Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 16 августа 2005 г. N Ф03-А24/05-1/2246
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от Паратунской сельской администрации - Юрчак Г.Ф., юрисконсульт по доверенности от 31.03.2003 N 5, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Паратунской сельской администрации Елизовского районного муниципального образования Камчатской области на решение от 09.03.2005 по делу N А49-1321/02 Арбитражного суда Камчатской области, по иску Прокурора Камчатской области в защиту государственных и общественных интересов, в интересах Комитета по управлению государственным имуществом администрации Камчатской области к Паратунской сельской администрации Елизовского района Камчатской области, УМПКХ "Термальное", 3-и лица: ГП "Камчатскбургеотермия", Камчатская горнотехническая инспекция госгортехнадзора России, Государственное геологическое предприятие "Камчатгеология", Комитет природных ресурсов по Камчатской области о признании права федеральной собственности.
Резолютивная часть постановления объявлена 09.08.2005. Полный текст постановления изготовлен 16.08.2005.
Прокурор Камчатской области в порядке ст. 41 АПК РФ (1995 года) в интересах Комитета по управлению государственным имуществом администрации Камчатской области обратился в Арбитражный суд Камчатской области с иском к Паратунской сельской администрации Елизовского района Камчатской области (далее - Паратунская сельская администрация), унитарному муниципальному предприятию коммунального хозяйства "Термальное" о признании права федеральной собственности на разведочно-эксплуатационные скважины Т-2, Т-3, Т-4, Т-5, Т-6, Т-7, Т-8, Э-91 Промежуточного участка Паратунского месторождения термоминеральных вод, расположенных в Елизовском районе Камчатской области.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: государственное предприятие "Камчатскбургеотермия", государственное геологическое предприятие "Камчатгеология", Комитет природных ресурсов по Камчатской области и Корякскому автономному округу, Территориальное управление Минимущества России по Камчатской области, Камчатская горнотехническая инспекция госгортехнадзора России.
Определением от 04.06.2002 произведена замена первоначального истца на надлежащего - Территориальное управление Минимущества России по Камчатской области.
Решением от 16.05.2003 исковые требования удовлетворены в заявленном объеме со ссылкой на п. 1 Приложения 3, п. 4 Приложения 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1, п. 9 Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности, утвержденного распоряжением Президента РФ от 18.03.1992 N 114-рп, а также в связи с установлением факта неправомерного перехода спорных скважин с баланса государственного предприятия "Камчатскбургеотермия" на баланс Паратунского сельского Совета.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду п. 4 раздела II Приложения 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 15.08.2003 решение от 16.05.2003 отменено, дело передано на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда. При этом кассационная инстанция указала на то, что суд не дал оценку отнесению скважин исключительно к федеральной собственности.
Решением от 09.03.2005, с учетом указания кассационной инстанции, признано право федеральной собственности на разведочно-эксплуатационные скважины Т-2, Т-3, Т-4, Т-5, Т-6, Т-7, Т-8, Э-91 Промежуточного участка Паратунского месторождения термоминеральных вод, расположенных в Елизовском районе Камчатской области на расстоянии 28 км. (по прямой) к западу от г. Петропавловска-Камчатского и 24-32 км от г. Елизово, преимущественно в границах 11 зоны округа горно-санаторной охранной зоны курорта "Паратунка" (по участкам "Средний", "Нижний", "Северный").
В кассационной жалобе Паратунская сельская администрация просит отменить решение от 09.03.2005 суда как несоответствующее фактическим обстоятельствам дела и принятое с нарушением норм материального и процессуального права.
В обоснование жалобы заявитель указал на то, что суд не применил п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.02.1998 N 8, п. 5 Письма Президиума ВАС РФ от 11.06.1997 N 15, согласно которым отсутствие утвержденного перечня объектов муниципальной собственности не свидетельствует о том, что спорные скважины не являются объектами муниципальной собственности. Судом не выяснено в соответствии с п. 4 раздела II Приложения 1 к Постановлению ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 относятся ли спорные скважины к объектам, необходимым для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общих задач. Считает, что с момента пробурения скважин для целей теплоснабжения и осуществлялась их эксплуатация в связи с чем скважины являются частью системы теплоснабжения. Полагает, что невозможна эксплуатация жилищно-коммунальных объектов без спорных скважин, поскольку нет альтернативы источнику теплоснабжения.
Камчатское межрегиональное управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (правопреемник Камчатской горнотехнической инспекции госгортехнадзора России) в отзыве на кассационную жалобу просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения. При этом указало, что скважины не могут быть отнесены к муниципальной собственности, поскольку на момент их постановки на баланс Паратунской сельской администрации, они находились в полном хозяйственном ведении государственных предприятий.
Территориальное управление Территориального управления Минимущества России по Камчатской области (правопреемник Территориального управления Минимущества России по Камчатской области) в отзыве на кассационную жалобу просило оставить решение от 09.03.2005, считая правильным вывод суда, что передача скважин на баланс Паратунской сельской администрации осуществлена с нарушением действующего законодательства.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель Паратунской сельской администрации поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания другие лица, участвующие в деле, явку своих представителей в суд не обеспечили.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, с учетом доводов кассационной жалобы и отзыва на нее, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований, предусмотренных ст. 288 АПК РФ, для его отмены.
Как следует из материалов дела, в период с 1971 по 1985 годы ПГО "Камчатгеология" за счет операционных средств госбюджета СССР пробурены скважины NN 91, Н-1, ЭС-1, Т-1, Т-2, Т-3, Т-6 для целей теплоснабжения базового поселка Паратунской гидрогеологической экспедиции. Строительство скважин финансировалось за счет геологоразведочных работ, либо проектами на обустройство базовых поселков.
Впоследствии на базе Паратунской гидрогеологической экспедиции КУГИ Камчатской области учреждено Паратунское гидрогеологическое предприятие, являющееся дочерним предприятием государственного геологического предприятия "Камчатгеология". Согласно уставу Паратунского гидрогеологического предприятия имущество предприятия находится в государственной собственности РФ и передано последнему на праве полного хозяйственного ведения.
01.12.1993 между Камчатской гидрогеологической экспедицией и Паратунским сельским Советом заключен договор N 59 о передаче на баланс последнего, согласно Приложениям 1, 2 основных средств жилого фонда, материалов, оборудования и техники, необходимой для работы муниципального предприятия. Актом приемки передачи за 1993 год без номера и даты утвержден перечень передаваемого ведомственного жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства на баланс Паратунского сельского Совета (л.д. 90 т. 1). В состав переданного имущества вошли тепловые скважины: Т-4, Т-5, Т-7 (акт за 1993 год без номера и даты л.д. 94 т. 1), Т-2, Т-3, Т-6, Э-91 (акт за 1993 без номера и даты л.д. 112 т. 1).
Прокурор Камчатской области, действуя в интересах КУГИ администрации Камчатской области, и считая, что передача спорных скважин на баланс Паратунского сельского Совета произведена в нарушение законодательства, регулирующего вопросы распоряжения государственным имуществом, обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая данный спор, суд установил, спорные скважины не значатся в реестре федеральной и муниципальной собственности, документов, подтверждающих чье-либо право собственности на них не представлено.
Переданные на баланс Паратунской сельской администрации скважины находились в полном хозяйственном ведении государственных предприятий - Государственного предприятия "Камчатская гидрогеологическая экспедиция" и Паратунского гидрогеологического предприятия, поэтому не могут быть отнесены к муниципальной собственности на основании п. 1 Приложения 3 к Постановлению ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1.
С учетом установленного, руководствуясь Приложениями 1, 2, 3 к Постановлению ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1, разъяснениями, данными в п. 11 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.02.1998 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" суд сделал вывод о том, что согласно п. 4 Приложения 1 к Постановлению ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 спорные скважины относятся исключительно к федеральной собственности, в связи с чем факт их перехода с баланса принадлежности государственных предприятий на баланс Паратунскому сельскому Совету, не соответствует закону.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду п. 4 раздела II Приложения 1 к Постановлению ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1
При этом суд правильно указал, что скважины, так же переданы с нарушением требований п. 3.1 Устава Государственного предприятия "Камчатская гидрогеологическая экспедиция" и п. 3.4, 4.3 (б) Устава Паратунского гидрогеологического предприятия без согласования с Комитетом по управлению государственным имуществом.
Кроме того, суд установил, что скважины и жилищный фонд не образуют сложную вещь согласно ст. 134 ГК РФ, поскольку у указанных объектов различное назначение. Жилищный фонд, обслуживаемый спорными скважинами, относится к муниципальной и частной собственности.
На основании изложенного, кассационная инстанция отклоняет доводы кассационной жалобы о том, что спорные скважины относятся к муниципальной собственности.
Также подлежит отклонению довод о том, что нахождение скважин в федеральной собственности сделает невозможным теплообеспечение жилищно-коммунальных объектов, так как ответчик не предоставил в соответствии со ст. 65 АПК РФ доказательств, на которые он ссылается как на основание своих требований и возражений.
В связи с чем основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Согласно п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются органы местного самоуправления, обратившиеся в защиту государственных и (или) общественных интересов. Таким образом, уплаченная Паратунской сельской администрацией государственная пошлина по кассационной жалобе в сумме 1000 руб., подлежит возврату в соответствии со ст. 104 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 286-289, 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 09.03.2005 по делу N А49-1321/02 Арбитражного суда Камчатской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Паратунской сельской администрации Елизовского районного муниципального образования Камчатской области из федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Администрация муниципального образования не согласилась с тем, что на спорные объекты недвижимости было признано право федеральной собственности. По ее мнению, отсутствие утвержденного перечня объектов муниципальной собственности не свидетельствует о том, что спорные разведочно-эксплуатационные скважины, расположенные на участке месторождения термоминеральных вод, не являются объектами муниципальной собственности.
Как пояснил суд федерального округа, несмотря на то, что спорные скважины не значатся в реестре федеральной и муниципальной собственности, не было представлено документов, подтверждающих чье-либо право собственности на них, тем не менее они находились в полном хозяйственном ведении государственных предприятий, поэтому скважины не могут быть отнесены к муниципальной собственности на основании п. 1 Приложения 3 к Постановлению ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1. Кроме того, с учетом разъяснений, данных в п. 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.02.1998 N 8, и согласно п. 4 Приложения 1 к Постановлению ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 спорные скважины относятся исключительно к федеральной собственности.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 16 августа 2005 г. N Ф03-А24/05-1/2246
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании