Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 23 августа 2005 г. N Ф03-А51/05-1/2407
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства Финансов Российской Федерации Управления федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 18.02.2005, постановление от 12.04.2005 по делу N А51-18928/04 36-198 Арбитражного суда Приморского края, по иску: Открытого акционерного общества "Электросервис" к Администрации МО г. Лесозаводск и Лесозаводский район, Финуправлению Администрации МО г. Лесозаводск и Лесозаводский район, Администрации Приморского края, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства Министерства Финансов Российской Федерации по Приморскому краю о взыскании 237789 руб. 52 коп.
Резолютивная часть постановления от 16.08.2005. Полный текст постановления изготовлен 23.08.2005.
Открытое акционерное общество "Электросервис обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации МО г. Лесозаводск и Лесозаводский район, Финуправлению Администрации МО г. Лесозаводск и Лесозаводский район, Администрации Приморского края, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства Министерства Финансов Российской Федерации по Приморскому краю о взыскании 237789 руб. 52 коп., составляющих затраты, понесенные истцом в связи с предоставлением отдельным категориям граждан льгот по оплате коммунальных услуг (электрическая энергия) в 2002 году, предусмотренных ФЗ "О ветеранах".
Решением суда от 18.02.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 12.04.2005, исковые требования удовлетворены за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, в иске к остальным ответчикам отказано.
Законность судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статьей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ по кассационной жалобе Минфина РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, которое просит отменить принятые по делу судебные акты Арбитражного суда Приморского края как необоснованные, вынесенные с нарушением норм материального права, по неполно выясненным фактическим обстоятельствам дела, имеющим значение для разрешения настоящего дела, в иске к нему истцу отказать.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на неправильное применение ст. 10 ФЗ "О ветеранах", предусматривающей предоставление льгот за счет средств бюджетов субъекта РФ и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета, а также неприменение положений Постановления Правительства РФ от 30.07.1998 N 862 "О Концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах", согласно которым, по его мнению, государственные полномочия Российской Федерации по финансированию льгот по коммунальным услугам переданы на муниципальный уровень, а потому прекращены.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в заседание суда не явились.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены решения от 18.02.2005 и постановления от 12.04.2005, исходя из нижеследующего.
Как установлено судом, истец на основании ФЗ "О ветеранах" и во исполнение договора N 87 от 18.03.2002, заключенного с Администрацией муниципального образования г. Лесозаводск, за счет собственных средств предоставил в 2002 году гражданам, имеющим на это право, 50-процентную скидку при оплате потребленной электрической энергии.
В связи с невозмещением истцу государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления его расходов в сумме 237789 руб. 52 коп. заявлены настоящие исковые требования.
Статья 10 ФЗ "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5-ФЗ устанавливает, что осуществление расходов на реализацию прав и льгот, предоставляемых ветеранам, производится как за счет бюджета Российской Федерации, так и за счет средств бюджетов субъектов РФ. За счет последних производятся расходы на оплату коммунальных услуг.
Указанная статья предусматривает учет расходов органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, связанных с предоставлением льгот ветеранам, при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации, имеющих целевое назначение. При этом порядок возмещения указанных расходов утверждается Правительством РФ. Однако Правительством РФ не определен порядок возмещения расходов бюджета субъекта РФ на реализацию льгот по рассматриваемому Закону.
При рассмотрении спора суд правомерно руководствовался ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.1999 (действующим до 07.07.2003), главой IV.1 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" N 184-ФЗ в редакции от 04.07.2003, согласно которым финансирование расходов на реализацию полномочий по предоставлению льгот должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
В соответствии с п. 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса РФ эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта Федерации из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.
При этом Постановлением Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О Программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" предусматривается закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительные расходы без предоставления источников финансирования.
На основании указанного законодательства, доводы заявителя жалобы о том, что взаиморасчеты вышестоящего бюджета с нижестоящим по предоставлению целевых средств в порядке межбюджетных отношений предполагают передачу этих средств по факту наличия таких расходов у субъекта федерации, неправомерны.
Как установлено судом, в спорный период средства на реализацию льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных ФЗ "О ветеранах", из федерального бюджета в бюджет Приморского края не передавались как не предусмотренные Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2002 год".
Наряду с этим Законом Приморского края "О краевом бюджете на 2002 год" от 07.06.2002 N 174-КЗ в составе расходов бюджета Приморского края предусмотрено финансирование муниципальных образований на выполнение ими государственных полномочий по реализации ФЗ "О ветеранах" в части предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, в том числе городу Лесозаводску в размере 5519,0 тыс. руб.
Материалами дела установлено, что названные средства доведены до муниципального образования в указанном объеме и последним полностью направлены на погашение задолженности перед организациями, оказывающими жилищно-коммунальные услуги, вместе с тем не покрыли его потребность на рассматриваемые цели, поэтому суд правомерно, в соответствии с п. 2 ст. 49 "Об общих принципах местного самоуправления", освободил муниципальное образование от ответственности по иску.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Поскольку органы государственной власти РФ не обеспечили реализацию установленных Федеральным законом ветеранам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, составив федеральный бюджет на 2002 год без учета необходимых средств, понесенные истцом расходы арбитражный суд правомерно взыскал за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ, что соответствует ст.ст. 125, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ.
В связи с этим доводы Министерства финансов РФ о необоснованном возложении на него ответственности несостоятельны.
На основании изложенного кассационная инстанция считает, что оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 18.02.2005, постановление от 12.04.2005 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-18928/04 36-198 оставить без изменения, кассационную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 23 августа 2005 г. N Ф03-А51/05-1/2407
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании