи второго этажа 20 посадочных мест)
-замок на двери эвакуационного выхода из коридора первого этажа (помещение N 1 первого этажа по тех. паспорту N 1-3808 от 09.12.2013) не обеспечивает возможность его свободного открывания изнутри без ключа;
-на пути эвакуации из коридора первого этажа в тамбур устроен порог высотой 17 см (помещение N 1 первого этажа по тех. паспорту N 1-3808 от 09.12.2013);
-замок на двери эвакуационного выхода из коридора первого этажа в тамбур (помещение N 1 первого этажа по тех. паспорту N 1-3808 от 09.12.2013) не обеспечивает возможность его свободного открывания изнутри без ключа;
- замок на двери эвакуационного выхода из тамбура первого этажа наружу (лит. а4 по тех. паспорту N 1-3808 от 09.12.2013) не обеспечивает возможность его свободного открывания изнутри без ключа;
- замок на двери эвакуационного выхода из коридора первого этажа (помещение N 5 первого этажа по тех. паспорту N 1-3808 от 09.12.2013) не обеспечивает возможность его свободного открывания изнутри без ключа;
27. высота эвакуационного выхода из коридора туалетов первого этажа не менее 1, 9 м (составляет 1, 73 м), (помещение N 17 первого этажа по тех. паспорту N 1-3808 от 09.12.2013);
- не обеспечено категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" помещения склада медикаментов первого этажа с обозначением категории и класса зоны на входной двери с наружной стороны (помещение N 14 второго этажа по тех. паспорту N 1-3808 от 09.12.2013);
- на пути эвакуации из коридора первого этажа в кабинет устроены две ступени высотой менее 45 см (высота составляет 15 см) (коридор N 5, кабинет N 12 первого этажа по тех. паспорту N 1-3808 от 09.12.2013);
- на пути эвакуации из кабинета первого этажа наружу перед дверным проёмом на высоте 7 см от пола проложен трубопровод, препятствующий безопасной эвакуации (кабинет N 12 первого этажа по тех. паспорту N 1-3808 от 09.12.2013);
- замок на двери эвакуационного выхода из помещения N 12 первого этажа по тех. паспорту N 1-3808 от 09.12.2013 наружу не обеспечивает возможность его свободного открывания изнутри без ключа;
- высота эвакуационного выхода из душевой комнаты первого этажа не менее 1, 9 м (составляет 1, 77 м), (помещение N 9 первого этажа по тех. паспорту N 1-3808 от 09.12.2013);
- ширина эвакуационного выхода из душевой комнаты первого этажа не менее 0, 7 м (составляет 0, 6 м), (помещение N 9 первого этажа по тех. паспорту N 1-3808 от 09.12.2013);
- на пути эвакуации из подсобного помещения первого этажа перед дверным проёмом устроен порог закрывающий трубопровод на высоте 14, 5 см, препятствующий безопасной эвакуации (кабинет N 8 первого этажа по тех. паспорту N 1-3808 от 09.12.2013);
- высота эвакуационного выхода из подсобного помещения первого этажа не менее 1, 9 м (составляет 1, 78 м), (помещение N 8 первого этажа по тех. паспорту N 1-3808 от 09.12.2013);
- не обеспечено категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" помещения склада первого этажа с обозначением категории и класса зоны на входной двери с наружной стороны (помещение N 23 первого этажа по тех. паспорту N 1-3808 от 09.12.2013);
- здание диспансера класс Ф1.1 не имеет требуемой степени огнестойкости не ниже II (стены пристройки лит. А1 выполнены из деревянного незащищенного бруса с ненормируемым пределом огнестойкости, что соответствует V степени огнестойкости);
- проезд и подъезд для пожарной техники со стороны ул. Детская перекрыт посадкой крупногабаритных деревьев;
- электроприемники системы пожарной сигнализации не обеспечены автономными резервными источниками питания (аккумуляторными батареями), обеспечивающие питание системы пожарной сигнализации в дежурном режиме в течении 24 ч и в режиме "Тревога" не менее 3 ч.;
- автоматическая пожарная сигнализация объекта зашиты, находится в неисправном (не работоспособном) состоянии (при имитации срабатывания пожарной сигнализации от извещателей (ДИП) в кабинете N 4 (раздевалка для сотрудников) на приборе управления отобразился сигнал "Пожар", но в здании не включилась СОУЭ; при имитации срабатывания пожарной сигнализации от извещателей (ДИП) в палате N 3 на приборе управления не отобразился сигнал "Пожар", в здании не включилась СОУЭ);
- не организованы работы по техническому обслуживанию системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) объекта защиты (здания диспансера);
- электроприемники системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре объекта защиты (здания диспансера) не оборудованы источниками бесперебойного электропитания (автономными резервными источниками электроснабжения);
- на втором этаже здания, в палате N 3, звуковые сигналы СОУЭ не обеспечивают уровень звука не менее 70 дБА (фактически - 40 дБА);
- системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (здания диспансера) находится в неисправном (не работоспособном) состоянии;
- не осуществлена проверка состояния огнезащитного покрытия строительных конструкций чердачного помещения здания в соответствии с технической документацией изготовителя средства огнезащиты не реже 1 раза в 2 года (последний контроль качества был произведен 22.09.2016 года);
- не организовано не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний наружной открытой лестницы, предназначенных для эвакуации людей из здания при пожаре, с составлением соответствующего протокола испытаний и внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты;
- не определены порядок и сроки проведения работ по очистке воздуховодов от горючих отходов и отложений с составлением соответствующего акта, с проведением таких работ не реже 1 раза в год с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты;
- при эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности (автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре) сверх срока службы (более 10 лет) не обеспечено ежегодное проведение испытаний до их замены в установленном порядке;
- в декларации пожарной безопасности не указан п. 5.2.18 СП 1.13130.2009, устанавливающий требования к путям эвакуации объектов класса функциональной пожарной опасности Ф.1.1;
- в декларации пожарной безопасности не указаны пункты нормативных документов, устанавливающие требования к объектам класса функциональной пожарной опасности Ф.1.1 в части касающейся: противопожарных расстояний между зданиями, проездов и подъездов для пожарной техники, обеспечение безопасности пожарно-спасательных подразделений при ликвидации пожара;
- на объекте защиты не хранятся техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ГБУЗ ПК "КККВД" должностным лицом к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ. Также должностным лицом административного органа представлением N288 от 07 декабря 2021 года на ГБУЗ ПК "КККВД" возложена обязанность предпринять меры по устранению причин административного правонарушении и условий, способствовавших его совершению.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ в ходе производства по делу на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Совокупность установленных по настоящему делу об административном правонарушении фактических и правовых оснований позволили судье городского суда по результатам рассмотрения жалобы на постановление должностного лица признать, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны с соблюдением требований процессуальных норм.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо и судья городского суда сочли, что юридическое лицо имело возможность для соблюдения требований пожарной безопасности, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Иного из материалов дела не следует.
Оснований ставить под сомнение установленные при рассмотрении данного дела обстоятельства не усматривается, объективных сведений, опровергающих выводы должностного лица и судьи, не имеется.
Доводы жалобы не содержат новых аргументов, которые бы не являлись предметом рассмотрения нижестоящей судебной инстанции, по существу они направлены на переоценку собранных по делу доказательств, однако оснований для их переоценки не имеется.
Таким образом, действия ГБУЗ ПК "КККВД" правильно квалифицированы по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
Порядок и срок давности привлечения лица к административной ответственности соблюдены.
В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся сведения, предусмотренные статьей 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Выводы, изложенные в постановлении, мотивированы. Наказание ГБУЗ ПК "КККВД" с применением положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ является законным, обоснованным и справедливым.
При рассмотрении жалобы ГБУЗ ПК "КККВД" на постановление должностного лица судьей городского суда дело проверено в соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ, исследованы все представленные в материалы дела доказательства.
В ходе рассмотрения дела ГБУЗ ПК "КККВД" на защиту не нарушено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.
При таких данных, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление главного государственного инспектора Кунгурского городского округа, Березовского муниципального округа, Кунгурского и Кишерского муниципальных районов по пожарному надзору, начальника 13 отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Кунгурскому городскому округу Березовскому муниципальному округу, Кунгурскому и Кишерскому муниципальным районам управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Пермскому краю от 07 декабря 2021 года, решение судьи Кунгурского городского суда Пермского края от 18 марта 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края "Краевой клинический кожно-венерологический диспансер" оставить без изменения, жалобу законного представителя государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края "Краевой клинический кожно-венерологический диспансер" главного врача Коломойцева Александра Владимировича - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции М.В. Ладейщикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.