Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмарь Д.В., рассмотрев протест заместителя прокурора Республики Крым ФИО3 на вступившее в законную силу постановление судьи Судакского городского суда Республики Крым от 5 мая 2021 года и решение судьи Верховного суда Республики Крым от 6 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Меметовой Л.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Судакского городского суда Республики Крым от 5 мая 2021 года Меметова Л. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Решением судьи Верховного суда Республики Крым от 6 июля 2021 года постановление судьи Судакского городского суда Республики Крым
от 5 мая 2021 года оставлено без изменения.
В протесте, поданном в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, заместитель прокурора Республики Крым ФИО3, ставит вопрос об отмене указанных судебных постановлений и направлении дела на новое рассмотрение. В обоснование доводов протеста он указывает на то, что обстоятельства совершения Меметовой Л. административного правонарушения достоверно не установлены как административным органом, так и судьями.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно части 2 статьи 6.3 КоАП РФ нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 "О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих", коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих".
Положениями статьи 31 Федерального закона от 30 марта 1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что ограничительные мероприятия (карантин) вводятся в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, на территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения. Порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (далее Федеральный закон N 52-ФЗ)" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством в том числе выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Согласно статьи 29 вышеназванного Федерального закона N 52-ФЗ, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
Указом Главы Республики Крым от 17 марта 2020 года N 63-У "О введении режима повышенной готовности на территории Республики Крым" с целью предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Республики Крым введен режим функционирования "Повышенная готовность" с 00 часов 00 минут 17 марта 2020 года и до особого распоряжения.
В соответствии с подп. 2.3 Указа Главы Республики Крым от 17.03.2020 N 63-У (в редакции, действующей на момент указанных выше обстоятельств) "О введении режима повышенной готовности на территории Республики Крым", возложена обязанность на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства при пересечении Государственной границы Российской Федерации на территории Республики Крым информировать должностных лиц, осуществляющих санитарно-карантинный контроль, об отсутствии заболевания COVID-19 с представлением медицинского документа (на русском или английском языках), подтверждающего отрицательный результат лабораторного исследования материала на COVID-19 методом полимеразной цепной реакции (далее - ПНР), отобранного не ранее чем за 3 календарных дня до прибытия на территорию Республики Крым.
В случае отсутствия медицинского документа, подтверждающего отрицательный результат лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР, выполнять предписания должностных лиц, осуществляющих санитарно-эпидемиологический надзор, о прохождении обследования на новую коронавирусную инфекцию (2019-nCoV) методом ПЦР в течение 3 календарных дней с момента прибытия на территорию Республики Крым на базе лабораторий, допущенных к проведению исследований на новую коронавирусную инфекцию (2019-nCoV). Оплата исследований осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
До получения результатов лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР соблюдать режим самоизоляции по месту жительства, (пребывания).
Медицинский документ, подтверждающий отрицательный результат лабораторного исследования материала на COVID-19 методом ПЦР, в течение суток с момента получения направлять в Межрегиональное управление Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю посредством электронной почты e-mail: "данные изъяты".
Как следует из материалов дела, 10 февраля 2021 года Меметова Л. прибыла на территорию Российской Федерации ("адрес") из Украины через КПП "Чонгар".
10 февраля 2021 года старшим специалистом 1 разряда отдела надзора на транспорте и санитарной охраны территории Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю ФИО4 Меметовой Л. выдано предписание о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий от ДД.ММ.ГГГГ N.
Согласно предписанию Меметовой Л. необходимо было в течение 3-х календарных дней со дня прибытия на территорию РФ пройти обследование на новую коронавирусную инфекцию методом ПЦР на базе лабораторий, допущенных к проведению исследований на новую коронавирусную инфекцию и в течение суток с момента получения результата направить медицинский документ, подтверждающий отрицательный результат лабораторного исследования материала на COVID-2019 методом ПЦР в Межрегиональное управление Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю посредством электронной почты на "данные изъяты".
15 марта 2021 года в 13 часов 30 минут Меметова Л, прибывшая на территорию Российской Федерации ("адрес") из Украины, не выполнила требования о проведении санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий, выразившиеся в не прохождении обследования на новую короновирусную инфекцию методом ПЦР в течение трех календарных дней после прибытия на территорию России на базе лабораторий, чем нарушила постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 19 марта 2020 года N7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-19, и не выполнила требований ст. 31, ст. 51 Федерального закона от 30 марта 1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а также п. 2.3 Указа Главы Республики Крым N63-У от 17 марта 2020 г. "О введении режима повышенной готовности на территории Республики Крым" (в редакции Указа Главы Республики Крым N4-У от 15.03.2021).
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 15 марта 2021 года протокола об административном правонарушении, в отношении Меметовой Л.
Постановлением судьи Судакского городского суда Республики Крым от 5 мая 2021 года Меметова Л. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
С указанным выводом согласился судья Верховного суда Республики Крым.
Вместе с тем, считаю, что доводы протеста прокурора заслуживают внимания.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 1.5, частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Задачами производства по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. ст. 26.1 - 26.3 КоАП РФ выяснению по делу об административном правонарушении подлежат, в том числе виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола. Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
Установлено, что Меметова Л. 10 февраля 2021 года прибыла на территорию Российской Федерации из Украины (через КПП Чонгар). Межрегиональным управлением Роспотребнадзора по Республике Крым и г. Севастополю (далее - Роспотребнадзор) 10 февраля 2021 года Меметовой Л. выдано предписание о проведении санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий N Д-29077, которым Меметовой Л. предписано в течении трех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации пройти обследование на новую коронавирусную инфекцию (методом ПЦР) и в срок до 15 февраля 2021 года направить результаты лабораторного исследования в Роспотребнадзор.
Вместе с тем, протокол об административном правонарушении от 15 марта 2021 года N не содержит полных сведений о событии административного правонарушения, а именно сведений о выдаче Меметовой Л. Роспотребнадзором предписания от 10 февраля 2021 года N Д-29077. Также протоколом не определено место и время совершения Меметовой Л. административного правонарушения.
В протоколе содержится только сведения о невыполнении Меметовой Л. требований санитарно-эпидемиологического законодательства, выразившегося в непрохождении обследования на новую коронавирусную инфекцию (методом ПЦР) в течении трех дней календарных дней после прибытия на территорию Российской Федерации (протокол содержит только дату о прибытии Меметовой Л. на территорию Российской Федерации и дату составления в отношении нее протокола).
Не установление должностными лицами ОМВД России по г. Судаку времени совершения административного правонарушения, привело к тому, что судами неверно определено время прибытия Меметовой Л. на территорию Российской Федерации, 15 марта 2021 года в 13 часов 30 минут. Фактически Меметова Л. прибыла на территорию Российской Федерации 10 февраля 2021 года.
Кроме того, обстоятельства совершения Меметовой Л. административного правонарушения достоверно не установлены как административным органом, так и судьями.
Так, согласно ответу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Крым "Судакская городская больница" (далее - ГБУЗ РК "Судакская городская больница") от 2 июля 2021 года N б/н, Маметова Л. 12 февраля 2021 года обращалась в ГБУЗ РК "Судакская городская больница" для прохождения обследования на новую коронавирусную инфекцию методом ПЦР, образцы отобраны ГБУЗ РК "Судакская городская больница" 12 февраля 2021 года, и их результаты (РНК не обнаружена) были направлены ООО "Лаборатория Гемотест" в ГБУЗ РК "Судакская городская больница". При этом ГБУЗ РК "Судакская городская больница" результат указанного теста предоставлен Меметовой Л. нарочно, только 05 июля 2021 года.
На обращение Меметовой Л. в ГБУЗ РК "Судакская городская больница" от 12 марта 2021 года о предоставлении ей результатов обследования, ГБУЗ РК "Судакская городская больница" ответила письмом от 15 марта 2021 года N 341 о невозможности предоставления результатов, что, в том числе, привело к невозможности исполнения Меметовой Л. выданного предписания.
Данные обстоятельства оставлены без внимания судьей городского суда и судьей Верховного суда Республики Крым.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб выносится об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Такие нарушения при рассмотрении дела были допущены.
Между тем, по смыслу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, составляет 1 год со дня его обнаружения.
После истечения данного срока, согласно положениям статьи 24.5 КоАП РФ, вопрос об ответственности за совершение административного правонарушения (в том числе о наличии или отсутствии в действиях лица, в отношении которого велось производство состава правонарушения), обсуждаться не может.
Исходя из положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, истечение срока давности является условием, исключающим дальнейшее рассмотрение дела по существу.
Поскольку в настоящее время срок давности привлечения к административной ответственности истек, постановление судьи Судакского городского суда Республики Крым от 5 мая 2021 года и решение судьи Верховного суда Республики Крым от 6 июля 2021 года подлежат отмене, а производство по настоящему делу об административном правонарушении на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление судьи Судакского городского суда Республики Крым от 5 мая 2021 года и решение судьи Верховного суда Республики Крым от 6 июля 2021 года, отменить.
Производство по делу прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.