Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмарь Д.В., рассмотрев жалобу врио начальника ОГИБДД ОМВД России по г. Геленджику ФИО2 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 145 Кавказского района Краснодарского края от 12 ноября 2020 года и решение судьи Кавказского районного суда Краснодарского края от 10 февраля 2021 года, по делу об административном правонарушении предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Маленкина В.Н.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 145 Кавказского района Краснодарского края от 12 ноября 2020 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Маленкина В.Н. прекращено, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решением судьи Кавказского районного суда Краснодарского края от 10 февраля 2021 года постановление мирового судьи судебного участка N145 Кавказского района Краснодарского края от 12 ноября 2020 года оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, врио начальника ОГИБДД ОМВД России по г. Геленджику ФИО2, выражает несогласие с вынесенными судебными актами, считая их незаконными, просит судебное постановление и решение в отношении гражданина Маленкина В.Н. отменить и возвратить дело на новое рассмотрение другому мировому судье.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы прихожу к следующему.
Согласно части 1 статьи 12.26 КоАП РФ невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
Объективная сторона указанного правонарушения заключается в невыполнении водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Согласно части 1 статьи 27.12 КоАП РФ лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения.
Основания для освидетельствования закреплены в пункте 10 Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 года N475.
В силу пункта 2.3.2 Правил дорожного движения Российской Федерации (далее - ПДД РФ) по требованию должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, водитель обязан проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Как следует из материалов дела, 16 июля 2020 года в 21 час 32 минуты в районе "адрес", в "адрес" в нарушение п. 2.3.2 ПДД водитель Маленкин В.Н. управлял транспортным средством " "данные изъяты"" (государственный регистрационный знак N), не выполнил законное требование уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Установленные обстоятельства послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении от 16 июля 2021 года, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 12.26 КоАП РФ.
Мировой судья, прекращая производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, исходил из следующего.
Согласно положениям статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическая обязанность прохождения водителем медицинского освидетельствования закреплена в пункте 2.3.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, в соответствии с которым водитель транспортного средства обязан по требованию должностных лиц, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью дорожного движения и эксплуатации транспортного средства, проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Согласно части 1.1 статьи 27.12 КоАП РФ, лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения в соответствии с частью 6 данной статьи. При отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласии лица с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Согласно части 6 статьи 27.12 КоАП РФ освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и оформление его результатов, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинское освидетельствование на состояние опьянения и оформление его результатов осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно установленным обстоятельствам, при составлении протокола об административном правонарушении в отношении Маленкина В.Н. имелись существенные противоречия, как в объяснениях понятых и удостоверенных ими протоколах, так и рапортах сотрудников ГИБДД. Устранить данные нарушения и противоречия в протоколе об административном правонарушении с другими протоколами в отношении времени совершения правонарушения, не представлялось возможным.
Учитывая вышеизложенное, мировой судья пришел в выводу, о необходимости прекращения производства по делу об административном правонарушении в отношении Маленкина В.Н. на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 12.26 КоАП РФ.
С данным выводом согласился судья районного суда.
Считаю данные выводы мирового судьи и судьи районного суда обоснованными.
Доводы жалобы не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений, поскольку обстоятельства по делу установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Имеющиеся доказательства оценены на предмет относимости, допустимости и достаточности.
Положения статей 30.7 и 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые предусматривают возможность отмены постановления или решения в сторону ухудшения положения лица, привлекаемого к административной ответственности, распространяются только на постановления и решения по делу об административном правонарушении, которые не вступили в законную силу.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающей возможность отмены в порядке статьи 30.13 Кодекса вступившего в законную силу решения или постановления по делу об административном правонарушении, если при этом ухудшается положение лица, привлекаемого к административной ответственности.
Согласно части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено указанное решение, не допускается.
Указанные правовые нормы корреспондируют положениям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, не допустим.
Исключения из общего правила о запрете поворота к худшему допустимы лишь в качестве крайней меры, когда допущенные в предшествующем разбирательстве существенные (фундаментальные) нарушения повлияли на исход дела и неисправление судебной ошибки искажало бы саму суть правосудия, смысл приговора как акта правосудия, разрушая необходимый баланс конституционно защищаемых ценностей, в том числе прав и законных интересов осужденных и потерпевших. Указанные положения об общих принципах пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений по уголовным делам применимы и к административному судопроизводству, в рамках которого решается вопрос об административной ответственности и наказании лица.
Фундаментальных нарушений норм КоАП РФ, позволяющих отступить от указанного принципа (невозможность ухудшения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при пересмотре вступившего в законную силу постановления по делу), на которые указывает пункт 2 статьи 4 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, не установлено.
Кроме того, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории вида правонарушения, в настоящее время истек, в связи с чем, вопрос о виновности Маленкина В.Н. повторно обсуждаться не может.
Учитывая изложенное, полагаю, что постановление мирового судьи судебного участка N145 Кавказского района Краснодарского края от 12 ноября 2020 года и решение судьи Кавказского районного суда Краснодарского края от 10 февраля 2021 года подлежат оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N145 Кавказского района Краснодарского края от 12 ноября 2020 года и решение судьи Кавказского районного суда Краснодарского края от 10 февраля 2021 года, оставить без изменения, жалобу врио начальника ОГИБДД ОМВД России по г. Геленджику ФИО2 - без удовлетворения.
Судья Д.В. Монмарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.