Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу Жернового Я.А. на вступившие в законную силу постановление судьи Ленинского районного суда г. Севастополя от 12 февраля 2021 года и решение судьи Севастопольского городского суда от 26 мая 2021 года, вынесенные в отношении Жернового Якова Алексеевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Ленинского районного суда г. Севастополя от 12 февраля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Севастопольского городского суда от 26 мая 2021 года, Жерновой Я.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде предупреждения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Жерновой Я.А. просит отменить состоявшиеся в отношении него по настоящему делу об административном правонарушении судебные акты, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в настоящем постановлении изложены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Жернового Я.А. к административной ответственности) невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей.
Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (статья 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 11 вышеназванного закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт "а"); устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "м" данного пункта (подпункт "у"); с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" статьи 10 указанного Федерального закона, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "а.1" статьи 10 названного Федерального закона (подпункт "ф").
Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 417 (далее - Правила).
Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 3, подпункт "в", "г" пункта 4 Правил).
Согласно пункту 1 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 октября 2020 г. N 31 "О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом" лицам, находящимся на территории Российской Федерации, обеспечить ношение гигиенических масок для защиты органов дыхания в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах.
Постановлением Губернатора Московской области от 12 марта 2020 г. N 108-ПГ "О введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Московской области" (далее - Постановление Губернатора Московской области от 12 марта 2020 г. N 108-ПГ) установлены правила поведения в период режима повышенной готовности.
Подпунктом 7 пункта 5 названного Постановления установлено, что граждане с 12 мая 2020 года обязаны использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) при нахождении в местах общего пользования (в том числе на всех объектах розничной торговли, аптеках, общественном транспорте, включая перевозку пассажиров и багажа по заказу, легковым такси, железнодорожном транспорте, железнодорожных вокзалах, станциях, пассажирских платформах, пешеходных настилах, мостах и тоннелях, на всех предприятиях, продолжающих свою работу, в местах общего пользования многоквартирных домов, медицинских организациях).
Вышеназванный пункт Постановления Губернатора Московской области от 12 марта 2020 г. N 108-ПГ в соответствующих редакциях в части установленного "масочного режима" на момент рассмотрения дела в Четвертом кассационном суде общей юрисдикции утратил силу с 12 марта 2022 года (Постановление Губернатора Московской области от 3 марта 2022 N 60-ПГ "О внесении изменений в постановление Губернатора Московской области от 12 марта 2020 N 108-ПГ "О введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Московской области" и признании утратившими силу некоторых постановлений Губернатора Московской области").
Как следует из материалов дела, 14 ноября 2020 года в 15 часов 25 минут Жерновой Я.А. находился в помещении магазина "Азбука вкуса", расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский городской округ, Можайское шоссе, 133А, без использования средств индивидуальной защиты органов дыхания, чем нарушил пункты "а, б" Правил и подпункт 7 пункта 5 Постановления Губернатора Московской области от 12 марта 2020 г. N 108-ПГ.
Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: рапортом сотрудника полиции (л.д.2), протоколом об административном правонарушении (л.д.4-5), объяснениями Жернового Я.А. (л.д.6-7), фотоматериалом (л.д.8-9), объяснениями Кукушкиной Н.Г. (л.д.11), и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 указанного Кодекса.
Вывод о наличии в действиях лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые получили надлежащую оценку в обжалуемых судебных актах.
Действия Жернового Я.А. обоснованно квалифицированы по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании установленных обстоятельств, норм данного Кодекса, положений законодательства, касающегося режима повышенной готовности и чрезвычайной ситуации.
Доводы жалобы о наличии у Жернового Я.А. хронической обструктивной болезни легких, что является медицинским отводом к ношению медицинских масок, подлежат отклонению в силу следующего.
Из ответа главного врача ГБУЗ Севастополя "Севастопольский противотуберкулезный диспансер" от 24 мая 2021 года следует, что Жерновой Я.А. на учете в диспансере не состоит, проходил стационарное лечение в отделении дифференциальной диагностики в 2000, 2010 годах по поводу левостороннее внебольничной пневмонии на фоне хронической обструктивной болезни легких. 27 марта 2020 года и 26 июня 2020 года обращался в диспансер в связи с обострением хронической обструктивной болезни легких. Противопоказаний для использования средств индивидуальной защиты органов дыхания на момент обращения не имел (л.д.121).
Кроме того, из выписки ГБУЗ Московской области "Одинцовская областная больница "Парк ПАТРИОТ" усматривается, что при поступлении в указанное медицинское учреждение Жерновой Я.А. в категорической форме отказался надеть маску, мотивировал аллергической реакцией на составляющие материалы, входящие изготовление маски (л.д.50).
Таким образом, представленные Жерновым Я.А. медицинские документы подтверждает наличие заболевания и не свидетельствует о противопоказаниях к ношению средств защиты дыхательных путей.
Утверждения заявителя о том, что сотрудники магазина обязаны были представить ему средства защиты органов дыхания, основаны на ошибочном толковании приведенных выше и иных подлежащих применению норм, обязанность по использованию средств индивидуальной защиты органов дыхания в соответствующей ситуации возложена на граждан нормативно-правовым актом, имеющим юридическую силу, о чем было обоснованно указано судебными инстанциями в обжалуемых актах.
Заявления Жернового Я.А, что указы Губернатора Московской области не могут устанавливать правила поведения, являются необоснованными.
Право компетентного органа субъекта Российской Федерации устанавливать ограничительные мероприятия подтверждено Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 25 декабря 2020 г. N 49-П "По делу о проверке конституционности подпункта 3 пункта 5 постановления Губернатора Московской области "О введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Московской области" в связи с запросом Протвинского городского суда Московской области".
Губернатор Московской области входит в систему органов государственной власти Московской области и является высшим должностным лицом Московской области, осуществляющим государственную власть на условиях и в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами Московской области, договорами с федеральными органами государственной власти, если эти договоры относятся к осуществлению исполнительной власти (часть 1 статьи 34 Устава).
Доводы поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции жалобы, имеющие правовое значение, были предметом проверки в ходе производства по делу, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат имеющимся в деле доказательствам и не ставят под сомнение наличие в действиях Жернового Я.А. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Порядок и срок давности привлечения названного лица к ответственности соблюдены. Административное наказание Жерновому Я.А. в виде предупреждения назначено в пределах санкции вменяемого правонарушения, исполнено.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь отмену обжалуемых судебных актов по доводам настоящей жалобы, не установлено.
Представленное заявителем в суд кассационной инстанции ходатайство об истребовании доказательств, рассмотрению не подлежит, поскольку истребование доказательств на стадии рассмотрения жалобы на вступившие в законную силу судебные акты положениями статей 30.12 - 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, заявленное ходатайство было рассмотрено судьей городского суда с вынесением определения (л.д.144).
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление судьи Ленинского районного суда г. Севастополя от 12 февраля 2021 года и решение судьи Севастопольского городского суда от 26 мая 2021 года, вынесенные в отношении Жернового Якова Алексеевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Жернового Я.А. - без удовлетворения.
Судья Н.Х. Карасова
Справка:
судья районного суда Истягина Н.М. N 5-22/2021
судья городского суда Орлова С.В. N 12-39/2021
судья кассационного суда Карасова Н.Х. N 16-5710/2021, 16-681/2022
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.