Дело N 2а-238/2021
г. Краснодар 17.03.2022
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В, судей: Шелудько В.В, Иванова А.Е, рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием видео-конференц-связи поданную 01.12.2021 кассационную жалобу Администрации г. Волгограда на решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 26.02.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 08.07.2021 по административному делу по административному иску прокурора Ворошиловского района г. Волгограда к Администрации г. Волгограда, Департаменту городского хозяйства Администрации г. Волгограда, Муниципальному учреждению "Горэколес", заинтересованное лицо - Департамент финансов Администрации г. Волгограда о признании незаконным бездействия уполномоченного органа.
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Пономареву П.Г, просившую об оставлении судебных актов без изменения, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Ворошиловского района г. Волгограда (прокурор), действуя в интересах неопределенного курага лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации г. Волгограда (городская администрация), Департаменту городского хозяйства администрации г. Волгограда (Департамент) о возложении обязанности принять меры к ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на территории Ворошиловского лесничества в указанных в административном исковом заявлении границах Ворошиловского района г. Волгограда. Обязать административных ответчиков в течение шестимесячного срока организовать мероприятия по ликвидации свалок.
В обоснование требований прокурор указал, что в ходе проверки исполнения природоохранного законодательства выявлено наличие мест несанкционированного складирования отходов производства и потребления на территории Ворошиловского лесничества в границах Ворошиловского района г. Волгограда.
Занятые городскими лесами участки, на которых имеет место размещение несанкционированных свалок, относятся к муниципальной собственности городского округа город-герой Волгограда.
Собственники отходов производства и потребления не установлены, что в соответствии с требованиями федерального и регионального санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства возлагает обязанность по ликвидации несанкционированных свалок на органы местного самоуправления.
В адрес Департамента городского хозяйства администрации Волгограда было выдано предписание об устранении выявленных нарушений, которое не исполнено.
Ссылаясь на нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду, прокурор просил об удовлетворении административного иска.
Решением Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 26.02.2021, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 08.07.2021, требования удовлетворены частично. На Администрацию г. Волгограда возложена обязанность в шестимесячный срок организовать мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок на территории Ворошиловского лесничества в границах Ворошиловского района г. Волгограда. В удовлетворении требований к Департаменту городского хозяйства Администрации г. Волгограда отказано.
В кассационной жалобе городская администрация просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить как постановленные с существенным нарушением норм материального права, при несоответствии выводов, изложенных в судебном акте, обстоятельствам административного дела. Полагает, что администрация не является лицом, на которое может быть возложена обязанность по организации мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания суда кассационной инстанции.
Кассационный суд, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, не находит предусмотренных статьей 328 КАС РФ оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует, прокуратурой Ворошиловского района г. Волгограда была проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства и законодательства о пожарной безопасности на территории Ворошиловского лесничества г. Волгограда.
Проверкой установлено, что на территории Ворошиловского лесничества в границах Ворошиловского района г. Волгограда складируются строительные материалы, порубочные остатки, нефтепродукты (мягкая кровля), твердые бытовые ходы (ТБО). По результатам проверки составлен акт, в котором отражены места выявленных мест размещения несанкционированных свалок отходов производства и потребления с указанием конкретных объема и площади загрязнения лесных участков.
Данные обстоятельства послужили основанием для направления прокурором Ворошиловского района г. Волгограда в адрес руководителя Департамента городского хозяйства администрации Волгограда представления об устранении нарушений природоохранного законодательства и законодательства о пожарной безопасности с предложением безотлагательного принятия исчерпывающих мер к устранению выявленных нарушений.
По результатам рассмотрения представления Департамент городского хозяйства администрации г. Волгограда в ответе уведомил прокурора о рассмотрении представления и указал о невозможности обеспечения всего комплекса работ по защите городских лесов и ликвидации выявленных в ходе проведенной инвентаризации несанкционированных свалок в связи тем, что расходы на эти цели решением Волгоградской городской Думы от 21.12.2018 N 5\113 "О бюджете Волгограда на 2019 и на плановый период 2020 и 2021" не предусмотрены.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения прокурора в суд с административным исковым заявлением.
Право каждого на благоприятную окружающую среду предусмотрено статьей 42 Конституции Российской Федерации.
Разрешая дело, суды руководствовались положениями статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Проанализировав фактические обстоятельства дела применительно к вышеприведенному правовому регулированию, учитывая, что собственник отходов, размещенных в границах Ворошиловского лесничества г. Волгограда не установлен, суды возложили обязанность по ликвидации несанкционированных свалок на городскую администрацию.
С выводами судов надлежит согласиться, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, постановлены на основании правильного применения материального закона, регулирующего возникшие правоотношения, и с соблюдением процессуального закона.
Доводы кассационной жалобы не содержат ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов.
В этой связи судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 26.02.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 08.07.2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации г. Волгограда - без удовлетворения
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное кассационное определение изготовлено 24.03.2022.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.