Кассационный военный суд в составе председательствующего Прыткова Р.В., судей Гусейнова Т.Г. и Лядова В.Л. при секретаре судебного заседания Орловой Е.В. рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-112/2021 по кассационной жалобе ответчика - начальника отдела "данные изъяты" войсковой части N. Министерства обороны Российской Федерации Григорьева В.Г. (далее - начальник отдела) на решение 80 гарнизонного военного суда от 20 декабря 2021 г. и апелляционное определение 2-го Западного окружного военного суда от 15 марта 2022 г., принятые по гражданскому делу 2-112/2021 по исковому заявлению военного прокурора "данные изъяты" военной прокуратуры гарнизона (далее - военный прокурор), поданному в защиту интересов и прав Постойкиной Елены Васильевны к начальнику отдела о признании за ней права на получение ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной частью 9 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306 ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении отдельных выплат" (далее - Федеральный закон N 306-ФЗ).
Заслушав доклад председательствующего, изложившего обстоятельства дела, содержание судебных актов, принятых по делу, объяснения прокурора Анчутина А.В, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, Кассационный военный суд
установил:
военный прокурор обратился в 80 гарнизонный военный суд с вышеназванным иском, в котором просил признать за Постойкиной Е.В. право на получение ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной частью 9 статьи 3 Федерального закона N 306-ФЗ (далее - ежемесячная денежная компенсация), и назначить ее выплату с 6 апреля 2021 года.
Решением 80 гарнизонного военного суда от 20 декабря 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением окружного военного суда от 15 марта 2022 г, исковые требования военного прокурора удовлетворены.
Суд признал за Постойкиной Е.В. право на получение ежемесячной денежной компенсации и обязал начальника отдела назначить её выплату с 6 апреля 2021 года.
В кассационной жалобе, поданной 26 мая 2022 г, ответчик просит отменить судебные акты в связи с неправильным применением судами норм материального права и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование, ссылаясь на положения статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), утверждает о недоказанности истцом наличия у Постойкиной Е.В. права на выплату ей ежемесячной денежной компенсации.
Приводя собственный анализ положений отдельных нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих и предоставления отдельных выплат и пособий членам их семей, указывает на отсутствие в них норм права, позволяющих устанавливать выплату ежемесячной денежной компенсации членам семьи погибшего военнослужащего, проживающим "данные изъяты".
В заключение автор жалобы обращает внимание на отсутствие правового акта, закрепляющего обязанность отдела "данные изъяты" войсковой части N. выплачивать ежемесячную денежную компенсацию. При этом вывод судов о наличии такой обязанности считает ошибочным и не основанном на законе.
В возражениях на кассационную жалобу Постойкина Е.В, указывая на необоснованность приведённых в ней доводов, просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме. Препятствий для рассмотрения данного дела в их отсутствие не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судами установлено и из материалов дела усматривается, что Постойкина Е.В. является гражданкой Российской Федерации, проживающей в "данные изъяты"
ДД.ММ.ГГГГ при исполнении обязанностей военной службы погиб сын Постойкиной Е.В. - ФИО. (л.д. 13-17).
С 7 апреля 2015 года Постойкиной Е.В. установлена выплата пенсии по случаю потери кормильца в связи со смертью сына ФИО. (л.д.20).
6 апреля 2021 г. Постойкина Е.В. обратилась в отдел "данные изъяты" войсковой части N. с заявлением, в котором просила назначить ей выплату ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной частью 9 статьи 3 Федерального закона.
Решения о назначении ежемесячной денежной компенсации ответчиком в установленные сроки принято не было.
В ноябре 2021 года в защиту прав и интересов Постойкиной Е.В. военный прокурор обратился с административным иском, в котором просил признать незаконными бездействия начальника отдела, связанные с неназначением ей ежемесячной денежной компенсации.
Определением судьи 80 гарнизонного военного суда от 20 декабря 2021 г. постановлено перейти к рассмотрению дела в порядке гражданского судопроизводства.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя.
С 1 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
Законодательное закрепление отдельных выплат военнослужащим, а также членам их семей в случае их смерти (гибели), нашло свое отражение в статье 3 Федерального закона.
Частью 9 статьи 3 Федерального закона определено, что в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация, которая рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 13 настоящей статьи "данные изъяты", на количество членов семьи (включая погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы).
Пунктом 2 частью 11 статьи 3 Федерального закона определено, что членами семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы, имеющими право на получение ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 9 настоящей статьи, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего, пропавшего без вести) кормильца или трудоспособности считаются родители военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы. При этом право на указанную ежемесячную денежную компенсацию имеют родители, достигшие возраста 50 и 55 лет (соответственно женщина и мужчина) или являющиеся инвалидами.
Из анализа вышеприведённых норм права следует, что основными условиями выплаты ежемесячной денежной компенсации является установление факта гибели военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы, а также соответствие членов семьи погибшего военнослужащего требованиям, установленным подпунктом 2 частью 11 статьи 3 Федерального закона.
Поскольку Постойкина Е.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения является членом семьи военнослужащего, погибшего при исполнении им обязанностей военной службы, она в силу приведенных выше нормативных положений на день обращения с заявлением к ответчику имеет право на получение от государства мер социальной поддержки, в том числе на получение ежемесячной денежной компенсации.
Определение порядка финансирования и осуществления данной выплаты в соответствии с частью 17 статьи 3 Федерального закона отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации.
Действуя в рамках предоставленных ему полномочий, Правительство Российской Федерации Постановлением от 22 февраля 2012 г. N 142 утвердило Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 9, статьи 3 Федерального закона (далее - Правила).
Согласно подпункту "б" пункта 2 Правил ежемесячная денежная компенсация выплачивается членам семьи умершего (погибшего) инвалида, а также членам семьи военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы либо умерших вследствие военной травмы (далее - члены семьи).
Согласно пункту 3 Правил назначение ежемесячной денежной компенсации осуществляется пенсионными органами "данные изъяты" (далее - уполномоченные органы).
Из пункта 8 правило следует, что решение о назначении ежемесячной денежной компенсации принимается в течение 10 рабочих дней со дня подачи в уполномоченный орган заявления и документов, предусмотренных пунктом 4 Правил, а при пересылке указанных заявления и документов по почте - в течение 10 рабочих дней со дня их получения уполномоченным органом.
В соответствии с пунктом 10 Правил ежемесячная денежная компенсация назначается со дня возникновения права на нее, но не ранее чем с 1 января 2012 г, и выплачивается в размерах, действовавших на соответствующий год. Днем обращения за назначением ежемесячной денежной компенсации считается день подачи заявления с документами, указанными в пункте 4 Правил.
Исходя из пункта 10 Правил ежемесячная денежная компенсация, установленная частью 9 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ, назначается со дня возникновения права на нее. Днем обращения за назначением ежемесячной денежной компенсации считается день подачи заявления с документами, указанными в пункте 4 Правил.
При этом назначение ежемесячной денежной компенсации носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявления лица, претендующего на названную денежную компенсацию, к которому прилагаются документы, подтверждающие право лица на данную выплату.
С заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации с предоставлением необходимых документов Постойкина Е.В. обратилась к ответчику 6 апреля 2021 г, соответственно, именно с этой даты она имеет право на ее получение.
Таким образом, судебные инстанции, исследовав юридически значимые обстоятельства, дав оценку представленным доказательствам в их совокупности, правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, пришли к правильному выводу о том, что Постойкина Е.В, являясь матерью военнослужащего ФИО. умершего при исполнении обязанностей военной службы, а также лицом, отвечающим требования п. 2 ч. 11 ст. 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ имеет право на получение ежемесячной денежной компенсации со дня обращения в соответствующий орган с заявлением, то есть с 6 апреля 2021 года.
При этом, возлагая обязанность по выплате ежемесячной денежной компенсации начальника отдела, суды обоснованно исходили из того, что такая обязанность на него возложена Положением об отделе "данные изъяты" войсковой части N..
Кроме того, на наличие такой обязанности у ответчика указывает и тот факт, что Постойкина Е.В. является получателем пенсии по потере кормильца, выплата которой ей назначалась этим же отделом "данные изъяты".
Что касается доводов жалобы об отсутствии норм права, позволяющих устанавливать выплату ежемесячной денежной компенсации, членам семьи погибшего военнослужащего, проживающим "данные изъяты", то они являются несостоятельными по следующим основаниям.
Так, пунктом 2 постановления Правительства РФ от 22 февраля 2012 года N 142 установлено, что финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с выплатой ежемесячной денежной компенсации, осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета с учетом расходов по доставке ежемесячной денежной компенсации, предусматриваемых на указанные цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в частности Министерству обороны Российской Федерации.
Кроме того, исходя из статьи 1 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года, выплаты страховых сумм членам семьи погибшего военнослужащего должны производиться страховой организацией или иным органом, уполномоченным государством, в Вооруженных Силах которого служил и где был застрахован военнослужащий, независимо от того, проживают члены семьи на территории данного государства или же на территории других государств - участников указанного Соглашения.
Таким образом, выплата ежемесячной денежной компенсации является обязательством Российской Федерации, на исполнение которого не может повлиять факт проживания гражданина "данные изъяты".
При таких обстоятельствах, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судами не допущено, в связи с чем Кассационный военный суд находит оспариваемые судебные постановления законными и обоснованными, не усматривая оснований для их отмены или изменения, предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ, в связи с чем кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 199, 379.5, 379.6, 390 и 390.1 ГПК РФ, Кассационный военный суд
определил:
решение 80 гарнизонного военного суда от 20 декабря 2021 г. и апелляционное определение 2-го Западного окружного военного суда от 15 марта 2022 г, по исковому заявлению военного прокурора "данные изъяты" военной прокуратуры гарнизона, поданному в защиту интересов и прав Постойкиной Елены Васильевны, оставить без изменения, а кассационную жалобу ответчика Григорьева В.Г. - без удовлетворения.
Настоящее определение вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в порядке и срок, установленные гл. 41 (? 2) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 19 июля 2022 г.
Председательствующий Р.В. Прытков
Судьи Т.Г. Гусейнов
В.Л. Лядов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.