Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Руденко Ф.Г. и Бетрозовой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пастернака А.В. к Главному Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю о зачете трудового стажа службы для назначения досрочной пенсии, по кассационной жалобе Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю, поступившей с делом 28 апреля 2022 г, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 12 января 2022 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, выслушав истца Пастернака А.В, возражавшего против отмены судебного акта, судебная коллегия
установила:
Пастернак А.В. обратился в суд с иском к Главному Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю (далее ГУ МВД России по Краснодарскому краю), в котором просил признать незаконным ответ ГУ МВД России по Краснодарскому краю от 10 июня 2021 г. N1465-3/217709981008 об отказе в зачете стажа для назначения пенсии; обязать ответчика зачесть трудовой (льготный) стаж службы для назначения досрочной (льготной) пенсии в соответствии с постановлением Совета министров - Правительства РФ N 941 от 22 сентября 1994 г.
Решением Ленинского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 13 сентября 2021 г. в удовлетворении требований Пастернака А.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 12 января 2022 г. решение суда первой инстанции отменено, по делу вынесено новое решение о зачете при расчете выслуги лет для назначения пенсии в льготном исчислении (из расчета один год службы засчитывается за полтора года службы) периода службы истца с 10 октября 2005 г. по 9 декабря 2008 г. в качестве милиционера взвода охраны и конвоирования, подозреваемых и обвиняемых, непосредственно подчиненного УВД по г. Новороссийску.
В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 12 января 2022 г. в части удовлетворения исковых требований Пастернака А.В, в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование доводов указывает, что исчисление выслуги лет для назначения пенсии осуществляется на основании и по нормам статьи 18 Закона N 4468-1. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии определяется Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" (далее - Постановление N 941).
В соответствии с абзацем 45 подпункта "г" пункта 3 Постановления N 941 в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывается на льготных условиях один месяц службы за полтора месяца службы ? служба в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции, подразделениях полиции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений - с 1 января 2001 г. по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации.
Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утвержден приказом МВД России от 20 декабря 2016 г. N 868. Перечень должностей исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит (далее - Перечень должностей).
Так, из расчета выслуги лет для назначения пенсии Пастернака А.В, представленного в УРЛС ГУ МВД России по Краснодарскому краю следует, что в период времени с 10 октября 2005 г. по 9 декабря 2008 г. он служил в должности милиционера взвода охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, непосредственно подчиненного УВД по г. Новороссийску.
Перечень должностей разделен на 2 раздела. Первый раздел - должности, введенные с 23 августа 2014 г. Второй раздел - должности, введенные до 23 августа 2014 г. В данный Перечень включена должность "милиционер", "полицейский" подразделения с наименованием отдельный взвод охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых.
Подразделение, в котором Пастернак А.В. замещал должность милиционера и исполнял обязанности по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений - взвод охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, непосредственно подчиненный УВД, в Перечень должностей не включено. Перечень подразделений и должностей исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит.
Таким образом, при рассмотрении настоящего дела, судом не были определены обстоятельства, имеющие значение для дела, так в Перечне должностей предусматривающем предоставление права на исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях, не поименован взвод как структурная единица подразделения, следовательно, при таких обстоятельства у истца не возникло право на исчисление ему в спорные периоды времени выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях.
Суд апелляционной инстанции в обжалуемом определении не мотивировал выводы о незаконности действий Главного управления связанные с отказом Пастернаку А.В. в пересмотре выслуги лет и перерасчете пенсии в льготном исчислении за спорные периоды, судом не указано, какие именно нормы действующего законодательства или нормативных правовых актов Российской Федерации были нарушены ответчиком, в связи с чем апелляционное определение является не мотивированным и не основанным на нормах закона.
Представитель ГУ МВД России по Краснодарскому краю в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося участника процесса.
Проверив материалы дела, выслушав истца, обсудив кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Пастернака А.В. в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что право на льготное исчисление выслуги лет предоставляется только сотрудникам, замещавшим должности в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, поименованные в соответствующем Перечне должностей, стаж службы (выслуга лет) сотрудников, замещавших должности, не поименованные в Перечне должностей, осуществляется в календарном исчислении, и пришел к выводу, что в перечне должностей, утвержденным приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 20 декабря 2016 г. N 868 отсутствуют замещаемые истцом должности, в период прохождения службы в изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых, оснований для перерасчета льготного исчисления выслуги лет не имеется.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции, счет их основанными на неправильном толковании норм материального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции обоснованными, поскольку они основаны на надлежащей оценке представленных по делу доказательств и требованиях подлежащего применению к правоотношениям законодательства.
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу производится на основании Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
На основании статьи 18 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 13 настоящего Закона засчитывается, в том числе, служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
Время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, в льготном исчислении.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно положений абзацу 45 подпункта "г" пункта 3 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N941 в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывается на льготных условиях один месяц службы за полтора месяца службы - служба в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции, подразделениях полиции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений- с 1 января 2001 г. по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации.
Приказом МВД РФ от 9 октября 2004 г. N 640 "Об утверждении перечня должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым представляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий" (действовавшим в спорный период), утвержден Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, согласно которому предоставляется право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсии.
Приказом МВД РФ от 20 декабря 2016 г. N 868 утвержден новый Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых (далее Перечень должностей), выполнение обязанностей по которым представляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий.
Из материалов дела и расчета выслуги лет, представленного Управлением по работе с личным составом ГУ МВД России по Краснодарскому краю (л. д.14), следует, что в период времени с 10 октября 2005 г. по 9 декабря 2008 г. истец служил в должности милиционера взвода охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, непосредственно подчиненного УВД по г. Новороссийску.
В первом разделе Перечня должностей содержатся должности, введенные с 23 августа 2014 г. Второй раздел - должности, введенные до 23 августа 2014 года. В данный Перечень должностей включена должность "милиционер", "полицейский" подразделения с наименованием "отдельный взвод охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых".
Из анализа пенсионного законодательства, действовавшего в спорный период, следует, что необходимыми условиями исчисления выслуги лет в льготном исчислении являются: служба сотрудника в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, наличие в должностных обязанностях сотрудника функций по охране и конвоированию.
Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 в редакции Постановления Правительства РФ от 15 сентября 2000 г. N 690 (подпункт "г" пункта 3) предусматривало, что в выслугу лет для назначения пенсий, уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывается на льготных условиях из расчета один месяц службы за полтора месяца служба в изоляторах временного содержания органов внутренних дел в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, ? с 1 января 2001 г.
Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых в ОВД, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсии, утвержден в 2004 году, должности, указанные в нем, введены Приказом МВД РФ N 309 от 20 мая 2004 г. "Об утверждении типового штатного расписания изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых".
Таким образом, при соблюдении одновременно двух вышеназванных условий для сотрудников, замещавших иные, не поименованные в Перечне должностей, должности в подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, не установленные Типовыми расписаниями, предусмотрено право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсии.
Приказом МВД России от 20 мая 2004 г. N 309, являющимся ведомственным организационно-распорядительным актом, утверждены типовое штатное расписание изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых (приложение N 1) и типовые штатные расписания подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых (приложения N 2-5).
Из анализа типового штатного расписания изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых (приложение N 1 к приказу) следует, что его составной частью является штат работников взвода (отделения) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых.
Согласно пункту 2 примечания 1 к данному расписанию допускается возможность создания вне изолятора временного содержания отделения охраны и конвоирования со штатной численностью, аналогичной для ИВС с лимитом мест до 26, лишь в горрайорганах внутренних дел, не имеющих ИВС.
В приложениях N 2-5 приведены типовые штатные расписания отдельных подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых (полка, батальона, роты, взвода), в них штаты сотрудников (городского) районного органа внутренних дел и его структурных подразделений не предусмотрены.
Следовательно, взвод (отделение, группа) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, созданный в горрайоргане внутренних дел, имеющем ИВС, во всех случаях является структурной частью изолятора временного содержания, а сотрудники органа внутренних дел, проходившие службу в таком взводе (отделении) в должностях, предусмотренных подразделом "Взвод (отделение) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания" (строки 14 - 19) Перечня должностей, имеют право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий (определение Верховного суда Российской Федерации от 29 октября 2012 г. NАКПИ12-1138).
Пункт 3 Приложения не отменяет и не ограничивает право указанных сотрудников органов внутренних дел на включение при назначении пенсий в выслугу лет в льготном исчислении периода, в течение которого они выполняли должностные обязанности по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых. Данным пунктом устранен пробел в правовом регулировании, Перечень должностей дополнен разделом, позволяющим реализовать право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий тем сотрудникам органов внутренних дел, которые проходили службу в названных отделениях (группах), создаваемых в соответствии с пунктом 2 примечания 1 приложения N 1 к приказу МВД России от 20 мая 2004 г. N 309 в горрайоргане (линейном органе) органа внутренних дел, не имеющего ИВС.
Поскольку вопрос о нахождении в составе Управления МВД РФ по г. Новороссийску изолятора временного содержания в период осуществления трудовой деятельности истца является юридически значимым обстоятельством, подлежащим обязательному установлению по делу, определением судебной коллегии суда апелляционной инстанции к материалам дела приобщен ответ N 48/11-352 от 11 января 2022 г, предоставленный Управлением МВД РФ по г. Новороссийску во исполнение письма ГУ МВД России по Краснодарскому краю в качестве нового доказательства.
Согласно ответу N 48/11-352 от 11 января 2022 г. в период с 2005 года по 2008 год подразделение изолятора временного содержания находилось в штатном расписании УВД г. Новороссийска.
В суде апелляционной инстанции Пастернак А.В. пояснил, что его рабочий день был посвящен только работе с подозреваемыми и обвиняемыми, а его должностные обязанности были идентичны обязанностям сотрудников изолятора временного содержания.
Указанное обстоятельство фактически признано и не опровергалось представителем ответчика в суде апелляционной инстанции.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу, что Пастернак А.В. имеет право на включение при расчете выслуги лет для назначения пенсии в льготном исчислении (из расчета один год службы засчитывается за полтора года службы) период его службы с 10 октября 2005 г. по 9 декабря 2008 г. прохождения службы в качестве милиционера взвода охраны и конвоирования, подозреваемых и обвиняемых, непосредственно подчиненного УВД по г. Новороссийску и отменил решение суда первой инстанции в указанной части.
Вместе с тем, судебная коллегия согласилась с выводом суда первой инстанции о том, что требования истца о признании незаконным ответа ГУ МВД России по Краснодарскому краю от 10 июня 2021 г. N 1465- 3/217709981008 не подлежат удовлетворению, поскольку согласно разъяснению ДГСК МВД России от 29 июня 2021 г. N 21/23/9652 полномочия по определению Перечня должностей, выполнение обязанностей, по которым дает право на льготное исчисление выслуги лет, а также условия льготного исчисления выслуги лет, переданы Министру внутренних дел Российской Федерации, а не ответчику по делу.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя несоответствии наименования подразделения, в котором проходил службу истец, наименованию подразделения, поименованному в Перечне должностей, сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшегося судебного акта.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену апелляционного определения, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 12 января 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи Ф.Г. Руденко
Н.В. Бетрозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.