Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Капункина Ю.Б, Усенко Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Петушкова А.Е, поступившую в суд первой инстанции 28 февраля 2022 года, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 14 сентября 2021 года по административному исковому заявлению Петушкова А.Е. к Управлению имущественных отношений администрации муниципального образования Динской район об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, объяснение представителя административного истца Колесникова С.В, представителя Управления имущественных отношений администрации муниципального образования Динской район Никифоровой Л.Н, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Петушков А.Е. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению имущественных отношений администрации муниципального образования Динской район о признании незаконным решения органа местного самоуправления.
Административный истец просил признать незаконными решение управления имущественных отношений администрации муниципального образования Динской район от 09 февраля 2021 года N10.1-08/739 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность, на котором расположен гараж с кадастровым номером N; обязать административного ответчика утвердить схему расположения испрашиваемого земельного участка и предоставить административному истцу данный участок на праве собственности за плату без проведения торгов.
Решением Динского районного суда Краснодарского края от 28 мая 2021 года указанный административный иск удовлетворен частично, признан незаконным отказ Управления имущественных отношений администрации муниципального образования Динской район от 09 февраля 2021 года N10.1-08/739 и на Управление имущественных отношений администрации муниципального образования Динской район возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Петушкова А.Е.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 14 сентября 2021 года решение Динского районного суда Краснодарского края от 28 мая 2021 года отменено по делу вынесено новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Петушкова А.Е. отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Петушков А.Е. просит отменить апелляционное определение, оставить в силе решение суда первой инстанции.
На кассационную жалобу возражения от представителя Управления имущественных отношений администрации муниципального образования Динской район, в которых просит оставить апелляционное определение без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель административного истца Колесников С.В. доводы кассационной жалобы поддержал, просил отменить апелляционное определение, оставить в силе решение суда первой инстанции.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Управления имущественных отношений администрации муниципального образования Динской район Никифорова Л.Н. доводам кассационной жалобы возражала, просила в удовлетворении кассационной жалобы отказать, апелляционное определение оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в рассмотрении дела, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене, что обусловлено следующим.
Согласно материалам административного дела Петушков А.Е. является собственником нежилого здания - гаража с кадастровым номером N
В целях реализации своего права, предусмотренного статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, административный истец обратился в управление имущественных отношений администрации муниципального образования Динской район с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, формируемого под вышеуказанным объектом, предоставив, в том числе, схему расположения земельного участка.
Административный ответчик, рассмотрев указанное заявление, а также документы, приложенные к ним, отказал в его удовлетворении, сославшись на подпункты 1, 2 пункта 8 статьи 39.15, подпункт 19 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации. В обоснование такого принятого решения указал, что предоставленная схема расположения формируемом земельном участке выполнена без учета требований Приказа экономического развития Российской Федерации от 27 ноября 2014 года N 762, а именно, не учтено местоположение здания, в котором расположено помещение с кадастровым номером N
Удовлетворяя настоящий административный иск, суд первой инстанции исходил из того, что Петушков А.Е. является собственником объекта, которые согласно техническим планам относятся к нежилому зданию - гаражный бокс, расположенный на делимом земельном участке. В связи с чем, административный истец обладает исключительным правом на приобретение земельного участка, необходимого для размещения и эксплуатации отдельного гаража.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции указал, что конструктивные особенности здания, которое фактически состоит из помещений-гаражей, свидетельствуют о том, что формирование под каждым отдельным гаражом самостоятельного земельного участка противоречит положениям земельного законодательства по критерию эксплуатации. В связи с чем, административный ответчик обосновано указал на то, что предоставленная административным истцом схема расположения испрашиваемого земельного участка выполнена без учета требований Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 27 ноября 2014 года N 762, что в силу статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации является основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка. При этом суд апелляционной инстанции пришел к данным выводам на основании акта обследования от 26 ноября 2020 года N798, оставленного административным ответчиком.
Вместе с тем судом апелляционной инстанции не учтено следующее.
Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ), предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 11.3 ЗК РФ, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Уполномоченный орган власти решает вопрос о предоставлении земельного участка гражданину в порядке, предусмотренном статьей 39.14 ЗК РФ.
Упомянутый порядок включает, в частности, принятие органом власти решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (подпункт 3 пункта 1 статьи 39.14).
Согласно пункту 7 статьи 39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
В соответствии с пунктом 8 названной статьи уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктами 1 - 4 статьи 11.10 ЗК РФ, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Согласно пункта 13 статьи 11.10 ЗК РФ, схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ установлены основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, осуществляется без проведения торгов.
В соответствии с пунктом 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов может быть принято уполномоченным органом, в том числе, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям его использования, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Согласно части 5 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В силу части 2 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой и графической форме и включает в себя, в том числе реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости).
В кадастр недвижимости подлежат внесению дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества о видах разрешенного использования земельного участка, что предусмотрено пунктом 4 части 5 статьи 8 названного федерального закона.
Исходя из смысла приведенных правовых норм, сведения Единого государственного реестра недвижимости, включающие сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сведения о характеристиках объекта недвижимого имущества, подлежат применению уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления.
Государственная регистрация права собственности Петушкова А.Е. на нежилое здание - гараж была проведена на основании вступившего в законную силу решения Динского районного суда Краснодарского края от 15 июня 2020 года, из содержания которого следует, что данный гараж является самостоятельным объектом.
Таким образом, судом апелляционной инстанции при разрешении дела следовало руководствоваться сведениями Единого государственного реестра недвижимости.
Имеющиеся в материалах дела акт обследования от 26 ноября 2020 года N798, свидетельствуют, что здание гаража, принадлежащего Петушкову А.Е, находится в блоке с другими капитальными гаражами, однако указанный документ не опровергают того факта, что указанный гараж является самостоятельным объектом недвижимости - зданием, учтенным в качестве такового в Едином государственном реестре недвижимости в соответствии с требованиями действующего законодательства и не доказывает того обстоятельства, что под зданием гаража, принадлежащего Петушкову А.Е, сблокированным с другими гаражами, не может быть сформирован самостоятельный земельный участок.
Следовательно, принятое по делу апелляционное определение, основано на неверном применении норм материального права, являются незаконным.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, установив, что допущенные нарушения норм материального права являются существенными, повлекли принятие незаконного апелляционного определения, без отмены которого невозможно восстановление нарушенных прав и законных интересов административного истца, считает необходимым его отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 14 сентября 2021 года отменить, оставить в силе решение Динского районного суда Краснодарского края от 28 мая 2021 года.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 12 мая 2022 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи Ю.Б. КапункинН.В. Усенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.