Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ковалёвой Ю.В, судей Кудряшова В.К, Корпачевой Е.С.
при секретаре Сахарове Р.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-16/2022 по административному исковому заявлению общественной организации Рязанское областное общество охотников и рыболовов о признании недействующими отдельных положений постановления Губернатора Рязанской области от 14 июля 2021 года N 49-пг "Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на территории Рязанской области на период с 1 августа 2021 года до 1 августа 2022 года", по апелляционной жалобе общественной организации Рязанское областное общество охотников и рыболовов на решение Рязанского областного суда от 24 января 2022 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Кудряшова В.К, объяснения представителя общественной организации Рязанское областное общество охотников и рыболовов Слободенюка А.В, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя Губернатора Рязанской области Серегина А.Н, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Лазаревой Е.И, полагавшей решение суда законным и не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам
установила:
Губернатором Рязанской области 14 июля 2021 года принято постановление N 49-пг "Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на территории Рязанской области на период с 1 августа 2021 года до 1 августа 2022 года" (далее - Постановление N 49-пг), которое опубликовано в сетевом издании "Рязанские ведомости" www.rv-ryazan.ru, 16 июля 2021 года и размещено на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Пунктом 1 названного постановления утвержден лимит добычи охотничьих ресурсов на территории Рязанской области на период с 1 августа 2021 года до 1 августа 2022 года, указанный в таблице 1 приложения к Постановлению N 49-пг, определены квоты добычи лосей в отношении каждого охотничьего хозяйства, в таблице 2 - квоты добычи косуль в отношении каждого охотничьего хозяйства.
Общественная организация Рязанское областное общество охотников и рыболовов (далее также - административный истец, общество охотников) обратилась в Рязанский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия Постановления N 49-пг в части неустановления квот добычи лося для Касимовского, Клепиковского, Криушинского, Старожиловского, Шиловского охотничьих угодий, а также в части сокращения квот добычи лося для Кораблинского и Спасского охотничьих угодий.
Указывает на применение Министерством природы Рязанской области для подсчета лосей неутвержденной методики авиационного учета, что противоречит пункту 11 Порядка ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира, утвержденного приказом Минприроды России от 22 декабря 2011 года N 963, согласно которому мероприятия по учету численности и распространения объектов животного мира проводятся в соответствии с принятыми методиками, а при их отсутствии - по имеющимся научным подходам учета для видов или групп объектов животного мира. Ссылается на то, что сокращение квот добычи лося является необоснованным и нарушает права и законные интересы административного истца на предоставление возмездных услуг в сфере охотничьего хозяйства, гарантированное частью 5 статьи 14 и статьей 55 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ).
Решением Рязанского областного суда от 24 января 2022 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе и дополнениях в апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, вынесенным при ошибочном толковании норм материального права. Указывает на то, что приказом министерства природопользования Рязанской области от 11 декабря 2020 года N 1130 "О проведении учета численности охотничьих ресурсов на территории Рязанской области в 2021 году" прямо предусмотрено, что данные авиационного учета лосей используется для планирования лимита и квот добычи лосей. Вывод суда о том, что субъекты Российской Федерации могут самостоятельно определять перечень способов и методик с целью получения достоверной информации о географическом распространении охотничьих ресурсов, их численности, считает неправильным, основанном на неверном толковании норм права.
Относительно доводов апелляционной жалобы прокуратурой Рязанской области, Правительством Рязанской области, министерством природопользования Рязанской области поданы возражения, в которых они просят решение суда оставить без изменения.
Все лица, участвующие в деле, были своевременно и надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения административного дела в суде апелляционной инстанции. На основании положений статей 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения представителей сторон, проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших на нее возражений, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия не усматривает основании для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 58 Конституции Российской Федерации вопросы пользования природными ресурсами и охраны окружающей среды отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется Федеральным законом N 209-ФЗ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Как указано в статье 2 Федерального закона N 209-ФЗ, одним из принципов правового регулирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов является обеспечение устойчивого существования и устойчивого использования охотничьих ресурсов, сохранения их биологического разнообразия (пункт 1).
В соответствии со статьей 24 Федерального закона N 209-ФЗ лимит добычи охотничьих ресурсов утверждается для каждого субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в срок не позднее 1 августа текущего года на период до 1 августа следующего года (часть 3). По согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти утверждается лимит добычи кабарги, дикого северного оленя, благородного оленя, косулей, лося, овцебыка, серны, сибирского горного козла, тура, снежного барана, рыси, соболя (часть 4). Лимит добычи охотничьих ресурсов исчисляется на основе нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов (часть 6). В документе об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов указываются объем изъятия в отношении каждого вида охотничьих ресурсов, при необходимости их пол и возраст, а также квота добычи охотничьих ресурсов для каждого охотничьего угодья (часть 7). Квота добычи охотничьих ресурсов в отношении каждого закрепленного охотничьего угодья определяется в соответствии с заявками, представленными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения в соответствии с настоящим Федеральным законом (часть 9). В случае, если квота добычи охотничьих ресурсов в отношении закрепленного охотничьего угодья устанавливается в меньшем объеме, чем объем, определенный предусмотренной частью 9 настоящей статьи заявкой, обосновываются причины такого несоответствия (часть 10).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Федерального закона N 209-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов в части установления в порядке, предусмотренном названным законом, лимитов добычи охотничьих ресурсов и квот их добычи, за исключением таких лимитов и квот в отношении охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды России) от 27 ноября 2020 года N 981 утвержден Порядок подготовки, принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, внесения в него изменений и требований к его содержанию и составу (далее также - Порядок).
Согласно пункту 15 Порядка для подготовки документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в субъекте Российской Федерации до 15 мая (включительно) уполномоченный орган субъекта Российской Федерации представляет материалы, обосновывающие лимит и квоты (объем) добычи охотничьих ресурсов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный проводить государственную экологическую экспертизу.
Статьей 20 Федерального закона от 24 апреля 1995 года N52-ФЗ "О животном мире" предусмотрено, что материалы, обосновывающие объемы (лимиты, квоты) изъятия объектов животного мира, подлежат обязательной экологической экспертизе.
В соответствии с пунктом 16 Порядка уполномоченный орган субъекта Российской Федерации при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, но не позднее 15 июня представляет на согласование в Минприроды России проект лимита добычи охотничьих ресурсов на территории субъекта Российской Федерации видов охотничьих ресурсов, лимит добычи которых утверждается по согласованию с федеральным органом исполнительной власти.
Из материалов дела судом установлено, что отделом регулирования использования животного мира министерства природопользования Рязанской области (далее - Минприроды Рязанской области) были разработаны и 28 апреля 2021 года направлены для проведения государственной экологической экспертизы материалы по определению лимита и квот добычи охотничьих ресурсов на период с 1 августа 2021 года до 1 августа 2022 года на территории Рязанской области.
Приказом Минприроды Рязанской области от 11 июня 2021 года N 744 утверждено заключение N 1/2021 от 7 июня 2021 года государственной экологической экспертизы материалов, обосновывающих лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов на территории Рязанской области на период с 1 августа 2021 года до 1 августа 2022 года.
В соответствии с заключением государственной экологической экспертизы в охотничьем сезоне 2021 - 2022 годов на территории Рязанской области Минприроды Рязанской области подготовлен проект по лимитам добычи охотничьих ресурсов с учетом поступивших заявок охотпользователей области на установление квоты добычи каждого вида охотничьих ресурсов.
Минприроды России письмом от 25 июня 2021 года N 04-29-29/18187 согласовало лимит добычи охотничьих ресурсов на территории Рязанской области в сезон охоты 2021 - 2022 годов, устанавливаемый в соответствии с нормативами допустимого изъятия охотничьих ресурсов и на основании заключения государственной экологической экспертизы, утвержденного приказом Минприроды Рязанской области от 11 июня 2021 года N 744.
Суд первой инстанции установили пришел к верному выводу, что установленная законом процедура, включающая, в том числе проведение государственной экологической экспертизы и процесс согласования результатов данной экспертизы с Минприроды России была соблюдена, оспариваемый нормативный правовой акт принят Губернатором Рязанской области в пределах имеющихся у него полномочий, с соблюдением требований законодательства, предъявляемых к форме нормативного правового акта, процедуре и порядку принятия, а также введению его в действие.
Как следует из материалов дела, административным истцом заключены охотхозяйственные соглашения с правом на добычу охотничьих ресурсов в Касимовском, Клепиковском, Криушинском, Старожиловском, Шиловском, Кораблинском и Спасском охотничьих угодьях, находящихся на территории Рязанской области.
ДД.ММ.ГГГГ общество охотников подало в Минприроды Рязанской области заявки на установление квот добычи охотничьих ресурсов на период с 1 августа 2021 года до 1 августа 2022 года в вышеназванных охотничьих хозяйствах.
Минприроды Рязанской области письмом от ДД.ММ.ГГГГ проинформировало общество охотников о максимально возможных квотах добычи лосей в охотничьих хозяйствах, сообщив, что для определения квот добычи лося будет применена итоговая численность охотничьих ресурсов - численность, полученная при проведении учетов численности и включенная в данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, формируемого Минприроды Рязанской области, с учетом данных авиационного учета лосей, проведенного в 2021 году.
Согласно пункту 9.2 Порядка уполномоченный орган субъекта Российской Федерации до 15 апреля (включительно) рассчитывает на основании плотности населения и итоговой численности охотничьих ресурсов в соответствии с утвержденными нормативами допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативами численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях максимально возможную квоту добычи для закрепленных охотничьих угодий и сопоставляет ее с планируемой квотой добычи охотничьих ресурсов, указанной в заявке на добычу, представленной охотпользователями.
Если планируемая квота добычи охотничьих ресурсов, указанная в заявке на добычу охотпользователя, превышает величину максимально возможной квоты добычи, рассчитанной уполномоченным органом субъекта Российской Федерации в соответствии с утвержденными нормативами допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативами численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях, то устанавливается максимально допустимая квота добычи охотничьих ресурсов в пределах утвержденных нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов, о чем в трехдневный срок с момента поступления заявки уполномоченный орган субъекта Российской Федерации уведомляет охотпользователя с указанием причины изменения (снижения) планируемой квоты добычи.
По результатам проведенной государственной экологической экспертизы в экспертном заключении от 7 июня 2021 года N1/2021 указано, что число дней с наличием сплошного снежного покрова позволило провести зимний маршрутный учет (далее также - ЗМУ) в необходимых объемах с надлежащим качеством. Так как данные о численности охотничьих ресурсов полученные методом ЗМУ носят усредненный характер, то с целью получения данных о численности лосей был проведен авиационный учет.
По результатам рассмотрения представленных материалов экспертная комиссия сочла допустимым предусмотренное в документации воздействие на окружающую среду - изъятие объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, в охотничьем сезоне 2021 - 2022 годов в количестве по лосю - 344 особи, с учетом распределения квот по охотничьим угодьям.
В составе материалов, обосновывающих лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов на территории Рязанской области на период с 1 августа 2021 года до 1 августа 2022 года, на рассмотрение экспертной комиссии помимо проектов лимита и квот добычи охотничьих ресурсов были представлены ведомости расчета численности лосей и косуль по данным ЗМУ в 2021 году, ведомости расчета численности лосей по данным авиационного учета в 2021 году, оценки намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду, заявки охотпользователей на установление квот добычи лосей и косуль на период с 1 августа 2021 года до 1 августа 2022 года, материалы общественных обсуждений.
Из содержания заключения государственной экологической экспертизы следует, что квота добычи охотничьих ресурсов в закрепленных охотничьих угодьях определялась для каждого вида охотничьих ресурсов (лось, косуля) в соответствии с заявкой, предоставленной юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, в пределах установленных нормативов допустимого изъятия на основании данных о численности заявленного вида охотничьих ресурсов.
Экспертной комиссией учтено, что в процессе установления квот и лимитов добычи лося и косули Минприроды Рязанской области была проведена проверка достоверности информации о численности охотничьих ресурсов, представленной в заявках охотпользователей, на их соответствие нормативу.
Статьей 38 Федерального закона N 209-ФЗ предусмотрено, что поддержание охотничьих ресурсов в состоянии, позволяющем сохранить их численность в пределах, необходимых для их расширенного воспроизводства, обеспечивается путем разработки, установления и соблюдения нормативов и норм в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (часть 1).
К нормативам в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов относятся нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов, а также нормативы численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях и нормативы биотехнических мероприятий (часть 2).
Нормативы, предусмотренные настоящей статьей, разрабатываются и утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 4).
Приказом Минприроды России от 25 ноября 2020 года N 965 утверждены нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях, в том числе лосей.
В заключении государственной экологической экспертизы содержится вывод о необходимости установления квоты добычи охотничьих ресурсов в меньшем объеме, чем указано в заявках охотпользователей, поскольку квота, указанная в заявках выше, чем максимально допустимая нормативами, утвержденными вышеназванным приказом Минприроды России. В результате проведенного исследования в экспертном заключении указано, что максимально допустимая квота добычи лося в Касимовском, Клепиковском, Криушинском, Старожиловском, Шиловском охотничьих хозяйствах равна нулю, в Кораблинском - 8 особей, в Спасском - 10 особей.
Таким образом, оспариваемое Постановление N 49-пг, в котором по результатам государственной экологической экспертизы не были установлены квоты добычи лосей в Касимовском, Клепиковском, Криушинском, Старожиловском, Шиловском охотничьих угодьях и установлены квоты в меньшем размере, чем указано в заявках охотпользователей, в Кораблинском и в Спасском охотничьих угодьях, принято с соблюдением установленного порядка и соответствует нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, в связи с этим суд пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении административного иска.
Как верно указано судом первой инстанции, вопреки доводам административного истца, неустановление оспариваемым нормативным правовым актом квот добычи лося в соответствии с количествами, указанными в представленных обществом охотников заявках, не может являться основанием для признания оспариваемого постановления недействующим.
По сути, доводы административного истца сводятся к несогласию с выводами государственной экологической экспертизы, отраженными в заключении, которое им не оспаривалось, доказательства в опровержение выводов экспертов, изложенных в данном заключении, административным истцом не представлялись.
В соответствии Порядком осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных, утвержденного приказом Минприроды России от 25 ноября 2020 года N 964 (действовавшего на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта), при осуществлении государственного мониторинга определяется в том числе численность и распространение охотничьих ресурсов (по видам), размещение их в среде обитания (в разрезе охотничьих угодий и иных территорий, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов) (пункт 4.1). Следовательно, определение методов и способов мониторинга должно быть направлено на более объективное и точное определение численности и распространения охотничьих ресурсов, размещение их в среде обитания.
В связи с этим доводы апелляционной жалобы административного истца о том, что проведение авиационного учета численности лосей в 2021 году, предусмотренного приказом Минприроды Рязанской области от 11 декабря 2020 года N 1130, не соответствует Методическим указаниям по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания методом зимнего маршрутного учета, утвержденным приказом Минприроды России от 11 января 2012 года N 1, подлежат отклонению, поскольку использование авиационного учета численности лосей наряду с ЗМУ направлено на получение достоверной информации о географическом распространении охотничьих ресурсов, их численности, что не противоречит требованиям Федерального закона N 209-ФЗ.
Приведенные в апелляционной жалобе административного истца доводы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с этим признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Рязанского областного суда.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Рязанского областного суда от 24 января 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общественной организации Рязанское областное общество охотников и рыболовов - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.