Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 17 августа 2005 г. N Ф03-А04/05-2/2469
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: МИФНС РФ N 1 по Амурской области - Переверзева Е.Н., ведущий специалист по доверенности N 03-30/5 от 20.01.2005, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Амурской области на решение от 15.03.2005 по делу N А04-248/05-1/28 Арбитражного суда Амурской области, по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Амурской области к обществу с ограниченной ответственностью "З" о взыскании 50 рублей.
Резолютивная часть постановления объявлена 11.08.2005. Полный текст постановления изготовлен 17.08.2005.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Амурской области (далее - МИФНС РФ N 1 по Амурской области) обратилась в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "З" штрафа в сумме 50 руб. в соответствии с пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление в установленный срок расчета по авансовым платежам по транспортному налогу за первое полугодие 2004 года.
Решением суда от 15.03.2005 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован со ссылкой на статью 4 Закона Амурской области от 18.11.2002 N 142-ОЗ "О транспортном налоге на территории Амурской области", исходя из положений которой, как указал суд, следовало привлечь общество к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законность принятого Арбитражным судом Амурской области решения проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе МИФНС РФ N 1 по Амурской области, считающей, что судебный акт принят с неправильным применением норм материального права, в связи с чем просит указанный судебный акт отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, за непредставление расчета авансовых платежей по транспортному налогу, которым по своей сути является указанная в абзаце 4 пункта 1 статьи 4 Закона Амурской области "О транспортном налоге на территории Амурской области" декларация, отражающая данные о суммах авансовых платежей, налогоплательщики привлекаются к ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации.
Отзыв на кассационную жалобу обществом не представлен.
Извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания ООО "З" представительство в кассационной инстанции не обеспечило.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержанные присутствовавшим в судебном заседании представителем налогового органа, проверив правильность применения норм материального и норм процессуального права, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отмене решения суда по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, МИФНС РФ N 1 по Амурской области проведена камеральная проверка представленной ООО "З" декларации по транспортному налогу за первое полугодие 2004 года. В ходе проверки выявлено нарушение обществом требований пункта 2 статьи 363 Налогового кодекса РФ и пункта 1 статьи 4 Закона Амурской области "О транспортном налоге на территории Амурской области".
По результатам проведенной проверки 30.09.2004 налоговым органом принято решение N 3876/1330-11 о привлечении ООО "З" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 50 руб.
Требование от 08.10.2004 N 1581-11 об уплате налоговой санкции в добровольном порядке не исполнено, что послужило основанием для обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании налоговых санкций.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к ошибочному выводу об отсутствии оснований для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, сославшись на необходимость привлечения общества к ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса РФ за несвоевременное представление декларации.
В соответствии со статьей 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
Исходя из положений пункта 1 статьи 55 Налогового кодекса Российской Федерации, под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. При этом налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
Согласно требованиям статьи 360 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год.
В соответствии с положениями статьи 4 Закона Амурской области "О транспортном налоге на территории Амурской области" отчетным периодом по налогу признается первое полугодие календарного года, по итогам которого налогоплательщики-организации уплачивают авансовые платежи по налогу. Данные о суммах исчисленных и уплаченных авансовых платежей налогоплательщики-организации отражают в налоговой декларации, которая представляется в налоговый орган в срок не позднее 15 июля года налогового периода. Налоговая декларация по итогам налогового периода представляется в налоговый орган в срок не позднее 30 марта года, следующего за налоговым периодом.
Учитывая, что указанная в пункте 1 статьи 4 Закона Амурской области декларация, отражающая данные о суммах авансовых платежей, подается до окончания налогового периода, она фактически представляет собой расчет авансовых платежей и не отвечает требованиям, предъявляемым Налоговым кодексом Российской Федерации к налоговой декларации.
Согласно требованиям пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.
При таких обстоятельствах, учитывая, что у арбитражного суда отсутствовали правовые основания для отказа в удовлетворении заявленных МИФНС РФ N 1 по Амурской области требований, решение суда подлежит отмене с принятием постановления об удовлетворении заявленных требований.
В связи с тем, что требования налогового органа удовлетворены, а обжалуемый судебный акт отменен, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по иску и по кассационной жалобе подлежат взысканию в доход федерального бюджета с ООО "З" в сумме 500 руб. и 1000 руб. соответственно.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 15.03.2005 по делу N А04-248/05-1/28 Арбитражного суда Амурской области отменить. Требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Амурской области удовлетворить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "З" штраф в размере 50 руб. по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в доход федерального бюджета.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "З" в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску в размере 500 (пятьсот) руб., по кассационной жалобе - 1000 (одна тысяча) руб.
Арбитражному суду Амурской области выдать исполнительные листы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 126 НК РФ, непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах. В связи с непредставлением полугодовой декларации по транспортному налогу общество привлечено к указанной ответственности.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требования налогового органа о взыскании штрафа, полагая, что в данном случае имело место совершение правонарушения, предусмотренного ст. 119 НК РФ.
При рассмотрении дела по кассационной жалобе налоговой инспекции федеральный арбитражный суд указал на то, что в силу п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. В то же время согласно ст. 360 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год. Таким образом, полугодовая декларация, подаваемая до окончания налогового периода, представляет собой расчет по авансовым платежам и не является налоговой декларации. Следовательно, оснований для привлечения к ответственности по ст. 119 НК РФ в данном случае не имеется. Начисление же штрафа по п. 1 ст. 126 НК РФ правомерно.
Учитывая изложенное, федеральный арбитражный суд отменил решение суда первой инстанции и взыскал с общества штраф по п. 1 ст. 126 НК РФ.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 августа 2005 г. N Ф03-А04/05-2/2469
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании