Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ладейщикова М.В., рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Лазаревой Нины Александровны на вступившие в законную силу постановление судьи Курганского городского суда Курганской области от 13 декабря 2021 года, решение судьи Курганского областного суда от 21 февраля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Лазаревой Нины Александровны,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Курганского городского суда Курганской области от 13 декабря 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Курганского областного суда от 21 февраля 2022 года, индивидуальный предприниматель Лазарева Н.А. (далее - ИП Лазарева Н.А.) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей.
В жалобе на вступившие в законную силу судебные акты ИП Лазарева Н.А. просит их отменить, производство по делу прекратить.
30 мая 2022 года дело об административном правонарушении поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 50 000 до 150 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Согласно статье 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, помимо прочего, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Пунктами 1 и 3 статьи 29 Федерального закона N52-ФЗ предусмотрено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Постановлением Губернатора Курганской области от 16 марта 2020 года N 12 "О введении режима повышенной готовности" в связи с угрозой распространения на территории Курганской области новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) и в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на территории Курганской области введен режим повышенной готовности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в числе прочего, посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункты 1, 3 статьи 39 Федерального закона N52-ФЗ).
Таким федеральным органом исполнительной власти согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N322, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Руководитель этой службы - Главный государственный санитарный врач Российской Федерации осуществляет в соответствии с действующим законодательством организацию государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации.
Противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19 включают комплекс мер, направленных на предотвращение завоза и распространение инфекции, и организуются территориальными органами Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 4.1 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - СП 3.1.3597-20).
Пунктом 4.4 СП 3.1.3597-20 определены мероприятия, направленные на "разрыв" механизма передачи инфекции, к которым отнесены, помимо иного, использования оборудования по обеззараживанию воздуха.
При рассмотрении дела установлено, что 01 ноября 2021 года в 16.00 часов в магазине "1000 Мелочей" ИП Лазаревой Н.А, расположенном по адресу: г. Курган, ул. Школьная, 13 Б при выездном обследовании установлены нарушения сотрудниками торгового предприятия соблюдения обязательных требований статей 11, 29 Федерального закона N52-ФЗ, пунктов 4.1, 4.4 СП 3.1.3597-20, а именно: в торговом предприятии не используется оборудование по обеззараживанию воздуха (рециркулятор воздуха).
Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии защитника ИП Лазаревой Н.А, отвечает требованиям статьи 28.2 КоАП РФ, не содержит недостатков, влекущих признание его недопустимым доказательством.
Зафиксированный в протоколе факт отсутствия на момент обнаружения нарушения оборудования по обеззараживанию воздуха ИП Лазаревой Н.А. не оспаривается.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ в ходе производства по делу на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Представленные по делу доказательства являются допустимыми и достаточными для установления вины ИП Лазаревой Н.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Индивидуальным предпринимателем не были предприняты все зависящие от него меры по выполнению мероприятий, направленных на "разрыв" механизма передачи инфекции. Иного из материалов дела не следует.
Оснований ставить под сомнение установленные при рассмотрении данного дела обстоятельства не усматривается, объективных сведений, опровергающих выводы судей нижестоящих инстанций, не имеется.
Доводы жалобы о том, что Письмо Роспотребнадзора от 07 апреля 2020 N 02/6338-2020-15 "О рекомендациях по профилактике коронавирусной инфекции (COVID-19) среди работников" (вместе с "МР 3.1/2.2.0170/3-20. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. 2.2. Гигиена труда. Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди работников. Методические рекомендации") носит рекомендательный характер, являются несостоятельными.
Методические рекомендации 3.1/2.2.0170/3-20 приняты и подписаны должностным лицом в соответствии с полномочиями, предусмотренными п. 6 ч. 1 ст. 51 Федерального закона N 52-ФЗ, предусматривающими право главного государственного санитарного врача при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о введении ограничительных мероприятий в организациях и объектах. Данное письмо, утвержденное в том числе главным государственным санитарным врачом предусматривает императивные, обязательные к исполнению, меры по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) для работодателей на объектах Курганской области, а не рекомендательные, как указывает в жалобе ИП Лазарева Н.А.
Кроме того, доводы жалобы о том, что использование рециркулятора воздуха носит рекомендательный характер, опровергаются пунктом 1.1 СП 3.1.3597-20, согласно которому СП 3.1.3597-20 устанавливают требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации. Согласно пункту 3 статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ соблюдение санитарных правил, включая СП 3.1.3597-20, является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Указанные санитарно-эпидемиологические правила действовали на момент совершения ИП Лазаревой Н.А. административного правонарушения, и не утратили силу в настоящее время.
Жалоба не содержит доводов, непроверенных при рассмотрении дела и ставящих под сомнение законность и обоснованность судебных актов. Несогласие автора жалобы с приведенными выводами и оценкой установленных обстоятельств основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
В постановлении судьи городского суда по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ. Порядок и срок давности привлечения лица к административной ответственности соблюдены.
Назначенное ИП Лазаревой Н.А. наказание является справедливым и соразмерным, определено в размере минимального, предусмотренного санкцией статьи. Никаких исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности лица, обоснованно не установлено.
Судья областного суда, рассмотрев жалобу на постановление судьи городского суда, проверил дело в соответствии с требованиями статьи 30.6 КоАП РФ, вынес законное и обоснованное решение.
Право ИП Лазаревой Н.А. на защиту в ходе производства по делу не нарушено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление судьи Курганского городского суда Курганской области от 13 декабря 2021 года, решение судьи Курганского областного суда от 21 февраля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Лазаревой Нины Александровны оставить без изменения, жалобу индивидуального предпринимателя Лазаревой Нины Александровны - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции М.В. Ладейщикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.