Кассационный военный суд в составе председательствующего Прыткова Р.В., судей Гусейнова Т.Г. и Лядова В.Л. при секретаре судебного заседания Орловой Е.В. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-107/2021 по кассационной жалобе административного истца Кривенко Виктора Александровича на решение Улан-Удэнского гарнизонного военного суда от 29 октября 2021 г. и апелляционное определение 2-го Восточного окружного военного суда от 1 февраля 2022 г., принятые по административному иску "звание" Кривенко В.А. об оспаривании действий командира и жилищной комиссии войсковой части N., связанных с предоставлением и расчётом размера субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее - субсидия).
Заслушав доклад председательствующего, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, Кассационный военный суд
установил:
Улан-Удэнский гарнизонный военный суд указанным решением, оставленным без изменения 2-м Восточным окружным военным судом, отказал в удовлетворении административного иска Кривенко, в котором он просил признать незаконным и отменить решение жилищной комиссии войсковой части N. от 19 июля 2021 г. о перечислении ему субсидии с учётом общей площади ранее предоставленного жилого помещения по адресу: "адрес", в котором проживают административный истец и члены его семьи. Кроме того, административный истец просил обязать названный жилищный орган и командира войсковой части N. повторно рассмотреть его заявление о перечислении ему субсидии без учёта площади указанного жилья, а также взыскать с войсковой части N. компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты".
В кассационной жалобе, поданной 19 апреля 2022 г, административный истец просит судебные акты судов первой и апелляционной инстанций отменить и удовлетворить заявленные требования.
В обоснование Кривенко, излагая обстоятельства дела и приводя отдельные положения нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, утверждает, что судебными инстанциями не принято во внимание отсутствие правоустанавливающих документов на занимемое жилое помещение, а предпринятые им меры по его приватизации во время прохождения военной службы "данные изъяты" не были реализованы.
По мнению автора кассационной жалобы, суды не дали оценку бездействию командования войсковой части N. по необеспечению ему условий для сдачи жилого помещения и реализации права на получение жилищной субсидии для приобретения жилья в собственность по избранному месту жительства "данные изъяты".
Препятствий для рассмотрения данного дела в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке, не имеется.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильных судебных актов.
По настоящему делу таких оснований не имеется.
Согласно обстоятельствам, которые судами первой и апелляционной инстанций установлены при рассмотрении административного дела и подтверждаются его материалами
- 7 мая 2004 года Кривенко, проходивший военную службу "данные изъяты", составом семьи "данные изъяты" человека вселён в жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", общей площадью 62, 2 кв.м, собственником которого являлась "данные изъяты";
- после принятия в "данные изъяты", административный истец поступил на военную службу по контракту "данные изъяты", которую проходил с 24 сентября 2015 года в войсковой части N, дислоцированной в "данные изъяты";
- 18 ноября 2019 г. жилищная комиссия войсковой части N. во исполнение апелляционного определения Восточно-Сибирского окружного военного суда от 23 мая 2019 г. приняла на учёт нуждающихся Кривенко членов его семьи ("данные изъяты") для обеспечения жилым помещением в виде предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения по избранному постоянному месту жительства в "данные изъяты";
- решением того же жилищного органа от 19 июля 2021 г. рассчитана субсидия на семью административного истца из "данные изъяты" человек с учётом площади занимаемого жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", в размере "данные изъяты".
Кроме того, судами установлено, что указанное жилое помещение в 2004 году предоставлено Кривенко в качестве служебного жилого помещения, в настоящее время не относится к специализированному жилищному фонду, в местных органах власти не значится в качестве служебного или предоставляемого по договору социального найма.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета.
В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" Кривенко как военнослужащий, заключивший контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. и признанный нуждающимся в жилых помещениях подлежит обеспечению жильём в форме жилищной субсидии либо предоставления жилых помещений в собственность или по договору социального найма по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе - по избранному месту жительства. При этом ч. 14 ст. 15 того же Федерального закона предусмотрено, что такое обеспечение возможно при условии сдачи жилых помещений федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и снятия с регистрационного учёта по прежнему месту жительства.
Согласно ч. 7 и 8 ст. 57 ЖК РФ и п. 4 Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 г. N 76, площадь ранее предоставленного жилья подлежит учёту при предоставлении другого жилого помещения либо расчёте размера жилищной субсидии.
Принимая во внимание, что Кривенко не предпринял исчерпывающие меры по сдаче ранее предоставленного ему жилого помещения, общей площадью 62, 2 кв.м, суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу, что оспариваемым решением жилищной комиссии войсковой части N. прав и свобод административного истца нарушено не было, поскольку предоставление административному истцу жилищной субсидии без учёта вышеприведённого жилого помещения, приведёт к необоснованному сверхнормативному обеспечению его жильём.
Оснований не согласиться с эти выводом Кассационный военный суд не усматривает, по следующим основаниям.
Согласно п. 3 постановления "данные изъяты" от 17 марта 2014 г. имущество государственных органов "данные изъяты" переходит к государственным органа "данные изъяты", определённым правительством "данные изъяты".
В соответствии с положениями ст. 12 и ч. 1.1 ст. 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6 - ФКЗ " "данные изъяты"" в частности на территории "данные изъяты" действуют документы, подтверждающие, в том числе, право пользование жилыми помещениями, выданные государственными и иными официальными органами "данные изъяты" без ограничения срока их действия.
До 1 января 2023 года на территории "данные изъяты" особенности регулирования имущественных отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации права на недвижимое имущества могут быть установлены нормативными правовыми актами "данные изъяты" по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Анализ вышеприведённых норм позволяет сделать применительно к обстоятельствам административного дела вывод о том, что у административного истца и членов его семьи сохранилось право пользования жилым помещением в г. "данные изъяты" без ограничения срока, а жилое помещение, ранее находящегося в собственности государственных организаций и учреждений "данные изъяты" на день принятия оспоренного решения жилищного органа, переходит к органам государственной власти "данные изъяты".
Учитывая, что административный истец в соответствующие органы государственной власти "данные изъяты" с вопросами относительно сдачи жилого помещения в "данные изъяты" не обращался, имеет вместе с членами семьи бессрочное право пользования им, то суды обосновано посчитали законным решение административного ответчика о предоставлении ему жилищной субсидии с учётом ранее предоставленного ему жилого помещения общей площадью 62, 2 кв.м.
Вопреки соответствующему доводу жалобы представленные стороной административного истца доказательства исследовались в порядке, установленном гл. 6 и ст. 158 - 170 КАС РФ, нарушений условий для всестороннего и полного исследования доказательств судом кассационной инстанции не выявлено.
Иные доводы кассационной жалобы, в целом аналогичные приводившимся стороной административного истца на предыдущих стадиях производства по настоящему делу, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и обоснованно отвергнуты по мотивам, приведенным в обжалованных решениях. Кроме того, данные доводы на правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций не влияют, поскольку не основаны на нормах материального закона и, по своей сути, сводятся к несогласию с существом постановленных судебных актов.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов, в том числе и для безусловной отмены, предусмотренных ч. 3 ст. 328 КАС РФ, из материалов дела не усматривается, поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 327, 329 и 330 КАС РФ, Кассационный военный суд, определил:
решение Улан-Удэнского гарнизонного военного суда от 29 октября 2021 г. и апелляционное определение 2-го Восточного окружного военного суда от 1 февраля 2022 г, принятые по административному иску Кривенко В.А, оставить без изменения, а его кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в порядке гл. 35 КАС РФ путём подачи кассационной жалобы в установленный ч. 2 ст. 318 этого же Кодекса срок непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в окончательной форме 7 июня 2022 г.
Председательствующий Р.В. Прытков
Судьи Т.Г. Гусейнов
В.Л. Лядов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.