Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Авериной Е.Г. и Бетрозовой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бузиной Ю.Б. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов в специальный стаж, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области, поступившей с делом 13 мая 2022 г, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 24 февраля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, судебная коллегия
установила:
Бузина Ю.Б. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Центр установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда РФ в Волгоградской области N2 о признании незаконным решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости N189350/21 от 28 апреля 2021 г, включении в специальный стаж периода работы старшей пионервожатой средней школы N 41 пос. Новогорный с 24 августа 1990 г. по 20 августа 1991 г, и периода обучения с 1 сентября 1991 г. по 1 августа 1994 г. в Челябинском педагогическом училище N 2.
Решением Советского районного суда г. Волгограда Волгоградской области от 10 августа 2021 г, с учетом дополнительного решения от 22 декабря 2021 г. в удовлетворении исковых требований Бузиной Ю.Б. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 24 февраля 2022 г. решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования Бузиной Ю.Б. удовлетворены частично.
Судом постановлено: признать незаконным решение государственного учреждения - Центра установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда РФ в Волгоградской области N189350/21 от 28 апреля 2021 г. в части отказа во включении в специальный стаж Бузиной Юлии Борисовны периодов работы старшей пионервожатой средней школы N 41 пос. Новогорный с 24 августа 1990 г. по 20 августа 1991 г, обучения с 1 сентября 1991 г. по 1 августа 1994 г. в Челябинском педагогическом училище N 2, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Возложить на государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области обязанность включить Бузиной Ю.Б. в специальный стаж периоды работы старшей пионервожатой средней школы N 41 пос. Новогорный с 24 августа 1990 г. по 20 августа 1991 г. и обучения с 1 сентября 1991 г. по 1 августа 1994 г. в Челябинском педагогическом училище N 2, назначить досрочную страховую пенсию по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 15 апреля 2021 г.
В остальной части требований Бузиной Ю.Б. о взыскании судебных расходов - отказать.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда, оставить в силе решение суда первой инстанции. В обоснование доводов ссылается на неправильное применение судом норм материального права. Указывает, что вступившим в законную силу решением Кировского районного суда г..Волгограда Волгоградской области от 24 мая 2018 г..было отказано в части удовлетворения требований Бузиной Ю.Б. к ГУ УПФ РФ в Кировском районе г..Волгограда в части удовлетворения требований о включении в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периода работы в должности старшей пионервожатой в средней школе N41 п. Новогорный с 24 августа 1990 г..по 20 августа 1991 г..и периода обучения по очной форме в Челябинском педагогическом училище N2 с 1 сентября 1991 г..по 1 августа 1994 г..В соответствии с пунктом 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. Полагает, что судом первой инстанции законно отказано в удовлетворении исковых требований Бузиной Ю.Б. о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии периода с 24 августа 1990 г..по 20 августа 1991 г..в должности старшей пионервожатой в средней школе N 41 п.
Новогорный и периода обучения по очной форме в Челябинском педагогическом училище N 2 с 1 сентября 1991 г..по 1 августа 1994 г, так как педагогическая деятельность Бузиной К). Б. началась с 8 августа 1994 г..в результате назначения её на должность воспитателем в детский сад N 3, т.е. после отмены Положения от 1959 г..В период действия Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" от 17 декабря 1959 г..N 1397 при выходе на пенсию учеба засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Действующим в настоящее время законодательством возможность включения в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периода обучения в педагогических учебных заведениях не предусмотрена. К периодам после 1 октября 1993 г. применим Список N463, которым не предусмотрено возможность учета в специальный стаж периода обучения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося участника процесса.
Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 15 апреля 2021 г. Бузина Ю.Б. обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Решением Центра ПФР N 2 по установлению пенсий в Волгоградской области 28 апреля 2021 г. N 189350/21 истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по причине отсутствия 25 лет специального стажа и несоблюдения срока установления страховой пенсии по старости в соответствии с частью 4.1.1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г.
Этим же решением установлен специальный стаж истца - 24 года 2 месяца 29 дней, из которого исключены период работы с 24 августа 1990 г. по 20 августа 1991 г. в должности старшей пионервожатой в средней школе N 41 поселка Новогорный Челябинской области, в связи с невыполнением условий пунктов 1 и 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением N 1397 от 17 декабря 1959 г. (работа пионервожатой до 1 января 1992 г. и до 1 октября 1993 г. может засчитываться в стаж на соответствующих видах работ в случае наличия в периоды до указанных дат работы по Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на выслугу лет, утвержденному Постановлением N 1397 от 17 декабря 1959 г. Такая работа засчитывается, если имеется не менее 2/3 требуемого стажа на соответствующих видах работ в соответствии с законодательством, действующим на"1 день назначения пенсии), а также несоответствием наименования должности Списку профессий и должностей работников народного образования, утвержденному Постановлением СовМина РСФСР от 9 сентября 1991 г. N 463, Списку должностей и учреждений, отвержденному Постановлением Правительства РФ от 29 февраля 2002 г. N781; период обучения с 1 сентября 1991 г. по 1 августа 1994 г. в Челябинском педагогическом училище N 2.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Бузиной Ю.Б, суд первой инстанции исходил из обстоятельств, установленных вступившим в законную силу решением Кировского районного суда г. Волгограда от 24 мая 2018 г. и пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Проверяя законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда не согласилась с выводами суда первой инстанции указав, что Бузина Ю.Б, работавшая в должности старшей пионервожатой с 24 августа 1990 г. по 20 августа 1991 г, имеет право на включение данного периода в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, при условии соблюдения такого механизма его зачета, так как согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, положения Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Законодатель не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключение из педагогического стажа работы в должности "пионервожатая".
Из системного толкования норм права, действовавших на период осуществления, трудовой деятельности, следует, что понятие "пионервожатый" включает в себя старшего пионервожатого и отрядного пионервожатого, в связи с чем, судебная коллегия пришла к выводу о том, что работа в должности старшей пионервожатой в школе подлежала зачету в специальный стаж по пункту 2 Положения N 1397, с учетом правовой позиции Конституционного суда о необходимости сохранения правовой определенности для граждан, на которых распространялся пункт 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, при наличии более 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Данное условие Бузиной Ю.Б. соблюдено, более 24 лет ее трудового стажа приходится на работу в должностях воспитателя, т.е. работы, которая дает право на назначение досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью по нормам как действовавших ранее, так и действующих в настоящее время правовых актов.
Период обучения в Челябинском педагогическом училище N 2 с 1 сентября 1991 г. по 1 августа 1994 г. также включен судебной коллегией в стаж, так как период работы истца в должности пионервожатой предшествовал периоду обучения истца в Челябинском педагогическом училище N 2 и засчитан в специальный стаж педагогической деятельности, после обучения следовала педагогическая деятельность.
При этом суд апелляционной инстанции счел не имеющим правового значения наличие вступившего в законную силу решения Кировского районного суда г. Волгограда от 24 мая 2018 г. по иску Бузиной Ю.Б к ГУ УПФР в Кировском районе г. Волгограда о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Пункт 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, предусматривает критерий для включения данного периода в специальный стаж - наличие более 2/3 стажа (16 лет 8 месяцев), требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Предметом данного спора является наличие у истца не менее 25 лет специального стажа работы для назначения ей досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Основанием по спорам о праве на пенсию является соответствующее решение пенсионного фонда об отказе в установлении пенсии.
В оспариваемом в 2018 г. решении пенсионного фонда от 10 января 2018 г. N 180000000652/848961/17/2 рассматривался стаж работы Бузиной Ю.Б. до 2018 г. включительно, при этом право на льготное пенсионное обеспечение Бузиной Ю.Б. определялось без учета наличия трудовой деятельности до 1 января 1992 г.
Бузина Ю.Б. продолжила работу по специальности после 2018 г. (даты, до которой был учтен ее специальный стаж пенсионным органом в 2018 г.) и не могла быть лишена возможности повторно обратиться в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости с учетом вновь приобретенного стажа, а при отказе в назначении пенсии - обжаловать его в суд, представив любые дополнительные доказательства, подтверждающие возможность включения тех или иных периодов в ее специальный стаж. Периоды трудовой деятельности истца после 2018 г, с учетом которых определен необходимый специальный стаж работы истца предметом судебной оценки по ранее рассмотренному делу не являлись.
Кроме того, как следует из обжалуемого решения УПФР N 189350/21 от 28 апреля 2021 г. основанием отказа Бузиной Ю.Б. в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" явилось отсутствие 25 лет специального стажа и несоблюдение срока установления страховой пенсии по старости в соответствии с частью 4.1.1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г.
С учетом периодов, принятых к зачету пенсионным органом в бесспорном порядке, и периодов, засчитанных судебной коллегией, у истца имеется необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости 25-летний стаж, предусмотренный пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", на момент обращения в пенсионный орган.
Срок назначения досрочной страховой пенсии определен судебной коллегией со дня обращения за указанной пенсией, то есть с 15 апреля 2021 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы суда апелляционной инстанции ошибочными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ), страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Закона N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее по тексту - Постановление N 665).
В соответствии с подпунктом "м" пункта 1 Постановления N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона " О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781), и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила N 781) - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 2002 г.;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца 3 пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию-за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 декабря 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
При этом в силу пункта 4 названного Положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого же Положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Из приведённых нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определённой профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. Сохранение возможности зачёта в стаж работы по специальности учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения иных периодов деятельности, в том числе работы в качестве штатных пионервожатых, предусмотрено в силу пункта 4 Положения от 17 декабря 1959 г. N 1397 только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 1 января 1992 г. в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397.
С 1 января 1992 г. Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 изменены правила исчисления стажа работы (деятельности) для назначения пенсий за выслугу лет работникам образования, и периоды иной деятельности, в том числе работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых не стала учитываться при исчислении специального стажа для назначения досрочной пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Сохранение возможности зачёта таким лицам в стаж работы по специальности работы в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых допускается только при условии работы в период действия Положения от 17 декабря 1959 г. N 1397, то есть до 1 января 1992 г, и только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 1 января 1992 г. в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет, утверждённый Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397.
Между тем, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определённость и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретённых прав, действенности их государственной защиты.
Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретённого ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
В названном постановлении Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что вносимые законодателем изменения не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования. У таких граждан сохраняются ранее приобретённые права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 24 августа 1990 г. Бузина Ю.Б. назначена на должность старшей пионервожатой в средней школе N 41 поселка Новогорный Челябинской области. 20 августа 1991 г. Бузина Ю.Б. освобождена от занимаемой должности в связи с поступлением в учебное заведение.
В период времени с 1 сентября 1991 г. по 1 августа 1994 г. истец обучалась по очной форме в Челябинском педагогическом училище N 2.
После окончания обучения, с 8 августа 1994 г. Бузина Ю.Б. работала в должности воспитателя в детские ясли N 3 поселка Новогорный Челябинской области.
Удовлетворяя исковые требования Бузиной Ю.Б. суд апелляционной инстанции исходил из того, что на момент обращения истца в орган пенсионного обеспечения (15 апреля 2021 г.) продолжительность ее специального стажа составляла 24 года 2 месяца 29 дней, что подтверждается решением Центра ПФР N 2 по установлению пенсий в Волгоградской области 28 апреля 2021 г. N 189350/21, то есть, более 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Судебная коллегия полагает ошибочным вывод суда апелляционной инстанции о включении в специальный стаж Бузиной Ю.Б. периода работы старшей пионервожатой и периода обучения по причине наличия 2/3 стажа на момент обращения в пенсионный орган.
Судебной коллегией не учтено, что с 1 января 1992 г. постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении списка профессии и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет" (далее по тексту ? Постановление N 463) были изменены правила исчисления стажа работы (деятельности) для назначения пенсий за выслугу лег работникам образовании, и периоды иной деятельности, в том числе время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, не стали учитываться при исчислении специального стажа для назначения досрочной пенсии лицам, осуществляющем педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
С 1 октября 1993 г. Положение N1397 от 1959 года утратило силу в связи с изданием Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившим силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой", а Постановление N 463 подверглось редакции.
Впоследствии нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", а также действующим в настоящее время законодательством в сфере пенсионного обеспечения возможность включения в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периода обучения в педагогических учебных заведениях не предусмотрена.
Возлагая обязанность на территориальный орган ПФР включить в специальный стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение периода обучения с 1 сентября 1991 г. по 1 августа 1994 г. в соответствии с нормами Положения от 1959 г, судебной коллегией по гражданским делам Волгоградского областного суда не учтено, что к периодам после 1 октября 1993 г. применим Список N 463, которым не предусмотрена возможность учета в специальный педагогический стаж периода обучения.
Таким образом, период работы старшей пионервожатой с 24 августа 1990 г. по 20 августа 1991 г. и период обучения с 1 сентября 1991 г. по 1 августа 1994 г. не подлежит включению в специальный стаж истца, поскольку в силу подпункта "м" пункта 1 постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 г. N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, названное постановление (приложения к нему - Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет. Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения) подлежит применению для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место только до 1 января 1992 г.
Поскольку с 1 января 1992 г. изменены правила исчисления стажа работы (деятельности) для назначения пенсий за выслугу лет работникам образования, и периоды обучения в педагогических учебных заведениях не стали учитываться при исчислении специального стажа для назначения досрочной пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, а начало педагогической деятельности Бузиной Ю.Б. после обучения имело место с 1994 г, то у истца на момент изменения правового регулирования спорных отношений отсутствовал специальный стаж педагогической деятельности.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу с делом, вправе оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений.
Принимая во внимание, что суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, верно применил нормы материального права, подлежащие применению к отношениям сторон, и разрешилспор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона, суд кассационной инстанции считает необходимым апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 24 февраля 2022 г. отменить, оставив в силе решение Советского районного суда г. Волгограда Волгоградской области от 10 августа 2021 г.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 24 февраля 2022 г. отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи Е.Г. Аверина
Н.В. Бетрозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.