Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Карповой О.Н, Хасановой В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1011/2022 по иску Батуева Сергея Михайловича к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Челябинску, Главному Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области о возложении обязанности по расчету пенсии по выслуге лет, установлению выплат, по кассационной жалобе Батуева Сергея Михайловича на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 02 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 21 апреля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Козиной Н.М. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Батуев С.М. обратился в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Челябинску (далее - УМВД России по г. Челябинску), Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области (далее по тексту - ГУ МВД России по Челябинской области) о возложении обязанности по расчету пенсии по выслуге лет и установлению положенных выплат.
В обоснование исковых требований указал, что проходил службу в органах внутренних дел. Был уволен на основании рапорта (по собственному желанию) 07 декабря 2010 года. На момент увольнения стаж в календарном исчислении составлял 16 лет 6 месяцев 27 дней, в льготном исчислении 18 лет 4 месяца 10 дней. Пенсия по выслуге лет не была назначена. При прохождении срочной военной службы по призыву в периоды с 15 ноября 1992 года по 24 декабря 1992 года и с 29 января 1993 года по 25 ноября 1993 года выполнял задачи в зоне вооруженного конфликта на территории Абхазии. Считает, что данные периоды должны быть включены в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении из расчета 1 день за 3 дня.
Решением Центрального районного суда г. Челябинска от 02 февраля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 21 апреля 2022 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Батуев С.М. ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, ссылаясь на их незаконность.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении дела не поступало, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
На основании части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что отсутствуют основания для отмены или изменения оспариваемых судебных постановлений.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Батуев С.М. проходил службу в органах внутренних дел с 10 мая 1994 года по 07 декабря 2010 года, уволен на основании пункта "а" части 7 статьи 19 Закона Российской Федерации "О милиции" (по собственному желанию).
Согласно расчету выслуги лет по состоянию на 07 декабря 2010 года, выслуга лет истца в календарном исчислении составляет 18 лет 00 месяцев 12 дней, в льготном -18 лет 07 месяцев 24 дня.
Как следует из послужного списка, Батуев С.М. проходил срочную военную службу с 12 июня 1992 года по 27 ноября 1993 года. Служба в армии включена истцу в выслугу лет в календарном исчислении.
В соответствии со справкой Военного комиссариата Челябинской области от 10 февраля 2021 года в период с 15 ноября 1992 года по 24 декабря 1992 года и в период с 29 января 1993 года по 26 ноября 1993 года Батуев С.М. проходил военную службу по призыву в зоне вооруженного конфликта на территории Республики Абхазия.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований о возложении обязанности по расчету пенсии по выслуге лет, установлению выплат, суд первой инстанции, руководствуясь статьми 13, 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации", пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", исходил из того, что оснований для исчисления периодов с 15 ноября 1992 года по 24 декабря 1992 года и с 29 января 1993 года по 25 ноября 1993 года прохождения Батуевым С.М. срочной военной службы по призыву на территории Республики Абхазия в льготном исчислении, три месяца за один месяц службы, в выслугу лет для назначения пенсии, не имеется, поскольку данный период может быть учтен только в календарном исчислении.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, указав, что постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" не предусмотрена возможность льготного исчисления периода прохождения службы лицам по призыву в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах. Данных о том, что истец в спорный период относился к лицам, имеющим право на льготное исчисление выслуги (например, участвовал в выполнении задач в условиях чрезвычайного положения и т.п.), в материалы дела не представлено. Общее правило о льготном исчислении выслуги лет и трудового стажа всех военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, должно применяться дифференцированно, то есть в зависимости от того, проходила военная служба по контракту или по призыву. Военнослужащим, проходившим военную службу по контракту и выполнявшим задачи в условиях чрезвычайного положения, срок такой службы засчитывается в льготном исчислении в выслугу лет, а военнослужащим, выполнявшим аналогичные задачи по призыву - в льготном исчислении в трудовой стаж, в связи с чем период прохождения военной службы по призыву не может быть зачтен в выслугу лет в льготном исчислении, а подлежит зачету календарно.
Изучение материалов дела показывает, что выводы судов основаны на приведенном правовом регулировании спорных правоотношений, установленных судами обстоятельствах, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" и Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") установлен дифференцированный порядок льготного исчисления выслуги лет и трудового стажа военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.
Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащих, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регулируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (далее по тексту - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1).
В статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 перечислены лица, на которых распространяется действие данного Закона, в частности на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц.
В силу статьи 2 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - действительную срочную военную службу) в вооруженных силах и воинских формированиях, указанных в пункте "а" статьи 1 данного Закона, и семей этих лиц осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Согласно части 3 статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 этого Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Абзацем первым пункта 5 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" (далее по тексту - постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941), установлено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.
В соответствии с частью 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периоды службы в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии, в партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий, а также время нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие военной травмы, периоды военной службы в зоне отчуждения, определяемой в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", включаются в общий трудовой стаж в тройном размере.
Пунктом 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5481/1-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" указано, что при применении части второй статьи 2 Закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" в целях исчисления трудового стажа для назначения пенсий в соответствии со статьей 94 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" военнослужащие, выполняющие задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, считаются проходящими военную службу в действующей армии.
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, срок службы засчитывается в выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1. Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву и выполняющим аналогичные задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, срок службы засчитывается в льготном (в тройном размере) исчислении в трудовой стаж в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Судебные инстанции, разрешая спор, исходили именно из такого толкования подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права, которое является правильным, в связи с чем правомерно не засчитали в выслугу лет в льготном исчислении период службы истца по призыву в зоне вооруженного конфликта на территории Республики Абхазия с 15 ноября 1992 года по 24 декабря 1992 года и с 29 января 1993 года по 25 ноября 1993 года.
Вопреки доводам кассационной жалобы, поскольку Батуев С.М. в период с 15 ноября 1992 года по 24 декабря 1992 года и с 29 января 1993 года по 25 ноября 1993 года проходил военную службу по призыву, то в силу абзаца первого пункта 5 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 данный период военной службы по призыву в зоне вооруженного конфликта на территории Республики Абхазия подлежит зачету в выслугу лет для назначения ему пенсии в календарном исчислении.
Ссылка в кассационной жалобе на Закон Российской Федерации от 21 января 1993 года N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" не может служить основанием для отмены судебных постановлений. Данный закон не регламентирует вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих, а устанавливает лишь общие условия единой системы их правовой и социальной защиты, которые конкретизированы в иных нормативных правовых актах.
Доводы кассационной жалобы о том, что истцом были предъявлены доказательства выполнения задач в зоне вооруженного конфликта, а именно период службы в зоне вооруженного конфликта и выполнение поставленных задач на территории республики Абхазии подтверждается архивной справкой от 26 сентября 2018 года за N 2/245251, справкой военного комиссариата Челябинской области за N ЦСО/181 от 10 февраля 2021 года, военным билетом, в котором указано: "Проходил службу в зоне вооруженного конфликта на территории Абхазии в период с 15 ноября 1992 года по 24 декабря 1992 года, с 29 января 1993 года по 25 ноября 1993 года"; согласно ответу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации за N 21-1/ООГ-3670 от 19 апреля 2021 года со ссылкой на Закон N 4328-1 от 21 января 1993 года военнослужащим выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсий засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца, из ответа на аналогичное обращение от Министерства Обороны Российской Федерации N 182/3/2/98651 от 02 июля 2011 года указано: "норма льготного исчисления выслуги лет на пенсию распространяется как на военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, так и на военнослужащих, проходящих военную службу по призыву", а из ответа Департамента социальных гарантий Министерства Обороны Российской Федерации N 182/4/2276 от 07 сентября 2021 года следует, что: "указанные периоды могут быть зачтены в выслугу лет для назначения пенсии в льготном порядке из расчета один месяц службы за три месяца", направлены на оспаривание правильности выводов судов об установленных ими обстоятельствах и правильности применения норм материального права, в связи с чем не являются основанием для отмены судебных постановлений.
Таким образом, выводы судов об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований соответствуют положениям Закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1 и постановления от 22 сентября 1993 года N941, поскольку правило о льготном исчислении выслуги лет и трудового стажа всем военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, должно применяться дифференцированно, то есть в зависимости от того, проходила военная служба по контракту или по призыву, а именно: военнослужащим, проходившим военную службу по контракту и выполнявшим задачи в условиях чрезвычайного положения, срок такой службы засчитывается в льготном исчислении в выслугу лет, а военнослужащим, выполнявшим аналогичные задачи по призыву, - в льготном исчислении в трудовой стаж.
Обжалуемые судебные постановления основаны на законе, вынесены с учетом всех обстоятельств дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, по доводам кассационной жалобы не усматривается.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Челябинска от 02 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 21 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Батуева Сергея Михайловича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.