Дело N 3а-218/2021
г. Краснодар 15.03.2022
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В, судей: Шелудько В.В, Иванова А.Е, рассмотрел в открытом судебном заседании поданную 25.11.2021 кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Краснодарского краевого суда от 24.05.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 01.07.2021 по административному делу по административному иску Акционерного общества "Тандер" к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра", заинтересованное лицо: Администрация г. Краснодара об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
установил:
Акционерное общество "Тандер" (АО "Тандер") обратилось в суд с административным иском, в котором просило установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью 15643+/- 44 кв.м, относящегося к категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для эксплуатации аптечной базы, расположенного по адресу: "адрес" равной его рыночной стоимости в размере 54 393 000 руб, по состоянию на 01.01.2016.
В обоснование требований АО "Тандер" указало на то, что истец является собственником указанного земельного участка. Утвержденная по результатам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость земельного участка в размере 96 493 063, 35 руб. значительно превышает его рыночную стоимость, установленную оценщиком что приводит к необоснованному увеличению земельного налога.
Решением Краснодарского краевого суда от 24.03.2021 административный иск удовлетворен. Кадастровая стоимость земельного участка установлена судом в размере его рыночной стоимости в размере 67 916 000 руб. по состоянию на 01.01.2016. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости постановлено считать 23.07.2020.
Апелляционным определением Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 01.07.2021 решение суда первой инстанции дополнено указанием на период действия установленной судом кадастровой стоимости с 01.01.2018 до 01.01.2021.
В кассационной жалобе Департамент имущественных отношений Краснодарского края просит об отмене судебных актов, как вынесенных с существенным нарушением норм материального и процессуального права, принятии по делу нового решения об отказе в административном иске. Полагает, что заключение судебной экспертизы имеет недоставки, которые препятствовали принятию ее в качестве доказательства по делу.
На кассационную жалобу АО "Тандер" поданы возражения, в которых содержится просьба об оставлении судебных актов без изменения, кассационной жалобы - без удовлетворения.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания кассационного суда.
В связи с родственными связями судьи Шелудько В.В. с работником Управления Росреестра по Краснодарскому краю самоотвода не заявлено.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) оснований для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы.
Согласно статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость. Как установлено судами и следует из материалов дела, АО "Тандер" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, площадью 15643+/-44 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования -для эксплуатации аптечной базы.
Оспариваемая кадастровая стоимость определена в результате проведения массовой государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 01.01.2016 в сумме 96 493 063, 35 руб, внесена в ЕГРН 01.02.2017.
Поскольку земельный налог рассчитывается из кадастровой стоимости земельного участка, АО "Тандер" имеет материально-правовой интерес в части приведения кадастровой стоимости объекта в соответствие с его рыночной стоимостью.
В целях определения рыночной стоимости здания судом первой инстанции по делу проведена судебная экспертиза в ООО "Южная независимая оценочная компания".
Согласно заключению эксперта N 3а-1469/2020 от 29.01.2021 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 01.01.2016 составляет 67 916 000 руб.
Оценив заключение судебной оценочной экспертизы, суды посчитали его достоверным доказательством для разрешения спора по существу.
По мнению судов, заключение судебной экспертизы соответствует требованиям, предъявляемым к такого рода доказательствам, предусмотренным статьей 82 КАС РФ. Оно содержит полное описание проведенного исследования, сделанные по его результатам выводы отвечают на поставленный судом вопрос.
Кассационный суд полагает выводы судов верными, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, и с соблюдением процессуального закона.
То обстоятельство, что ответчик не согласен с заключением судебной экспертизы, не свидетельствует о необоснованности или ошибочности ее выводов.
В целом, все доводы кассационной жалобы Департамента были предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку и не могут быть признаны основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку не свидетельствуют о существенном нарушении норм материального или процессуального права, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств.
В этой связи решения судов подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение Краснодарского краевого суда от 24.05.2021 и апелляционное определение судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 01.07.2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное кассационное определение изготовлено 24.03.2022.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.