Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу Носенко М.С. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 51 Керченского судебного района (городской округ Керчь) Республики Крым от 9 апреля 2021 года и решение судьи Керченского городского суда Республики Крым от 10 июня 2021 года, вынесенные в отношении Носенко Максима Сергеевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 51 Керченского судебного района (городской округ Керчь) Республики Крым от 9 апреля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Керченского городского суда Республики Крым от 10 июня 2021 года, Носенко М.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами сроком на 1 год 6 месяцев.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Носенко М.С. просит отменить состоявшиеся в отношении него по настоящему делу об административном правонарушении судебные акты, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
Согласно пункту 2.3.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (далее - Правила дорожного движения), водитель транспортного средства обязан по требованию должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Частью 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, либо лицо, в отношении которого вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.24 настоящего Кодекса, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения в соответствии с частью 6 настоящей статьи. При отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения указанное лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Нормы раздела III Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 г. N 475 (далее также - Правила), воспроизводят указанные в части 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельства, являющиеся основанием для направления водителя на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, и устанавливают порядок направления на такое освидетельствование.
Исходя из пункта 3 указанных Правил достаточными основаниями полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, является наличие одного или нескольких следующих признаков: запах алкоголя изо рта; неустойчивость позы; нарушение речи; резкое изменение окраски кожных покровов лица; поведение, не соответствующее обстановке.
В силу абзаца 8 пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 г. N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" отказ от выполнения законных требований уполномоченного должностного лица либо медицинского работника о прохождении такого освидетельствования образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и может выражаться как в форме действий, так и в форме бездействия, свидетельствующих о том, что водитель не намерен проходить указанное освидетельствование. Факт такого отказа должен быть зафиксирован в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения или акте медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также в протоколе об административном правонарушении.
Как следует из материалов дела, 10 января 2021 года около 10 часов 45 минут возле "адрес", в п. Героевское, г. Керчь, Республики Крым Носенко М.С. управлял транспортным средством "ВАЗ 21063" с государственным регистрационным знаком N с признаками опьянения: запах алкоголя изо рта, резкое изменение окраски кожных покровов лица, поведение, не соответствующее обстановке, указанными в пункте 3 Правил.
В связи с наличием названных признаков опьянения, должностным лицом полиции в порядке, предусмотренном Правилами, Носенко М.С. было предложено пройти освидетельствование на состояние алкогольного опьянения с применением технического средства измерения, от прохождения которого он отказался (л.д.3).
В соответствии с пунктом 10 Правил, направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения водитель транспортного средства подлежит: при отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; при несогласии с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; при наличии достаточных оснований полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.
Должностным лицом 10 января 2021 года в 11 часов 30 минут Носенко М.С. был направлен на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, однако, в нарушение пункта 2.3.2 Правил дорожного движения последний не выполнил законное требование уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (л.д.4).
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д.1); протоколом об отстранении от управления транспортным средством (л.д.2); актом освидетельствования на состояние алкогольного опьянения (л.д.3); протоколом о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (л.д.4); объяснениями понятых Б.Е.К. и В.И.В. (л.д.6, 7) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о совершении Носенко М.С. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении применены к Носенко М.С. в соответствии с требованиями статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, участие понятых при отстранении от управления транспортным средством и направлении Носенко М.С. на медицинское освидетельствование на состояние опьянения должностным лицом обеспечено.
Вопреки утверждению заявителя, в качестве основания для направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения в протоколе N 61 АК 609055 указано на отказ от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. Копию указанного протокола Носенко М.С. отказался получать, о чем должностным лицом в присутствии двух понятых сделана соответствующая запись (л.д.4).
Довод жалобы о том, Носенко М.С. отказался от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения в связи с отсутствием подписи должностного лица, осуществлявшего поверку, в документации прибора алкотестера, не является основанием для отмены оспариваемых судебных актов, так как именно отказ от выполнения законного требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, который заявлен Носенко М.С. в настоящем случае, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ссылка Носенко М.С. то, что обнаруженные у него признаки опьянения являлись следствием болезненного состояния, а отказ от прохождения медицинского освидетельствования обусловлен его плохим самочувствием, не свидетельствуют о наличии обстоятельств, освобождающих водителя Носенко М.С. от обязанности исполнить законные требования сотрудника полиции о прохождении освидетельствования на состояние опьянения и медицинского освидетельствования на состояние опьянения и не опровергают наличие в действиях Носенко М.С. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку ответственность по указанной статье наступает за невыполнение законного требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Кроме того, опрошенные мировым судьей фельдшеры скорой медицинской помощи пояснили, что Носенко М.С. жаловался на аллергию и на наличие отека Квинке, однако отека у него не было обнаружено.
Доводы поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции жалобы, имеющие правовое значение, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, противоречат имеющимся в деле доказательствам и не ставят под сомнение наличие в действиях Носенко М.С. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Административное наказание назначено Носенко М.С. в пределах санкции вменяемого правонарушения. Порядок и срок давности привлечения названного лица к ответственности соблюдены.
При таких обстоятельствах оснований для отмены по доводам жалобы состоявшихся по делу судебных постановлений не усматривается.
Вместе с тем решение судьи Керченского городского суда Республики Крым от 10 июня 2021 года подлежит изменению.
Так, по общему правилу, установленному частью 1 статьи 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, днем вынесения постановления является день его изготовления в полном объеме.
Из материалов дела следует, что резолютивная часть постановления о назначении административного наказания была объявлена мировым судьей 7 апреля 2021 года, а мотивированное постановление изготовлено в полном объеме 9 апреля 2021 года (л.д. 81-82, 84-96).
Исходя из положений части 1 статьи 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях датой вынесения постановления по данному делу об административном правонарушении является - 9 апреля 2021 года, однако судьей районного суда указана дата - 7 апреля 2021 года. Указанный недостаток не ставит под сомнение законность и обоснованность судебного акта, однако подлежит устранению путем его изменения.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение судьи Керченского городского суда Республики Крым от 10 июня 2021 года, вынесенное в отношении Носенко Максима Сергеевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, указать в описательно-мотивировочной и резолютивной частях решения дату вынесения постановления мирового судьи судебного участка N 51 Керченского судебного района (городской округ Керчь) Республики Крым - 9 апреля 2021 года.
В остальной части названное решение судьи Керченского городского суда Республики Крым от 10 июня 2021 года и постановление мирового судьи судебного участка N51 Керченского судебного района (городской округ Керчь) Республики Крым от 9 апреля 2021 года, вынесенные в отношении Носенко Максима Сергеевича по данному делу об административном правонарушении, оставить без изменения, жалобу Носенко М.С. - без удовлетворения.
Судья Н.Х. Карасова
Справка:
мировой судья Урюпина С.С. N 5-51-29/2021
судья районного суда Григорьевская И.В. N 12-206/2021
судья кассационного суда Карасова Н.Х. N 16-5637/2021, N 16-655/2022
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.