Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Егоровой Е.С.
судей Мартыновой Н.Н, Авериной Е.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Токарева Юрия Владимировича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области о включении периода в специальный страховой стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости
по кассационной жалобе представителя Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области на решение Новошахтинского районного суда Ростовской области от 06 октября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 02 декабря 2021 года.
Заслушав доклад судьи Егоровой Е.С, судебная коллегия
установила:
Токарев Ю.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новошахтинске Ростовской области (межрайонное) (далее - ГУ-УПФР в г. Новошахтинске Ростовской области), в котором просил:
- возложить на ГУ-УПФР в г. Новошахтинске Ростовской области обязанность включить в стаж, дающий право на досрочное назначение льготной пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" период службы Токарева Ю.В. в рядах Советской Армии с 13 октября 1985 года по 23 июля 1987 года;
- возложить на ГУ-УПФР в г. Новошахтинске Ростовской области обязанность назначить Токареву Ю.В. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с даты возникновения права на нее - с 04 марта 2020 года.
Решением Новошахтинского районного суда Ростовской области от 06 октября 2020 года исковые требования Токарева Ю.В. удовлетворены.
На ГУ-УПФР в г. Новошахтинске Ростовской области возложена обязанность включить в стаж, дающий право на досрочное назначение льготной пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" период прохождения Токаревым Ю.В. службы в рядах Советской Армии по призыву с 13 октября 1985 года по 23 июля 1987 года и назначить ему досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 04 марта 2020 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 02 декабря 2021 года произведена замена ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новошахтинске Ростовской области (межрайонное) на его правопреемника Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 02 декабря 2021 года решение Новошахтинского районного суда Ростовской области от 06 октября 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель ответчика Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты в связи с нарушением норм материального права, приняв по делу решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов кассационной жалобы представитель ответчика указывает, что в период прохождения Токаревым Ю.В. службы в Вооруженных Силах СССР пенсионное обеспечение граждан СССР регулировалось Законом СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях" и Положением N 590 от 03 августа 1972 года, которые фактически утратили силу с принятием Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", который введен в действие с 01 января 1992 года и не предусматривал возможность включения службы в Вооруженных Силах после 01 января 1992 года в специальный стаж. До 01 января 1992 года указанным лицам назначалась пенсия на льготных условиях по Списку N 1 от 22 августа 1956 года по достижении установленного данным законом возраста. Указывает, что период службы истца в армии возможно включить в стаж работы с вредными условиями труда, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не в полном объеме, в лишь в размере 3 месяца 16 дней, то есть в размере, не превышающем продолжительность работы Токарева Ю.В. по Списку N 1 от 22 августа 1956 года по состоянию на 31 декабря 1991 года. Считает ошибочными выводы судов о том, что в Положении о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590 не имеется указания на то, что продолжительность стажа должна исчисляться по состоянию на дату отмены указанного Положения (по состоянию на 01 января 1992 года). Поскольку продолжительность льготного стажа Токарева Ю.В. на дату обращения составляла (без учета спорных периодов работы) 5 лет 10 месяцев 27 дней, то данной продолжительности стажа не достаточно для назначения досрочной страховой пенсии не достаточно.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Исследовав письменные материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела не допущено.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 04 марта 2020 года Токарев Ю.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в ГУ-УПФР в г. Новошахтинске Ростовской области с заявлением о назначении досрочной пенсии страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
02 июня 2020 года решением ГУ-УПФР в г. Новошахтинске Ростовской области N Токареву Ю.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия необходимого специального стажа на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (7 лет).
Продолжительность общего страхового стажа Токарева Ю.В. на дату обращения (04 марта 2020 года) составляет 30 лет 07 месяцев 09 дней.
По предоставленным документам специальный стаж, предусмотренный Списком N1, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по подсчетам пенсионного органа составил 05 лет 10 месяцев 27 дней. В указанный специальный стаж ответчиком включена часть периода службы по призыву в рядах Советской Армии с 24 июля 1987 года по 09 ноября 1987 года (03 месяца 16 дней). Мотивируя включение в специальный стаж только части периода прохождения службы по призыву, пенсионный орган указал, что у Токарева Ю.В. до 01 января 1992 года имеется период работы по Списку N 1 продолжительностью 3 месяца 16 дней, в связи с чем, имеется возможность засчитать в стаж работы по Списку N1 период прохождения военной службы по призыву указанной продолжительности.
Суд первой инстанции, разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Токарева В.Ю, руководствуясь положениями статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590 (далее - Положение), исходил из того, что поскольку в период прохождения истцом службы по призыву в Советской Армии законодательством не предусмотрен зачет периода службы в армии в размере специального стажа на 01 января 1992 года, весь период службы подлежал зачету в специальный стаж.
Суд первой инстанции также пришел к выводу, что поскольку с учетом суммирования включенных ответчиком в подсчет специального стажа Токарева Ю.В. периодов и периода службы в Советской Армии, включенного по решению суда, в совокупности образуется необходимый специальный стаж, требуемый для назначения досрочной страховой пенсии на основании пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", то имеются основания для назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости с 04 марта 2020 года, то есть с даты его обращения с соответствующим заявлением к ответчику.
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда согласилась с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, с соблюдением процессуального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 года.
В силу пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали, соответственно, не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Согласно подпункту "а" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", принятого в целях реализации статьи 30 Закона N 400-ФЗ, при определении стажа на соответствующих видах работ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах:
Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года;
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 7 пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 года "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Судом установлено, что в период с 13 октября 1985 года по 09 ноября 1987 года проходил военную службу по призыву в рядах Советской Армии.
В период службы истца в Вооруженных Силах СССР действовало Положение о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590.
После службы в рядах Советской Армии Токарев В.Ю. в период с 07 января 1988 года по 22 апреля 1988 года (3 месяца 16 дней) работал в должности подземного горного мастера на шахте "Гуковская" (Список N1).
В период с 02 января 1992 года по 12 апреля 1993 года (01 года 03 месяца 11 дней) и с 01 мая 1993 года по 14 мая 1997 года (04 лет 00 месяцев 14 дней) Токарев В.Ю. работал в должности подземного помощника начальника участка, заместителя начальника подземного, под-земного начальника участка на шахте "Гуковская" (Список N1).
В подпункте "к" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590, определено, что в общий стаж работы засчитывается в числе прочих оснований служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Абзацем 14 пункта 109 названного Положения предусмотрено, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункты "в" пункта 16) периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Таким образом, в соответствии с указанным Положением период прохождения службы может быть включен в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
В данном случае истец просил приравнять период службы в рядах Советской Армии к работе в подземных условиях.
Действовавшее до вступления в силу Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" законодательство СССР в области пенсионного обеспечения предусматривало, что периоды прохождения службы могли быть включены при определенных условиях в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами нижестоящих судов, что при решении вопроса о включении в специальный стаж периода службы истца по призыву необходимо руководствоваться положениями законодательства, действовавшего на момент прохождения истцом службы, дающим основания для включения периода службы истца в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости на основании пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Судебная коллегия приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего гражданского дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений или неправильного применение норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений.
Судами дано верное толкование положений пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 03 августа 1972 года N590, согласно которым в случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах (подпункты "а", "б" и "в" пункта 91) работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами судов, их не опровергают, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
При таких обстоятельствах решение Новошахтинского районного суда Ростовской области от 06 октября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 02 декабря 2021 года являются законными, постановленными в соответствии с нормами материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Новошахтинского районного суда Ростовской области от 06 октября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 02 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.