Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Шелудько В.В, Усенко Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Логуновой Е.А, Логунова А.Л, Логунова И.А, Стринжа Е.А. по доверенности Зинченко Р.В, поступившую в суд первой инстанции 19 апреля 2022 года, на решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 23 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 15 февраля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Логунова А.Л, Логунова И.А, Логуновой Е.А. Стринжа Е.А. к Федеральному государственному автономному учреждению "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации об обжаловании решения, возложении обязанности совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
административные истцы обратились в суд с административным исковым заявлением к Федеральному государственному автономному учреждению "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации об отказе Логунову А.Л. в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма и обязать указанное должностное лицо повторно рассмотреть о принятии его и членов его семьи на названный учет.
Решением Нахимовского районного суда города Севастополя от 23 июля 2021 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 15 февраля 2022 года оставлено без изменения решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 23 июля 2021 года.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, представителя Логуновой Е.А, Логунова А.Л, Логунова И.А, Стринжа Е.А. по доверенности Зинченко Р.В. просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанции и направить дело на новое апелляционное рассмотрение.
Лица, участвующие в рассмотрении дела, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанций не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о том, что наличие соответствующей выслуги лет не дает самостоятельного права Логунову А.Л. по истечении долгого периода времени с даты его увольнения с 06 апреля 2006 года по 01 апреля 2020 года на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета в лице военного ведомства от жилищного органа Министерства обороны Российской Федерации, поскольку период жилищных прав прямо определено Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Судебная коллегия соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций ввиду следующего.
Согласно материалам дела, Логунов А.Л. согласно параграфа 5 приказа командующего Черноморским флотом от 07 марта 2007 года N 016 досрочно уволен с военной службы в отставку, в Вооруженных Силах служил с 06 августа 1984 года, выслуга составила 22 года и 05 месяцев.
Приказом командира войсковой части 49311 от 20 марта 2007 года N 129 Логунов А.Л. с 06 апреля 2017 года исключен из списка личного состава войсковой части.
Решением начальника ФГКУ "Югрегионжилье" от 09 июня 2014 года N 405 Логунову А.Л. отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в связи с утратой им статуса военнослужащего, связанного с увольнением из Вооруженных Сил Российской Федерации состоявшемся 04 июня 2014 года, согласно приказа командира воинской части 49311 от 20 марта 2007 года N 129, которое было направленно в его адрес по реестру N 455 от 17 июня 2017 года и не оспорено.
Согласно указанному решению начальника ФГКУ "Югрегионжилье" от 09 июня 2014 года N 405, на дату увольнения Логунова А.Л. действовал приказ Министра обороны Российской Федерации от 15.02.2000 года N 80, а документы, подтверждающие принятие учет военнослужащего нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма до исключения из списков части отсутствуют.
В жилищный орган ФГКУ "Югрегионжилье" не поступало документов подтверждающих принятие (включение) Логунова А.Л. в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) или принятие на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей).
Вступившим в законную силу решением Нахимовского районного суда города Севастополя 25 мая 2020 года вынесенным по гражданскому делу N по заявлению Министерства обороны Российской Федерации, Логунов А.Л. и члены его семьи, выселены из занимаемого ими служебного жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", без предоставления другого жилого помещения, при этом судом было установлено, что решением начальника ФГКУ "Югрегионжилье" от 09 июня 2014 года N 405 Логунову А.Л. было отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
01 апреля 2020 года, Логунов А.Л. обращался в 1 отдел (г. Севастополь) ФГКУ "Югрегионжилье" с заявлением, вместе с документами относительно рассмотрения вопроса о принятии его и членов семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, а решением начальника указанного учреждения от 22 мая 2020 года N N60/сев ему отказана в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по причине утраты им статуса военнослужащего, связанного с увольнением из Вооруженных Сил Российской Федерации.
Судами нижестоящих инстанций так же было учтено, что выселение административных истцов было осуществлено без предоставления другого жилого помещения, поскольку согласно части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации не могут быть выселены из служебных жилых помещений лица, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Порядок реализации военнослужащим права на обеспечение жильем регулируется нормами Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных названным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет Федерального бюджета, за счет средств федерального бюджета. Военнослужащие - граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно Правилам признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 512 "О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации и предоставления им жилых помещений военнослужащих - граждан Российской Федерации и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно" признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, указанных в абзацах 3 и 12 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - федеральные органы), заявление по форме согласно приложению с указанием места прохождения военной службы, а при наличии в соответствии с абзацами третьим и двенадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" у военнослужащего права на получение жилого помещения по избранному месту жительства - избранного постоянного места жительства (наименования субъекта Российской Федерации и административно-территориального образования субъекта Российской Федерации (для городов федерального значения наименование административно-территориального образования субъекта Российской Федерации не указывается)), к которому прилагаются следующие документы:
а) копии паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность военнослужащего, и указанных паспортов, удостоверяющих личности всех членов его семьи (с отметками о регистрации по месту жительства), а также свидетельств о рождении детей, не достигших 14-летнего возраста;
б) выписки из послужного списка, справки о прохождении военной службы, общей продолжительности военной службы и составе семьи, а для военнослужащих, увольняемых с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, - о планируемом сроке увольнения с военной службы, выдаваемые в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральными органами;
в) копии свидетельств о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);
г) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащего и членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления;
д) копии документов, подтверждающих право на предоставление дополнительных социальных гарантий в части жилищного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащие принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее - учет).
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет принимается уполномоченными органами не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления в уполномоченные органы заявления и документов, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил (далее - документы).
Порядок принятия на жилищный учет в Вооруженных Силах Российской Федерации урегулирован Приказом Министерства обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений".
Как верно указано судами нижестоящих инстанций возможность принятия на жилищный учет лиц, уволенных с военной службы, данным порядком не предусмотрена.
Как установлено судами нижестоящих инстанций Логунов А.Л. обратился с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, после увольнения с военной службы, доказательств обратного материалы дела не содержат.
Не содержатся указания на возможность обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и не принятых на жилищный учет в период военной службы, и положения статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Вместе с тем необходимо так же отметить, что из материалов дела усматривается, что Логунов А.Л. при увольнении с военной службы не изъявил желание быть обеспеченным жилым помещением по договору социального найма или по избранному месту жительства.
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 23 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 15 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 14 июля 2022 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи В.В. ШелудькоН.В. Усенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.