Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.
судей Шушкевич О.В, Грудновой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское делоN 2-7457/2021 по иску Степанцова Александра Александровича к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о признании решения незаконным, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию, по кассационной жалобе Степанцова Александра Александровича на решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 февраля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Шушкевич О.В. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Степанцов А.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее УПФР в г. Сургуте) о признании незаконным решения от 05 апреля 2021 года N 1899 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, включении в специальный стаж по Списку N 2 периода работы с 15 июля 1994 года по 13 февраля 2001 года в ОП ПРЭП "Тюменьэнергоремонт" РЭУ "Тюменьэнерго", возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения, то есть с 16 марта 2021 года.
В обоснование требований указал, что в назначении пенсии отказано необоснованно, поскольку в спорный период получал доплату за вредные условия труда, что подтверждается архивной справкой и приказами, с учетом спорного периода имеет стаж необходимой продолжительности для назначения досрочной пенсии.
24 августа 2021 года протокольным определением в связи с реорганизацией к участию в деле в качестве ответчика привлечено Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее ОПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре).
Решением Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21 сентября 2021 года исковые требования Степанцова А.А. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 февраля 2022 года решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21 сентября 2021 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Степанцова А.А. без удовлетворения.
В кассационной жалобе истец просит отменить судебные акты, полагая их незаконными.
На кассационную жалобу поступили возражения ОПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, в которых указано на необоснованность приведенных в ней доводов.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. Информация о рассмотрении дела заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не явились, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 16 марта 2021 года Степанцов А.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в УПФР в г. Сургуте с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением УПФР в г. Сургуте от 05 апреля 2021 года N 1899 в назначении досрочной страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 30, частью 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Федеральный закон "О страховых пенсиях") Степанцову А.А. отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа работы по Списку N 2.
Для назначения пенсии по указанному основанию в возрасте 52 лет требуется наличие одновременно следующих условий: страховой стаж - 25 лет; стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 20 лет; стаж работы по Списку N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (старости) на льготных условиях", утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 (далее Список N 2), - 07 лет 06 месяцев.
Согласно решению ответчика стаж Степанцова А.А. на дату подачи заявления составил: страховой - 28 лет 06 месяцев 06 дней (с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П - 39 лет 23 дня); работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 25 лет 11 месяцев 01 день; по Списку N 2 - 02 года 01 месяц 28 дней.
В специальный стаж Степанцова А.А. не включен период работы с 15 июля 1994 года по 13 февраля 2001 года в ОП ПРЭП "Тюменьэнергоремонт" РЭУ "Тюменьэнерго", т.к. представленная архивная справка от 26 апреля 2018 года N 14/1-25/185 не подтверждает льготный характер работы, занятость на работах, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, не подтверждена.
Согласно трудовой книжке Степанцов А.А. в спорный период работал: 15 июля 1994 года принят в цех ремонта и наладки электротехнического оборудования "данные изъяты" 4 разряда, 26 октября 1994 года переведен в этом же цехе "данные изъяты", 05 января 1998 года переведен "данные изъяты" 6 разряда, 20 января 1999 года переведен "данные изъяты" в этом же цехе, 13 февраля 2001 года уволен.
В архивной справке от 26 апреля 2018 года N 14/1-25/185, выданной на основании личной карточки, приказов по личному составу, копии которых также представлены в материалы дела, содержатся аналогичные сведения. Также указано, что документы, подтверждающие льготный характер работы, на хранение в архив ОАО "Тюменьэнерго" не поступали.
Аналогичные сведения указаны в архивной справке от 05 мая 2021 года.
В представленных в материалы дела приказах содержатся сведения о повременно-премиальной оплате труда, выплате истцу доплаты за вредные условия труда в размере 8%.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета истца коды досрочного пенсионного обеспечения в отношении спорного периода не указаны.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований истца о включении спорного периода в специальный стаж, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для включения указанного периода в специальный стаж по Списку N 2, поскольку работодателем не подтвержден льготный характер работы истца, на момент обращения за назначением пенсии истец не выработал требуемую продолжительность специального стажа работы по Списку 2.
С выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции, дополнительно указав на то, что работодателем право истца на досрочную пенсию не подтверждено, в том числе за периоды после регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования работодатель сведения о льготном характере работы истца в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации не представил, в свою очередь территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации не вправе самостоятельно без документального подтверждения вносить корректировку в данные индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в отношении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. При этом в рамках требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в ходе рассмотрения судом были запрошены сведения в АО "Россети Тюмень", из поступившего ответа следует, что документы, подтверждающие льготный характер работы истца, на хранение в архив не поступали, сведений о том, что заявленный период работы подлежит включению в специальный стаж по признаку "вредности", справка не содержит.
Установив, что в установленном законом порядке (до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования - 02 июля 1999 года - справкой работодателя, уточняющей характер работы, после регистрации - сведениями индивидуального (персонифицированного) учета) спорный период не подтвержден, иных документов, свидетельствующих о характере работы в условиях, предусмотренных Списком N 2, в материалы дела не представлено, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Доводы истца о том, что в спорный период ему производились начисления и выплаты в размере 8%, суд апелляционной инстанции отклонил, указав на то, что указанная доплата не может служить бесспорным доказательством выполнения работ в условиях, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение по Списку N 2, поскольку доплата могла производиться в связи с работой в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Поскольку у истца на момент обращения в пенсионный орган отсутствует специальный стаж по Списку N 2 требуемой продолжительности (не менее 07 лет 06 месяцев), суд апелляционной инстанции указал на обоснованный отказа в удовлетворении требований о назначении досрочной страховой пенсии.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой инстанции и апелляционной инстанций, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, основаны на доказательствах, которым судом дана надлежащая оценка.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к данному закону).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 06 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 данного закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 06 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона "О страховых пенсиях" лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 данного закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначен указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Списком N 2 разделом XIII "Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство" правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости согласно пользуются: слесари, электромонтеры, электрослесари всех наименований, занятые на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования топливоподачи и пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики; мастера, старшие мастера по ремонту оборудования (котельного, турбинного (парогазотурбинного), топливоподачи и пылеприготовления) в местах его установки; мастера, старшие мастера производственных участков котельных, турбинных (газотурбинных), пылеприготовительных цехов и цехов топливоподачи.
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80% рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ но технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций (пункт 5 Разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет").
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичный порядок подтверждения страхового стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии, предусмотрен Порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н.
Кроме того, согласно пункту 4 названного Порядка в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, заключения органов государственной экспертизы условий труда могут быть наряду с другими документами использованы в качестве подтверждения занятости на работах при наличии в них данных о тех факторах (показателях), которые определяют право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 6 вышеуказанного Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости).
Из указанных положений следует, что право на досрочное назначение пенсии по указанному основанию (пункт 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях") при условии постоянной занятости (не менее 80% рабочего времени) на электростанциях, энергопоездах, паросиловом хозяйстве имеют слесари, электромонтеры, электрослесари всех наименований, занятые на обслуживании, ремонте определенного вида оборудования (котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования топливоподачи и пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики), а также мастера, старшие мастера по ремонту оборудования (котельного, турбинного (парогазотурбинного), топливоподачи и пылеприготовления) в местах его установки либо мастера, старшие мастера производственных участков в определенных цехах (котельных, турбинных (газотурбинных), пылеприготовительных, топливоподачи).
Вышеуказанные условия могут подтверждаться сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, а при отсутствии в них соответствующих кодов досрочного пенсионного обеспечения - иными документами, в том числе трудовыми книжками, справками работодателей либо государственных (муниципальных) органов, первичными документами соответствующего периода, на основании которых можно определить вид производства, установить характер выполнявшейся работы в той или профессии и должности тем работам (условиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Согласно статье 1 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
При отсутствии документального подтверждения в вышеуказанном порядке либо иными первичными документами, из которых можно установить характер работы застрахованного лица и его постоянную занятость на работах в условиях, предусмотренных Списком N 2, оснований для включения периода работы в специальный стаж не имеется.
Изучение материалов дела показывает, что выводы судов основаны на приведенном выше правовом регулировании спорных правоотношений, установленных судами обстоятельствах, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы кассационной жалобы о том, что в соответствии с пунктом 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 02 октября 2014 года N 1015, предусмотрена возможность в случае, если в трудовой книжке содержатся неполные и неточные сведения, принимать во внимание дополнительные документы, в том числе выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на заработную плату, тогда как, суды не приняли представленные им документы, подтверждающие, что в спорный период ему производилась доплата за вредные условия труда в размере 8%, что также подтверждается представленными в материалы дела приказами, основанием для отмены судебных постановлений не являются, поскольку, как правильно указано судами, сама по себе доплата за вредные условия труда характер работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, а также занятость на указанных работах постоянно в течение полного рабочего дня не подтверждают.
Состоявшиеся по делу судебные постановления соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона. При рассмотрении дела судами не допущено неправильного применения норм материального или нарушений норм процессуального права, оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Степанцова Александра Александровича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.