Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Шелудько В.В, Усенко Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Симферополя Республики Крым, поступившую в суд первой инстанции 29 апреля 2022 года, на решение Киевского районного суда города Симферополя от 23 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 20 октября 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению гаражного потребительского кооператива "Луговое" к администрации города Симферополя Республики Крым о признании постановления незаконным.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ГПК "Луговое" обратилось в суд с административным исковым заявлением администрации города Симферополя Республики Крым о признании незаконным постановления N 4758 от 24 августа 2020 года "О демонтаже (сносе) нестационарных объектов, размещенных по адресу: "адрес"".
Решением Киевского районного суда города Симферополя от 23 июня 2021 года административное исковое заявление ГПК "Луговое" удовлетворено.
Судом признано незаконным постановление администрации города Симферополя Республики Крым N 4758 от 24 августа 2020 года "О демонтаже (сносе) нестационарных объектов, размещенных по адресу: Республика Крым, город Симферополь, улица Совхозная, в районе дома N 4".
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 20 октября 2021 года оставлено без изменения решение Киевского районного суда города Симферополя от 23 июня 2021 года.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, представитель администрации города Симферополь Республики Крым Скорик Е.И. просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанции и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Лица, участвующие в рассмотрении дела, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанций не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о том, что ответчиком не представлено доказательств того, что все без исключения выявленные гаражи являлись объектами из сборных и быстровозводимых конструкций, не связанными прочно с земельным участком. Оспариваемое постановление не содержит ссылку, в том числе, на перечень оснований, предусмотренных пунктом 1.1 Порядка, правовое основание для принятия оспариваемого решения.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, на земельном участке в районе многоквартирного дома (далее - МКД) по улице Совхозная, в районе дома N 4 расположены металлические гаражи в количестве 91 единицы.
В 2013 году нежилые помещения - гаражи, расположенные по адресу: "адрес" пользователям (членам ГПК) были выданы технические паспорта. Согласно выпискам из ЕГРН гаражи в количестве 36 единиц, расположенные в городе Симферополе, по улице Совхозная, в районе дома N 4, поставлены на кадастровый учет, имеют статус "актуальные, раннее учтенные".
По состоянию на 08 июня 2021 года информация в ЕГРН о зарегистрированных правах на указанные объекты недвижимости отсутствует.
Из сообщения МКУ департамент архитектуры и градостроительства от 22 июня 2021 года следует, что земельный участок под многоквартирным домом по улице Совхозная, д. 4 в настоящее время не сформирован, определить месторасположение границ территории многоквартирного дома не представляется возможным. В соответствии с постановлением администрации города Симферополя Республики Крым от 30 декабря 2019 года N 7440 "Об утверждении графика проведения работ за счет средств бюджета муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым по образованию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома в границах муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым" (с изменениями и дополнениями), работы по формированию земельного участка под многоквартирным домом по адресу: "адрес" включены в график проведения работ по образованию земельных участков на 2021-2022 года.
В адрес администрации города Симферополя в 2018, 2020 годах поступали заявления ГПК "Луговое" об утверждении схемы расположения земельного участка на территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка. По результатам рассмотрения указанных заявлений были подготовлены ответы с разъяснениями причин возврата данных заявлений.
Из акта обследования нестационарного объекта, размещенного на территории города Симферополя N 1682 от 24 марта 2020 года усматривается, что в ходе обследования был установлен факт расположения 91 единицы металлических гаражей по адресу: "адрес" владельцы которых установлены не были. При этом было указано, что по учетным данным департамента развития муниципальной собственности решение исполнительного комитета, сессии Симферопольского городского совета, постановления администрации города Симферополя о передаче в собственность, пользование, либо аренду, земельных участков не принималось.
Заключением комиссии по демонтажу (сносу) объектов, расположенных на территории муниципального образования без правовых оснований от 13 апреля 2020 года N 8 в пункте N 1 было принято решение о демонтаже металлических гаражей в количестве 91 единицы на основании акта обследования нестационарного объекта, размещенного на территории города Симферополя N 1682 от 24 марта 2020 года, фото фиксации и иных документов.
В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Статьей 132 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии со статьей 17 Федерального Закона Российской Федерации от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают иными полномочиями в соответствии с настоящим Федеральным законом, уставами муниципальных образований.
Местное самоуправление в Республике Крым обеспечивает в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законом, Конституцией Республики Крым и законом Республики Крым самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
В соответствии со статьей 4 Закона Республики Крым от 21 августа 2014 года N54-ЗРК "Об основах местного самоуправления в Республике Крым" к вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты принимаются также по иным вопросам, отнесенным уставом местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления.
Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
Решением Симферопольского городского совета Республики Крым от 13 ноября 2014 года N 61 принят Устав муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
Администрация города Симферополя является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа Симферополь Республики Крым, наделенная Уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения, а также по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа Федеральными законами и законами Республики Крым.
Постановлением Совета министров Республики Крым N465 от 25 ноября 2014 года "О вопросах освобождения земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства" утвержден Порядок демонтажа (сноса) нестационарных торговых и иных нестационарных объектов на территории муниципальных образований Республики Крым (далее - Порядок).
Настоящий Порядок регламентирует деятельность администраций муниципальных образований, их структурных подразделений по осуществлению мероприятий, связанных с демонтажем (сносом) нестационарных торговых и иных нестационарных объектов, неправомерно размещенных на территории муниципального образования (на земельных участках, а также зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности).
В соответствии пунктом 1.1. Порядка под неправомерно размещенными нестационарными объектами в настоящем Порядке следует понимать: нестационарные объекты, размещенные (установленные) вне или с нарушением утвержденной уполномоченным органом муниципального образования схемы размещения нестационарных торговых объектов, а также в отсутствие договора, предоставляющего право на размещение нестационарного объекта; нестационарные объекты в случае, если срок действия документов, являющихся основанием для их размещения, истек; нестационарные объекты, не демонтированные (не перемещенные) в соответствии с условиями договора, предоставляющего право на размещение нестационарного объекта, по истечении срока размещения нестационарного объекта, установленного договором; нестационарные объекты, размещенные (установленные) в отсутствие оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на земельный участок, в том числе при прекращении действия ранее оформленных таких документов, а также на землях, не отведенных для этих целей в установленном порядке.
Пункт 1.4 Порядка содержит в себе, в том числе, следующее понятие: иной нестационарный объект - объект из сборных и быстровозводимых конструкций, не связанный прочно с земельным участком, вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, размещенный для хозяйственно-бытовых нужд.
В силу пункт 1.5 Порядка освобождению от неправомерно размещенных нестационарных объектов подлежат земельные участки, здания, строения, сооружения, находящиеся в муниципальной собственности, занятые следующими видами нестационарных объектов: киоски, павильоны, прицепы (тонары) всех типов; лотки, палатки, прилавки и холодильное оборудование для хранения и реализации скоропортящейся продукции и напитков; объекты общественного питания (кафетерии, закусочные и иные точки общественного питания), оборудованные в некапитальных строениях, а также расположенные при стационарных объектах общественного питания; торговые автоматы и платежные терминалы; металлические контейнеры и гаражи; хозяйственные постройки, не являющиеся объектами недвижимости; ограждения; иные объекты движимого имущества.
В соответствии с пунктами 2.1, 2.2 Порядка выявление неправомерно размещенных нестационарных объектов осуществляется Уполномоченным органом при проведении мониторинга соответствия размещенных нестационарных объектов утвержденной схеме размещения нестационарных торговых объектов и схеме размещения нестационарных объектов по оказанию бытовых услуг, реализации полномочий в сфере благоустройства территории муниципального образования, а также на основании информации, поступившей от федеральных органов, исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, в том числе органов и структурных подразделений муниципального образования, физических и юридических лиц. Факт выявления неправомерно размещенного нестационарного объекта оформляется актом по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку (далее - акт обследования), составленным представителем Уполномоченного органа.
Выявление неправомерно размещенных нестационарных объектов осуществляется Уполномоченным органом при проведении мониторинга соответствия размещенных нестационарных объектов утвержденной схеме размещения нестационарных торговых объектов и схеме размещения нестационарных объектов по оказанию бытовых услуг, реализации полномочий в сфере благоустройства территории муниципального образования, а также на основании информации, поступившей от федеральных органов, исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, в том числе органов и структурных подразделений муниципального образования, физических и юридических лиц.
Факт выявления неправомерно размещенного нестационарного объекта оформляется актом по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку (далее - акт обследования), составленным представителем Уполномоченного органа.
В целях установления владельца нестационарного объекта и подтверждения факта неправомерности его размещения Уполномоченным органом муниципального образования осуществляется межведомственное взаимодействие с компетентными органами.
В случае если владелец неправомерно размещенного нестационарного объекта неизвестен, уполномоченный орган также размещает информацию об установлении владельца в средствах массовой информации, официальном сайте муниципального образования (пункт 2.3 Порядка).
Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что в течение пяти рабочих дней от даты составления акта обследования Уполномоченный орган направляет данный акт и документы, подтверждающие неправомерность размещения нестационарного объекта, в Комиссию.
В соответствии с пунктом 1.2 Положения о Комиссии по демонтажу (сносу) объектов, расположенных на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым без правовых оснований, утвержденным постановлением Администрации города Симферополя Республики Крым от 16 июня 2017 N 1995 "О регулировании вопросов, связанных с демонтажем (сносом) объектов, расположенных на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым без правовых оснований" (далее - Положение) Комиссия является постоянно действующим коллегиальным совещательным органом Администрации города Симферополя Республики Крым (далее - администрация города), осуществляющим рассмотрение, а также согласование вопросов, отнесенных к ее компетенции и реализации полномочий в части рассмотрения фактов размещения самовольных построек, а также объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Крым, Уставом муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, нормативными и правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
Полномочия по рассмотрению и согласованию вопросов в части демонтажа (сноса) объектов, расположенных на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым без правовых оснований, осуществляются Комиссией в соответствии с постановлением Совета министров Республики Крым от 25 ноября 2014 года N465 "О вопросах освобождения земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства" и постановлением Администрации города Симферополя Республики Крым от 23 сентября 2016 года N2206 "Об утверждении Положения о порядке принятия решения о сносе самовольных построек или о сносе самовольных построек или их приведении в соответствие с установленными требованиями на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым и осуществления сноса самовольных построек или их приведения в соответствие с установленными требованиями в административном порядке".
Основной функцией Комиссии является осуществление мероприятий по освобождению самовольно занятых земельных участков от незаконно размещенных самовольных построек и незаконно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства, на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым. При рассмотрении вопросов о демонтаже (сносе) нестационарных объектов или о сносе самовольных построек, расположенных на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, Комиссия руководствуется нормативными правовыми актами, указанными в пунктах 1.3 и 1.4 настоящего Положения (пункт 2.13 Положения).
Комиссия рассматривает поступившие документы в течение двенадцати рабочих дней с момента их поступления и выносит заключение по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку (пункт 3.2 Порядка).
Заключение Комиссии должно содержать один из следующих выводов: о наличии предусмотренных действующим законодательством и/или договором оснований для демонтажа (сноса) нестационарного объекта в судебном порядке; о наличии предусмотренных действующим законодательством и/или договором оснований для демонтажа (сноса) нестационарного объекта; об отсутствии предусмотренных действующим законодательством и/или договором оснований для демонтажа (сноса) нестационарного объекта. Заключение подписывается всеми членами Комиссии, утверждается ее председателем либо его заместителем (в случае отсутствия председателя) и направляется в Уполномоченный орган (пункт 3.3. Порядка).
В силу пункт 3.5 Порядка в случае вынесения заключения Комиссии с выводом о наличии предусмотренных действующим законодательством и/или договором оснований для демонтажа (сноса) нестационарного объекта Уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней с момента получения заключения осуществляет мероприятия, связанные с разработкой и принятием соответствующим муниципальным образованием постановления о демонтаже (сносе) нестационарного объекта (далее - постановление о демонтаже (сносе)).
Постановление о демонтаже (сносе) содержит следующие сведения: о нестационарном объекте, подлежащем демонтажу (сносу); о месте размещения нестационарного объекта с указанием кадастрового номера земельного участка (при наличии) и адресных ориентиров; об основании демонтажа (сноса) нестационарного объекта; о сроке демонтажа (сноса) нестационарного объекта.
Согласно заключению заседания Комиссии от 13 апреля 2020 года нестационарные объекты - металлические гаражи, расположенные по адресу: город Симферополь, улица Совхозная, в районе дома N 4, в количестве 91 штуки, размещены неправомерно без согласования с администрацией города Симферополя Республики Крым, собственники не установлены.
Как верно установлено судами нижестоящих инстанций оспариваемое постановление не содержит ссылку на перечень оснований, предусмотренный пунктом 1.1 Порядка.
Кроме того, в соответствии с протоколом заседания Комиссии от 13 апреля 2020 года поиск владельцев осуществлялся в 2018 году. На подтверждение поиска владельцев нестационарных объектов в 2020 году представлена газета "Южная столица Крым" N 21 (1340) от 01 июня 2018 года, а также сведения из официального сайта администрации города Симферополя Республики Крым от 15 мая, в соответствии с которым имеется информация о том, что устанавливаются собственники некапитальных объектов (металлические гаражи в количестве 91 шт.), расположенные в "адрес"
Также, как следует из ответа МКУ департамента городского хозяйства администрации города Симферополя Республики Крым от 18 октября 2021 года N 8331/03/01-19в соответствии с постановлением администрации города Симферополя Республики Крым от 24 августа 2020 года N 4758 "О демонтаже (сносе) нестационарных объектов, размещенных по адресу: "адрес"" демонтажу (сносу) подлежат металлические гаражи, в количестве 91 штуки, размещенные по адресу: "адрес", без правовых оснований. В соответствии с постановлением администрации города Республики Крым от 14 октября 2021 года N "О демонтаже (сносе) нестационарных объектов, размещенных по адресу: "адрес" в городе Симферополе, Российская Федерация" демонтажу (сносу) подлежат металлические гаражи в количестве 91 единиц, размещенные по адресу: улица Совхозная, в районе дома N 4 в городе Симферополе, без правовых оснований. По состоянию на 14 октября 2021 года работы по демонтажу металлических гаражей по вышеуказанному адресу не проводились.
Сведения о том, что были предприняты меры, предусмотренные пунктом 2.3 Порядка, для поиска владельцев гаражей после составления акта обследования нестационарного объекта, размещенного на территории города Симферополь N 1682 от 24 марта 2020 года, не представлены.
Таким образом суды нижестоящих инстанций пришли к верному выводу о том, оспариваемое постановление было вынесено с нарушением процедуры, предусмотренной Порядком.
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Киевского районного суда города Симферополя от 23 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 20 октября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 12 июля 2022 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи В.В. ШелудькоН.В. Усенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.