Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу Любарского В.Л. на вступившие в законную силу постановление главного государственного инспектора по пожарному надзору г. Симферополя Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Республике Крым от 14 сентября 2020 года, решение судьи Симферопольского районного суда Республики Крым от 20 ноября 2020 года и решение судьи Верховного Суда Республики Крым от 13 января 2021 года, вынесенные в отношении индивидуального предпринимателя Любарского Виталия Леонидовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением главного государственного инспектора по пожарному надзору г. Симферополя Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Республике Крым от 14 сентября 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Симферопольского районного суда Республики Крым от 20 ноября 2020 года и решением судьи Верховного Суда Республики Крым от 13 января 2021 года, индивидуальный предприниматель Любарский В.Л. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, заявитель просит изменить состоявшиеся в отношении него по настоящему делу об административном правонарушении судебные акты, административное наказание в виде штрафа заменить на предупреждение.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в постановлении приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения индивидуального предпринимателя Любарского В.Л. к административной ответственности) установлена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 названного Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 данной статьи, совершенные в условиях особого противопожарного режима.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ) под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
В силу статьи 38 названного Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ особый противопожарный режим - дополнительные требования пожарной безопасности, устанавливаемые органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях.
В силу части 4 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ) пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390 "О противопожарном режиме" утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила противопожарного режима).
Приказом Министерства чрезвычайных ситуаций Республики Крым от 9 апреля 2020 года N 62-о "Об установлении особого противопожарного режима на территории Республики Крым" с 10 апреля 2020 года на территории Республики Крым введен особый противопожарный режим до принятия соответствующего постановления о его снятии.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной 5 июня 2020 года и 15 июня 2020 года проверки на территориях, используемых индивидуальным предпринимателем Любарским В.Л. по адресам: "адрес", и "адрес", выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, а именно: помещения здания не в полном объеме оборудованы системой автоматической пожарной сигнализации, пространство за подвесными потолками не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации (при прокладке кабелей (проводов) общим объемом горючей массы более 1, 5 л на 1 метр КЛ не представлены акты скрытых работ, отсутствует исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты (АПС, СОУЭ), система неисправна, в помещениях категории "В" отсутствуют датчики, пульт приёмно-контрольный не оснащён аварийным освещением; пути эвакуации здания не оборудованы аварийным освещением; не предоставлена документация подтверждающая необходимый предел огнестойкости строительных конструкций здания; не представлена документация на металлические несущие элементы здания, которая содержала бы информацию о показателях степени огнестойкости и предела огнестойкости конструкции; второй этаж здания не имеет 2-х эвакуационных выходов согласно норм; ширина основных эвакуационных проходов в торговых залах менее 2 м; уклон внутренней открытой лестницы не соответствует требованию; для удаления продуктов горения при пожаре не предусмотрена система вытяжной противодымной вентиляции; помещения складского и технического назначения не отделены согласно требований противопожарными стенами не ниже 1-го типа (перегородками 1-го типа, перекрытия не ниже 3-го типа); складские и производственные помещения здания не оборудованы противопожарными преградами, двери в помещениях складов не имеют требуемого предела огнестойкости; не обеспечено на дверях помещений производственного и складского назначения обозначения их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности; двери эвакуационных выходов открываются не по
ходу эвакуации (второй этаж); не обеспечено наличие указателей движения к пожарному гидранту согласно норм; в объёме лестничной клетки допущено устройство подсобного помещения, а также допущено хранение горючих предметов; в помещении котельной допускается складирование горючих материалов; встроенная котельная не отделяется от смежных помещений противопожарными стенами 2-го типа или противопожарными перегородками 1-го типа и противопожарными перекрытиями 3-го типа; допускается хранение под лестничным маршем и на лестничных площадках мебели и других горючих материалов; транспаранты (баннеры), размещаемый на фасаде здания, выполнены из горючих материалов; информация представленная на плане эвакуации 2-го этажа не обеспечивает безопасную эвакуацию людей из здания, путь указанного плана ведет через помещение складского назначения, которое не является путем эвакуации, указанные эвакуационные выходы не являются эвакуационными (лестницы ведущие со второго этажа на первый не являются эвакуационными); не представлен акт проведения работ по очистке вентиляционных камер от горючих отходов; не проведено испытание наружной пожарной лестницы; в отношении объекта защиты не в полном объеме выполнена и утверждена инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями; на объекте защиты допускаются к работе лица не прошедшие обучения мерам пожарной безопасности; на объекте защиты не предоставлена документация о проведении не реже 1 раза в полугодие практических тренировок по эвакуации людей при пожаре лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте защиты (не в полном объеме предоставлена документация), чем нарушены положения Федерального закона от 22 июля 2008 г..N 123-ФЗ; Правила противопожарного режима, Приказ МЧС России от 24 февраля 2009 г..N 91 "Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности"; СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты.
Эвакуационные пути и выходы, утвержденного Приказом МЧС России от 25 марта 2009 г..N 171; СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования, утвержденного Приказом МЧС России от 25 марта 2009 г..N 175; Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций", утвержденных Приказом МЧС Российской Федерации от 12 декабря 2007 г..N 645; СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение; СП 12.13130.2009. Свод правил. Определение категории помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности, утвержденного приказом МЧС России от 25 марта 2009 г..N 182; СП 1.13130.2009. Свод правил "Эвакуационные пути и выходы"; ГОСТ Р 12.2.143-2009 "Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Элементы систем. Классификации. Общие технические требования. Методы контроля" (утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 июля 2009 г..N 260-ст, а именно:
Факт совершения правонарушения и виновность индивидуального предпринимателя Любарского В.Л. подтверждены собранными по делу доказательствами: копией постановления о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д.117-125), выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (л.д.7-14), копией представления ГУ МЧС по Республике Крым (л.д.48-52), фототаблицей (л.д.66-78), копией приказа Министерства чрезвычайных ситуаций Республики Крым (л.д.79-87), копиями решений о проведении проверки (л.д.95, 96), копиями свидетельств о государственной регистрации права (л.д.110, 111), копией кадастровой выписки (л.д.112-116) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод должностного лица и судебных инстанций о наличии в деянии индивидуального предпринимателя Любарского В.Л. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного кодекса.
Действия индивидуального предпринимателя Любарского В.Л. квалифицированы по части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного кодекса и законодательства в области пожарной безопасности.
Вопреки доводам Любарского В.Л, оснований для изменения судебных актов, вынесенных в отношении него по настоящему делу об административном правонарушении путем замены административного штрафа на предупреждение, не имеется.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением возможна являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 указанного Кодекса предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 названного Кодекса.
Вместе с тем, учитывая конкретные обстоятельства совершения правонарушения в области пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима, количество выявленных нарушений и их характер, что непосредственно связано с угрозой безопасности жизни и здоровья граждан, в рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств не усматривается.
Доводы поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях индивидуального предпринимателя Любарского В.Л. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Порядок и срок привлечения индивидуального предпринимателя Любарского В.Л. к административной ответственности соблюдены. Административное наказание назначено названному лицу в пределах санкции вменяемого правонарушения.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление главного государственного инспектора по пожарному надзору г. Симферополя Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Республике Крым от 14 сентября 2020 года, решение судьи Симферопольского районного суда Республики Крым от 20 ноября 2020 года и решение судьи Верховного Суда Республики Крым от 13 января 2021 года, вынесенные в отношении индивидуального предпринимателя Любарского Виталия Леонидовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Любарского В.Л. - без удовлетворения.
Судья Н.Х. Карасова
Справка:
судья районного суда Кулишов А.С. N 12-906/2020
судья Верховного Суда РК Дяченко Л.А. N 21-35/2021
судья кассационного суда Карасова Н.Х. N 16-6930/2021, 16-1232/2022
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.