Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Чернецовой С.М, судей Зориной С.М, Бурматовой Г.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело N 2-670/2021 по иску Злобиной Ларисы Александровны к администрации Чернушинского городского округа Пермского края о признании незаконными действий, возложении обязанности, по кассационной жалобе администрации Чернушинского городского округа Пермского края на решение Чернушинского районного суда Пермского края от 29 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 02 марта 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Чернецовой С.М. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Злобина Л.А. обратилась с иском к администрации Чернушинского городского округа о признании незаконным действий по исключению из очереди учета нуждающихся в жилом помещении по категории граждан "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей"; восстановлении истца с 08 июля 2004 года на указанном учете и возложении обязанности предоставить истцу благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм во внеочередном порядке, по категории граждан "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
В обоснование исковых требований указала на то, что относилась к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. В 1998 году была поставлена на жилищный учет с целью предоставления жилого помещения по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. В 2019 году узнала, что 08 июля 2004 года снята с учета по предоставлению жилого помещения. До настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено.
Решением Чернушинского районного суда Пермского края от 29 ноября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 02 марта 2022 года, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе администрация Чернушинского городского округа Пермского края просит отменить вышеуказанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
Злобина Л.А. в возражениях на кассационную жалобу просит оставить вынесенные судебные акты без изменения.
Судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции установила, что участники процесса надлежащим образом и своевременно извещены о времени и месте судебного разбирательства. Кроме того, информация о слушании по настоящему делу заблаговременно размещена на официальном сайте суда.
Министерство социального развития Пермского края, Правительство Пермского края просили рассмотреть дело без их участия.
В судебное заседание Седьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, не явились, о причинах неявки не сообщали, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли. На основании ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Согласно ч.1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права, если эти нарушения привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений.
Обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
При рассмотрении дела было установлено, что Казакова Л.А, "данные изъяты" года рождения, воспитывалась и находилась на полном государственном обеспечении в Осинском детском доме, так как мать, лишена родительских прав, отец отправлен в принудительном порядке на лечение от алкоголя.
Сестре истца - Казаковой Н.А, после возвращения из детского учреждения выдан ордер от 11 июля 1988 года на право занятия жилплощади в "данные изъяты", размером 16 кв.м, жилой площади, на состав семьи из 3 человек - Казакову Л.А. и Морозова С.О. В период с 1993 по 2001 истец была зарегистрирована в указанной квартире.
12 февраля 1998 года Казакова Л.А. поставлена на учет для получения жилого помещения на условиях договора социального найма по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Казакова Л.А, Казакова Н.А, Морозов С.О. с 14 сентября 2000 года в соответствии с договором безвозмездной передачи квартиры в собственность, получили в собственность в равных долях по "данные изъяты" доли каждый жилое помещение по адресу: "данные изъяты", общей площадью 30, 40 кв.м.
15 февраля 2001 года между Пономаревой А.А. и Казаковой Л.А. Казаковой Н.А, Морозовым С.О. заключен договор мены, согласно которому в собственность Пономаревой А.А. перешла однокомнатная квартира по адресу: "данные изъяты", а в собственность Казаковой Н.А. и Морозова С.А. перешла однокомнатная квартира по адресу: "данные изъяты". Казаковой Л.А. в счет оплаты ее доли переданы денежные средства в размере 50 000 рублей.
08 июля 2004 года решением жилищной комиссии администрации Чернушинского района N 10 Казакова Л.А. исключена из льготной очереди "дети-сироты".
Материалы учетного дела Казаковой Л.А, не содержат сведений о направлении в ее адрес решения жилищной комиссии от 08 июля 2004 года.
31 августа 2009 года Казакова Л.А, изменила фамилию на Злобина, на основании записи акта регистрации брака.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями пп. 2 п. 3.1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и исходил из того, что истец правомерно была поставлена на учет до 23 лет с целью получения жилого помещения по категории "дети сироты и лица из числа детей-сирот", поскольку была обеспечена жилым помещением ниже учетной нормы. Оснований для снятия истца с жилищного учета в 2004 г. не имелось, поскольку право на получение жилья реализовано не было.
Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции признал законными и обоснованными.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов в части удовлетворения исковых требований о признании незаконными действий администрации Чернушинского городского округа по исключению Злобиной Л.А. с учета нуждающихся в жилом помещении по категории граждан "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей", и восстановлении ее на указанном учета с 8 июля 2004 г, поскольку они являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым судами по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Правоотношения в сфере социального обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации возникают между гражданином и государством исключительно после присвоения гражданину определенного статуса лица, в том числе статуса ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей. С указанного момента у гражданина возникает право на социальную поддержку со стороны государства. При этом право носит заявительный характер. С момента заявления гражданином о реализации своего права у государства возникает обязанность по предоставлению данному гражданину социальной поддержки в порядке, установленном законом. Ненадлежащее исполнение соответствующим органом власти установленных законом обязанностей не может служить препятствием для реализации гражданином его прав, в том числе жилищных.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", определены общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В силу п. п. 1 - 3 ст. 8 указанного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в п. 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с п. 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом п. 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.
Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9).
При этом в соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2019 года N 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.
Согласно данным Правилам, формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации (далее - орган местного самоуправления).
В список в том числе, включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 01 января 2013 г. или после 01 января 2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
Исходя из указанных нормативных положений, с учетом правовой позиции, изложенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 05 февраля 2009 года N 250-О-П и от 07 июня 2011 года N 746-О-О, суды пришли к верному выводу о том, что у Злобиной Л.А, как лица, относившегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имелось право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма до 01 января 2013 года, которое не было ею реализовано в связи с тем, что она незаконно была снята с учета, на который встала до достижения возраста 23 лет.
Исходя из положений ст.ст. 38, 40 Жилищного кодекса РСФСР, ст.ст. 2, 11, 13 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" от 24 декабря 1992, указанная в ст. 38 Жилищного кодекса РСФСР норма жилой площади в размере 12 кв.м, является предельным размером для предоставления жилой площади, а минимальный размер предоставления жилой площади вправе устанавливать субъект Российской Федерации.
В соответствии с п. 6.1. Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Чернушинском районе, утвержденных Постановлением Администрации Чернушинского района от 13 марта 1995 N 165 нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспечение жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого администрацией района 7, 4 кв.м.
Как установлено судом, квартира по адресу "данные изъяты" имела жилую площадь 16.3 кв.м. Следовательно, истец была обеспечена жилой площадью только в размере 5, 4 кв. м. жилой площади, что менее учетной нормы.
В соответствии с п. 1 ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР, действующим на момент постановки истца на учет, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
Поскольку Злобина Л.А. была обеспечена жилым помещением менее учетной нормы, то она имела право состоять на учете нуждающихся в жилом помещении на условиях договора социального найма, в том числе и по категории детей-сирот.
Основания для снятия граждан с учета для предоставления жилых помещений по договорам социального найма были предусмотрены ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР.
Вопреки мнению ответчика обстоятельств для снятия истца с жилищного учета в 2004 г. не имелось, поскольку Злобина Л.А. жилым помещением по нормам предоставления не обеспечивалась.
Само по себе наличие закрепленного за истцом жилого помещения и его возврат в 1988 г, не свидетельствует о том, что до 01 января 2013 года у истца отсутствовало право состоять на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма во внеочередном порядке как имеющего статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, поскольку нет никаких оснований полагать, что истец был обеспечен надлежащим образом жилым помещением.
Вопреки мнению ответчика действовавшее на момент постановки и снятия истца на жилищный учет не предусматривало наличие закрепленного жилого помещения у данной категории граждан в качестве достаточного основания для отказа в обеспечении жилым помещением вне очереди на условиях договора социального найма.
В Обзоре практики рассмотрения судами дела, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 20 ноября 2013 г. разъяснялось, что следовало принимать во внимание не только реальное отсутствие у детей-сирот закрепленного жилого помещения, занимаемого им в качестве нанимателя или члена семьи нанимателя по договору социального найма либо на основании права собственности, но и иные обстоятельства. В частности, какова площадь и качество данного жилого помещения, не имеется ли препятствий в проживании в нем и другие обстоятельства.
Доводы кассационной жалобы о пропуске срока для обжалования, предусмотренного ч. 1 ст. 218 КАС РФ являются несостоятельными.
Настоящее исковое заявление рассмотрено судом первой инстанции в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявлены требования, которые носят материальный характер и связаны с возникновением гражданских прав и обязанностей, а именно требования о предоставлении жилого помещения. Следовательно, положения ч. 1 ст. 218 КАС РФ применению не подлежат.
О применении срока исковой давности в порядке п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации ответчиком не заявлялось.
Отклоняя доводы кассационной жалобы о том, что действующее законодательство не предусматривает постановку на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по категории граждан "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей" в связи с изменением жилищного законодательства, судебная коллегия учитывает, что по смыслу закона принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в 1998 году детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей само по себе означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, оснований для признания такого лица нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, - реализации его права на предоставление жилого помещения.
Вместе с тем, заслуживают внимание доводы кассационной жалобы о том, что с 01 января 2013 г. жилые помещения детям-сиротам предоставляются на условиях договора найма специализированного жилого помещения.
В соответствие с ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело в пределах заявленных исковых требований.
Из материалов дела следует, что истцом как первоначально, так и при их уточнении были заявлены исковые требования помимо восстановления на учете, о возложении обязанности на ответчика предоставить жилое помещение на условиях договора социального найма (л.д.8, 172).
При этом, судом исковые требования удовлетворены в полном объеме, но резолютивная часть решения не содержит указаний относительно вида договора найма, на условиях которого следует истцу предоставить жилое помещение. Исковых требований о предоставлении жилого помещения на условиях договора найма специализированного жилого помещения материалы дела не содержат.
Суд кассационной инстанции считает необходимым указать, что с 01 января 2013 г. в ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляется по договорам найма специализированного жилого помещения.
Федеральный закон от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации признан утратившим силу с 01 января 2013 г. При этом в части обеспечения жилыми помещениями указанной категории граждан, действие положений ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции настоящего закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Следовательно, исходя из смысла действующего законодательства, исковые требования о предоставлении жилого помещения Злобиной Л.А. на условиях договора социального найма не основаны на законе.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 N 23 (ред. от 23 июня 2015) "О судебном решении", исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств.
В связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановилсуд как по первоначально заявленному иску, так и по встречному требованию, если оно было заявлено (ст. 138 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право. Судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении (ч. 5 ст. 198, ст. ст. 204 - 207 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). При отказе в заявленных требованиях полностью или частично следует точно указывать, кому, в отношении кого и в чем отказано.
Решение суда первой инстанции вышеуказанным требованиям не соответствует, в нем отсутствуют сведения о виде договора найма, площади и месте предоставляемого жилого помещения.
Нарушения, допущенные судом первой инстанции, судом апелляционной инстанции не были устранены.
С учетом изложенного обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными в части возложения обязанности на ответчика предоставить жилое помещение на условиях найма, поскольку они приняты с существенными нарушениями норм материального процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно ст. 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Для правильного разрешения настоящего спора следует уточнить у истца исковые требования в части условий договора, на которых просит предоставить ему жилое помещение и в зависимости от этого разрешить спор по существу.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь ст.ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Чернушинского районного суда Пермского края от 29 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 02 марта 2022 года в части удовлетворения исковых требований о возложении обязанности на администрацию Чернушинского городского округа предоставить Злобиной Ларисе Александровне благоустроенное жилое помещение по договору найма площадью не ниже установленных социальных норм по категории граждан "Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей", отменить и направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В остальной части решение Чернушинского районного суда Пермского края от 29 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 02 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Чернушинского городского округа Пермского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.