Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Абдрахманова Э.Г., рассмотрев жалобу директора ООО "Транспортно-логистическая компания "Интер" Сиряченко Сергея Сергеевича на вступившие в законную силу постановление судьи Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 26 января 2022 года, решение судьи Пермского краевого суда от 14 марта 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Транспортно-логистическая компания "Интер",
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 26 января 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Пермского краевого суда от 14 марта 2022 года, общество с ограниченной ответственностью "Транспортно-логистическая компания "Интер" (далее - общество, юридическое лицо, ООО "ТЛК "Интер") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, заявитель выражает несогласие с указанными судебными актами, просит их отменить, производство по делу прекратить.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалоб заявителей позволяет прийти к следующим выводам.
Абзацем вторым п. 1 ст. 66 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и подпунктом "а" пункта 1 статьи 34 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" должностные лица органов государственного надзора наделены полномочиями в области государственного экологического надзора, направленными на пресечение нарушений обязательных требований на особо охраняемых природных территориях и устранение последствий выявленных нарушений, к числу которых относится право запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки.
В силу ст. 26.10 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела, в том числе сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа. Истребуемые сведения должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения определения, а при совершении административного правонарушения, влекущего административный арест либо административное выдворение, незамедлительно. При невозможности представления указанных сведений организация обязана в трехдневный срок уведомить об этом в письменной форме судью, орган, должностное лицо, вынесших определение.
В соответствии со ст. 17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, общество не предоставило сведения, истребованные старшим государственным инспектором БДД отделения ГИБДД ОМВД России по Лысьвенскому городскому округу в рамках производства по делу об административном правонарушении, указанные в определении от 26 октября 2021 года.
В ответ на определение, 28 октября 2021 года в административный орган поступило письмо ООО "ТЛК "Интер", в котором сообщено о невозможности предоставления истребованных сведений, в связи с тем, что Указами Губернатора Пермского края от 22 октября 2021 года N 126, от 20 октября 2021 года N 595 в Пермском крае установлены нерабочие дни в период с 25 октября 2021 года по 07 ноября 2021 года.
Данные сведения были предоставлены обществом только 18 ноября 2021 года, то есть после установленного срока.
Доводы жалобы о том, что обществом было направлено уведомление о невозможности предоставления истребованных сведений, не свидетельствует об отсутствии в его действиях состава вмененного правонарушения, поскольку после того, как причины невозможности предоставления сведений отпали (закончились нерабочие дни), юридическое лицо истребуемые сведений в адрес административного органа направило только 18 ноября 2021 года, то есть через 10 дней после окончания установленных нерабочих дней.
Обстоятельства совершения юридическим лицом вмененного ему административного правонарушения подтверждаются совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, которым судьей районного суда и судьей областного суда при рассмотрении дела дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Доводы жалобы о нарушении ст. 51 Конституции РФ подлежат отклонению, поскольку не подтверждаются материалами дела.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Получив определение должностного лица, у общества имелась реальная возможность для его выполнения, но требование государственного инспектора выполнено не было. Какие-либо доказательства невозможности исполнения требований должностного лица отсутствуют.
Указанные фактические обстоятельства, вопреки доводам жалобы, свидетельствуют о том, что совершенное обществом деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Административное наказание назначено в пределах санкции ст. 17.7 КоАП РФ.
Однако, имеются основания для изменения вынесенных по делу судебных актов.
В соответствии с ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Федеральным законом от 26 марта 2022 года N 70-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в частности, введена в действие с 6 апреля 2022 года ст. 4.1.2 КоАП РФ, устанавливающая особенности назначения наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям.
Согласно ч. 1 ст. 4.1.2 КоАП РФ при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Согласно ч. 2 ст. 4.1.2 КоАП РФ в случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица.
Из приложенных к настоящей жалобе сведений следует, что ООО "ТЛК "Интер" включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства 10 мая 2018 года (категория микропредприятие). Санкцией ст. 17.7 не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, поэтому административный штраф ООО "ТЛК "Интер" должен назначаться в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией ст. 17.7 КоАП РФ, для юридического лица, то есть в размере от 25 000 рублей до 50 000 рублей.
Учитывая статус юридического лица, отсутствие в материалах дела сведений об исполнении постановления об административном правонарушении на день рассмотрения жалобы заявителя кассационным судом, с учетом положений ч. 2 ст. 4.1.2 КоАП РФ, улучшающей правовое положение общества, назначенное наказание в виде административного штрафа подлежит снижению.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
В связи с чем, постановление судьи Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 26 января 2022 года, решение судьи Пермского краевого суда от 14 марта 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении ООО "ТЛК "Интер", подлежат изменению, путем снижения назначенного административного наказания в виде административного штрафа до 25 000 рублей.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья кассационного суда общей юрисдикции, постановил:
жалобу директора ООО "Транспортно-логистическая компания "Интер" Сиряченко Сергея Сергеевича удовлетворить частично.
Постановление судьи Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 26 января 2022 года, решение судьи Пермского краевого суда от 14 марта 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Транспортно-логистическая компания "Интер", изменить, снизив административное наказание в виде административного штрафа до 25 000 рублей.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Э.Г. Абдрахманова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.