Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Грудновой А.В, Ложкарёвой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-294/2021 по иску Пономарева Владимира Михайловича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области об обжаловании решения, включении периодов работы в специальный стаж, по кассационной жалобе Пономарева Владимира Михайловича на решение Нязепетровского районного суда Челябинской области от 26 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 07 апреля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Давыдовой Т.И. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Пономарев В.М. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Челябинской области (далее по тексту - ОПФ по Челябинской области) о признании решения от 10 февраля 2021 года N 91598/21 незаконным, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы с 16 июня 2001 года по 09 сентября 2001 года в качестве водителя автомобиля на вывозке леса, с 10 сентября 2001 года по 19 июля 2006 года в качестве мастера леса, с 01 ноября 2004 года по 18 июля 2006 года в качестве мастера леса в Шемахинском лесничестве, с 19 июля 2006 года по 29 декабря 2006 года в качестве лесника 6 разряда в Ункурдинском лесничестве государственном учреждении "Нязепетровский сельский лесхоз", признании права на пенсию по пункту 7 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", назначении пенсии с момента обращения за ней - с 09 февраля 2021 года, взыскании судебных расходов в размере 2 800 руб.
В обоснование заявленных требований Пономарев В.М. сослался на то, что 09 февраля 2021 года обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Верхний Уфалей Челябинской области (далее по тексту - УПФ в г. Верхний Уфалей) (правопреемник ОПФ по Челябинской области) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением от 20 февраля 2021 года N 91598/21 в назначении пенсии ему отказано по мотивам недостаточности стажа. Полагает решение незаконным, поскольку работал в профессиях и должностях, предусмотренных Списком профессий и должностей рабочих и мастеров, занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, пользующихся право на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года, N 273, факт работы в указанные периоды подтверждается расчетными ведомостями, другими документами. С учетом спорных периодов его специальный стаж составляет 08 лет 06 месяцев 19 дней, что достаточно для назначения пенсии в возрасте 57 лет.
Решением Нязепетровского районного суда Челябинской области от 26 ноября 2021 года решение УПФ в г. Верхний Уфалей от 20 февраля 2021 года N 91598/21 признано незаконным в части; на ОПФ по Челябинской области возложена обязанность включить Пономареву В.М. в специальный стаж по пункту 7 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы с 16 июня 2001 года по 09 сентября 2001 года в качестве водителя автомобилей по вывозке леса государственного учреждения "Нязепетровский сельский лесхоз", с 10 сентября 2001 года по 31 октября 2004 года в качестве мастера леса государственного учреждения "Нязепетровский сельский лесхоз", с 01 ноября 2004 года по 18 июля 2006 года в качестве мастера леса Шемахинского лесничества государственного учреждения "Нязепетровский сельский лесхоз"; с ОПФ по Челябинской области в пользу Пономарева В.М. взысканы судебные расходы в размере 1 400 руб. в удовлетворении остальной части требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 07 апреля 2022 года решение Нязепетровского районного суда Челябинской области от 26 ноября 2021 года отменено, по делу принято новое решение, которым Пономареву В.М. в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
В кассационной жалобе Пономарев В.М. ставит вопрос об отмене судебных актов, как незаконных.
Стороны в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Поскольку апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 07 апреля 2022 года решение Нязепетровского районного суда Челябинской области от 26 ноября 2021 года отменено в полном объеме, то по доводам кассационной жалобы подлежит проверке только апелляционное определение.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что такого рода оснований для отмены апелляционного определения не имеется.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что 09 февраля 2021 года Пономарев В.М, "данные изъяты" года рождения, обратился в УПФ в г. Верхний Уфалей с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФ в г. Верхний Уфалей от 20 февраля 2021 года N 91598/21 Пономареву В.М. в назначении пенсии отказано по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. Продолжительность стажа на соответствующих видах работ пенсионным органом определена - 03 года 05 месяцев 25 дней, продолжительность страхового стажа - 37 лет 20 дней, величина индивидуального пенсионного коэффициента - 69, 714.
Пенсионным органом в специальный стаж Пономарева В.М не засчитаны периоды работы:
с 16 июня 2001 года по 09 сентября 2001 года в качестве водителя автомобилей на вывозке леса в государственном учреждении "Нязепетровский сельский лесхоз", так как за период с 01 апреля 2001 года по 09 сентября 2001 года на работах с особыми условиями труда фактически отработано 02 месяца 15 дней, что подтверждено выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица и учтено в специальный стаж;
с 10 сентября 2001 года по 31 октября 2004 года в качестве мастера леса, с 01 ноября 2004 года по 18 июля 2006 года в качестве мастера леса Шемахинского лесничества, с 19 июля 2006 года по 29 декабря 2006 года в качестве лесника в Ункурдинском лесничестве государственного учреждения "Нязепетровский сельский лесхоз", так как Перечнем льготных профессий данные профессии не предусмотрены; мастера, старшие мастера приобретают право на досрочное назначение пенсии, если они осуществляли свою трудовую деятельность непосредственно на лесосеках, лесопогрузочных пунктах, верхних и промежуточных складах и были заняты в едином технологическом процессе лесозаготовок. Данное условие не подтверждается.
Согласно архивной справке от 20 мая 2019 года Пономарев В.М. 22 сентября 1997 года принят водителем автомобилей на вывозке леса второго класса в Ункурдинское лесничество, приказом от 28 ноября 1997 года ему присвоен двенадцатый разряд, 01 апреля 2001 года уволен. В этот же день принят в сельский лесхоз водителем автомобилей на вывозке леса, 10 сентября 2001 года переведен мастером леса с выплатой 50% сдельного заработка водителя легкового автомобиля, с 01 ноября 2004 года переведен мастером лесозаготовительного участка предприятия, работающего на рубках ухода в Шемахинском и Ункурдинском лесничествах; согласно расчетным ведомостям с января по август 2006 года значится мастером, с 19 июля 2006 года по декабрь 2006 года - лесником 6 разряда. Приказы, личные карточки поступили на хранение не в полном объеме. Наряды, отчеты о лесозаготовке, материальные отчеты, табели учета рабочего времени работников Нязепетровского лесхоза отсутствуют.
Согласно справке о переименованиях по состоянию на 27 сентября 1997 года и до 09 декабря 1999 года Нязепетровский межхозяйственный лесхоз являлся структурой Производственного объединения межхозяйственных лесхозов "Челябинскмежхозлес" Главного управления сельского хозяйства и продовольствия Администрации Челябинской области; с 09 декабря 1999 года по 23 декабря 1999 года Нязепетровский межхозяйственный лесхоз подчинялся государственному учреждению "Челябинское управление сельскими лесами" Главного управления сельского хозяйства и продовольствия администрации Челябинской области; с 23 декабря 1999 года по 22 мая 2002 года стал именоваться как государственное учреждение "Нязепетровский сельский лесхоз" Государственного учреждения "Челябинское управление сельскими лесами"; с 22 мая 2002 года - по 23 ноября 2005 года - Нязепетровский сельский лесхоз - филиал федерального государственного учреждения "Челябинское управление сельскими лесами"; с 23 ноября 2005 года - Нязепетровский сельский лесхоз - филиал федерального государственного учреждения "Челябинский областной лесхоз".
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета истца спорные периоды его работы, в том числе после даты регистрации в системе обязательного пенсионного страхования (20 февраля 1998 года), подтверждены как общий трудовой (страховой) стаж, без указания кодов особых условий труда.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями пункта 7 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Списка N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, Списка профессий и должностей рабочих и мастеров (в том числе старших), занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года N 273, оценив и исследовав представленные доказательства, в том числе показания свидетелей "данные изъяты" согласно которым Нязепетровский сельский лесхоз занимался заготовкой леса для нужд совхозов, для этих целей были отведены делянки, лесосеки, где непосредственно заготавливали лес бригады заготовителей, срубленный лес перевозили в нижний склад, на обработку - пилили брус, доску, затем отгружали лесопродукцию по области, исходил из того, что в спорные периоды истец был занят на доставке в лес бригады заготовителей, вместе с ними работал на делянке, контролировал заготовку и вывозку леса, а в дальнейшем привозил рабочих со смены; работа в качестве водителя автомобиля по доставке рабочих к месту работы являлась для Пономарева В.М. дополнительной, основной работой истца являлось исполнение обязанностей по должности мастера леса, выполняя которые он работал на делянке, на лесосеке, принимал делянку, готовил площадку под штабелирование, контролировал процесс заготовки древесины, нес ответственность за работу бригады заготовителей, вел учет рабочего времени, проводил работникам инструктаж по технике безопасности, составлял материальные отчеты, отчеты по лесозаготовке; в настоящее время Нязепетровский сельский лесхоз ликвидирован, в связи с чем подтвердить свое право на досрочное пенсионное обеспечение путем истребования
дополнительных доказательств у работодателя истец возможности не имеет; отсутствие в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица кода особых условий труда само по себе не может являться основанием для умаления пенсионных прав истца, поскольку предоставление сведений индивидуального персонифицированного учета в отношении застрахованных лиц является обязанностью работодателя, а ненадлежащее оформление документов работодателем не может нарушать конституционные права истца на социальное обеспечение и равенство перед законом, в связи с чем пришел к выводу, что периоды работы истца с 16 июня 2001 года по 09 сентября 2001 года, с 10 сентября 2001 года по 31 октября 2004 года и с 01 ноября 2004 года по 18 июля 2006 года подлежат зачету в специальный стаж.
Поскольку с учетом зачтенных судом в специальный стаж истца периодов (5 лет 1 месяц) и периодов работы, учтенных пенсионным органом (3 года 5 месяцев 25 дней), стажа на соответствующих видах работ является достаточным для назначения досрочной страховой пенсии, суд первой инстанции пришел к выводу, что страховая пенсия истцу может быть назначена с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", по состоянию на 30 декабря 2018 года (60 лет), на один год за каждые 2 года 6 месяцев такой работы, то есть на три года, поэтому с момента обращения в пенсионный орган у него возникло право на досрочное назначение пенсии по пункту 7 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Удовлетворяя требования о взысканий судебных расходов, суд первой инстанции, исходил из частичного удовлетворения исковых требований истца, приняв во внимание сложность спора, требования разумности, взыскал с ОПФ по Челябинской области в пользу Пономарева В.М. расходы по оплате государственной пошлины в размере 150 руб, расходы за оказание юридической помощи в размере 1 250 руб.
Апелляционная инстанция с выводами суда первой инстанции не согласилась.
Отменяя решение и принимая новое об отказе в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела в порядке статьи 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в качестве новых доказательств Устав государственного учреждения Нязепетровский лесхоз от 05 января 2000 года, согласно которому сельский лесхоз является некоммерческой организацией и не имеет в качестве основной цели деятельности извлечение прибыли; сведения о том, что за 2002-2005 года индивидуальные сведения сдавались без учета льготного трудового стажа, т.к. не имелось постоянной полной занятости на льготной работе, что следует из справок Нязепетровского сельского лесхоза, представленных в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, копии которых представлены ответчиком в материалы дела; выписки из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении областного государственного учреждения "Челябинский областной лесхоз", в которое в качестве структурного подразделения вошел Нязепетровский сельский лесхоз, в соответствии с которой основным и единственным видом деятельности является деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации, исходил из того, что материалы дела не содержат доказательств постоянной занятости истца (не менее 80% рабочего времени) на работах в едином технологическом процессе лесозаготовок, а также выполнение указанных работ на предприятиях лесной промышленности и лесного хозяйства, постоянно действующих лесопунктах, лесничеств, лесозаготовительных участков; фактически характер работы на лесосеке, контроль заготовки древесины, был установлен судом первой инстанции только лишь на основании пояснений истца и показаний свидетелей, которые не могут быть признаны допустимыми доказательствами, в связи с чем пришел к выводу о том, что льготный характер работы Пономарева В.М. в спорный период и занятость в едином технологическом процессе лесозаготовок и на лесосплаве не
подтверждается.
Также суд апелляционной инстанции не согласился с выводом суда о том, что с учетом спорных периодов и периодов работы, учтенных в специальный стаж ответчиком, истец имеет право на досрочную пенсию по пункту 7 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", поскольку приведенная норма закона не предусматривает возможности назначения пенсии при неполном стаже на указанных работах и снижения общеустановленного пенсионного возраста пропорционально отработанному стажу.
Выводы суда апелляционной инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и приведенному правовому регулированию спорных правоотношений.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами суда апелляционной инстанции не влекут отмену апелляционного определения, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права и направлены на переоценку доказательств по делу.
Вопреки доводам кассационной жалобы, свидетельские показания в соответствии со статьей 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частью 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не являются допустимыми доказательствами, подтверждающими характер работы.
Доводы кассационной жалобы о том, что период работы с 10 сентября 2001 года по 29 декабря 2006 года в качестве матера леса и период с 16 июня 2001 года по 09 сентября 2001 года в качестве водителя на вывозке леса, подлежат включению в специальный стаж, поскольку указанные профессии предусмотрены Списком профессий и должностей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года N 273, основаны на неверном толковании норм материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно пункту 7 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста установленного статьей 8 настоящего Федерального закона при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
В соответствии с частями 2-4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Согласно подпункту "д" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии пунктом 7 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" применяется Список профессий и должностей рабочих и мастеров (в том числе старших), занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве (включая обслуживание механизмов и оборудования), утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года N 273.
Указанным Списком предусмотрены вальщики леса, водители автомобилей на вывозке леса, обрубщики сучьев, раскряжевщики, трактористы на подготовке лесосек, трелевке и вывозке леса, трелевщики, штабелевщики древесины, занятые на лесосеках, лесопогрузочных пунктах, верхних и промежуточных складах, мастера, старшие мастера, занятые на лесосеках, лесопогрузочных пунктах, верхних и промежуточных складах и другие профессии.
Данный Список распространяется на работников, занятых в едином технологическом процессе лесозаготовок (независимо от вида рубок) и на лесосплаве предприятий лесной промышленности и лесного хозяйства, постоянно действующих лесопунктов, лесничеств, лесозаготовительных участков независимо от их ведомственной подчиненности.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Согласно пункту 10 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015, в случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные данные о периодах работы либо отсутствуют информация об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (пункт 11).
Пунктом 43 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015, определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с абзацем первым пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Под полным рабочим днем согласно пункту 5 разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей... " под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени. При этом в указанное время включается выполнение подготовительных, вспомогательных, текущих ремонтных работ, а также работ вне своего рабочего места в целях обеспечения выполнения своих трудовых функций.
Вывод суда апелляционной инстанции о том, что периоды работы истца с 16 июня 2001 года по 09 сентября 2001 года в качестве водителя автомобилей по вывозке леса государственного учреждения "Нязепетровский сельский лесхоз", с 10 сентября 2001 года по 31 октября 2004 года в качестве мастера леса государственного учреждения "Нязепетровский сельский лесхоз", с 01 ноября 2004 года по 18 июля 2006 года в качестве мастера леса Шемахинского лесничества государственного учреждения "Нязепетровский сельский лесхоз" обоснованно пенсионным органом не зачтены в специальный стаж, поскольку отсутствует документальное подтверждение постоянной занятости истца (не менее 80% рабочего времени) на работах в едином технологическом процессе лесозаготовок, а также выполнение указанных работ на предприятиях лесной промышленности и лесного хозяйства, постоянно действующих лесопунктах, лесничеств, лесозаготовительных участков, то есть на работах, предусмотренных Списком профессий и должностей рабочих и мастеров (в том числе старших), занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве (включая обслуживание механизмов и оборудования), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года N 273, соответствует материалам дела.
Доводы кассационной жалобы Пономарева В.М. о том, что в мотивировочной части решения суд указал, что у него возникло право на досрочную пенсию, однако, в резолютивной части решения не возложил на ОПФ по Челябинской области обязанность назначить ему досрочную пенсию, не могут быть приняты во внимание, поскольку в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" для назначения досрочной страховой пенсии требуется наличие стажа на соответствующих видах работ мужчинам не менее 12 лет 6 месяцев. Ссылка суда первой инстанции в решении на возможность снижения пенсионного возраста пропорционально отработанному стажу не основана на законе, на что правильно указано судом апелляционной инстанции.
Нарушений норм материального или норм процессуального права, которые по смыслу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для отмены судебного постановления на стадии их кассационного обжалования, судом апелляционной инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 07 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Пономарева Владимира Михайловича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.