Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Дурнева С.Н. изучив кассационную жалобу ФИО12 на решение мирового судьи судебного участка N18 Нахимовского судебного района города Севастополя от 01 апреля 2021 года и апелляционное определение Нахимовского районного суда города Севастополя от 26 августа 2021 года по гражданскому делу по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Благоустройство города "Севастополь" к ФИО4 о взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги,
УСТАНОВИЛА:
ООО "Благоустройство города "Севастополь" обратилось в суд с исковым заявлением к ФИО5, в котором просило взыскать с ответчика задолженность по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01 января 2018 года по 31 декабря 2020 года в размере 5991 рубль 57 копеек, пеню за период с 23 марта 2018 года по 18 марта 2021 года в размере 621 рубль 40 копеек, возместить расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей.
В обоснование своих требований указало, что ФИО11 является собственником квартиры по адресу: "адрес". В период с 1 января 2018 года по 31 декабря 2020 года ответчик пользовалась услугами по сбору, вывозу, транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов. Оплата за оказанные услуги ответчиком в полном объеме не оплачивалась, в связи с чем, образовалась задолженность.
Решением мирового судьи судебного участка N 18 Нахимовского судебного района города Севастополя от 01 апреля 2021 года исковые требования удовлетворены. Судом с ФИО6 в пользу ООО "Благоустройство города "Севастополь" взыскана задолженность за услуги по обращению с ТКО с 01 января 2018 года по 31 декабря 2020 года в размере 5 991 рубль 57 копеек, пени с 23 марта 2018 года по 17 марта 2021 года в размере 621 рубль 40 копеек, расходы по оплате государственной пошлине в размере 400 рублей.
Апелляционным определением Нахимовского районного суда города Севастополя от 26 августа 2021 решение мирового судьи судебного участка N18 Нахимовского судебного района города Севастополя от 01 апреля 2021 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО7 - без удовлетворения.
В поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе ответчиком ставится вопрос об отмене решения мирового судьи судебного участка N18 Нахимовского судебного района города Севастополя от 01 апреля 2021 года и апелляционного определения Нахимовского районного суда города Севастополя от 26 августа 2021 года.
Заявитель жалобы считает, что судебные постановления являются незаконными и необоснованными, вынесены при неправильном применении норм материального и процессуального права; судами неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. ФИО8 выражает несогласие с произведенным расчетом задолженности, а также оценкой доказательств.
В соответствии с частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационные жалоба, представление на вступившие в законную силу судебные приказы, решения мировых судей и апелляционные определения районных судов, определения мировых судей, районных судов, гарнизонных военных судов и вынесенные по результатам их обжалования определения, решения и определения судов первой и апелляционной инстанций, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судья не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность граждан и организаций своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную и горячую воду, электрическую и тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
На основании части 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон "Об отходах производства и потребления") договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне его деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 24.6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно пункту 148(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, предоставление коммунальной услуги по обращению, с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) названных Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
В соответствии с пунктом 148(2) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.
Из положений пункта 148(16) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, а также части 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что обязанность по заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами лежит на собственнике дома или пользователе помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "Благоустройство города "Севастополь" является региональным оператором по обращению с ТКО и осуществляет свою деятельность на основании лицензии, соглашения об организации и осуществлении деятельности по обращению с ТКО на территории города Севастополя от 14 августа 2017 года, заключенного с Департаментом городского хозяйства города Севастополя, на всей территории города Севастополя с 01 января 2018 года.
Собственники ТКО (физические и юридические лица), проживающие и осуществляющие деятельность на территории Севастополя, обязаны заключить договор по обращению с отходами с региональным оператором - ООО "Благоустройство города "Севастополь".
ФИО9 является собственником квартиры в доме 7 по ул. Гравдейская в г. Севастополе, является пользователем услуг ООО "Благоустройство города "Севастополь" по обращению с ТКО на основании заключенного между сторонами договора N 78-Н4 от 16 февраля 2018 года.
В соответствии с вышеназванным договором Региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы и крупногабаритные отходы, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора. Согласно договору оплата услуг осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услуги Регионального оператора с учетом действующих в отчетном периоде норм накопления отходов.
Тарифы на оказание услуги по обращению с ТКО утверждены приказами Департамента городского хозяйства города Севастополя. Нормы накопления ТКО для жилого фонда утверждены Постановлением Правительства Севастополя N 153-ПП от 9 марта 2016 года "О нормах накопления твердых коммунальных отходов, крупногабаритных отходов для жилого фонда, частного сектора и юридических лиц на территории города Севастополя".
Услуги по обращению с ТКО оказывались ООО "Благоустройство города "Севастополь" с января 2018 года, то есть с момента начала исполнения региональным оператором своих обязанностей, что подтверждается выставленными в адрес ответчика платежными документами за период с января 2018 года по декабрь 2020 года.
Ответчиком за указанный период оплата коммунальной услуги по обращению с ТКО в полном объеме не производилась, что не опровергалось ответчиком.
Установив изложенное, руководствуясь приведенными нормами права, разрешая спор, суд первой инстанции принял представленный истцом расчет задолженности верным, установив факт неисполнения ответчиком в полном объеме обязанности по оплате коммунальной услуги обращение с ТКО, пришел к выводу о законности и обоснованности заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции с указанными выводами суда первой инстанции согласился. При этом судом указано, что представленный истцом расчет задолженности был принят судом первой инстанции в качестве подтверждения правомерности доводов иска, а расчет ответчика отклонен как необоснованный, исходя из следующего.
Так, согласно частям 1, 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее Правила), которыми регулируются, в том числе, отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых домов, а также установлен порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Согласно части 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Нормы накопления ТКО на территории города Севастополя утверждены Постановлением Правительства Севастополя от 09 марта 2016 года N 153-ПП "О нормах накопления твердых коммунальных отходов, крупногабаритных отходов для жилого фонда, частного сектора и юридических лиц на территории города Севастополя". В приложении N 1 к данному постановлению установлены нормы накопления ТКО для жилого фонда и частного сектора на территории города Севастополя в кг/год и м/год.
Указанным постановлением, для многоквартирных домов определена норма накопления ТКО на 1 человека - 298, 0 кг/год, норма накопления КГО - 70, 0 кг/год, что в сумме составляет 0, 368 тонн в год на 1 человека.
Согласно приказу Департамента городского хозяйства города Севастополя от 24 июля 2018 года N 258-ОД, тариф с 01 января 2018 года по 30 июня 2018 года составляет 3732, 22 руб. за тонну. Следовательно, размер платы за обращение с ТКО и КГО на 1 человека составляет 114, 47 рублей и 89, 91 рубль в месяц.
Согласно заключенному между сторонами договора, по адресу предоставления услуги зарегистрировано 2 человека, следовательно, как указал суд апелляционной инстанции, размер платы по договору на указанный период 2018 года составлял 228 рублей 93 копейки, что отражено в представленном истцом расчете, и не соответствует размеру платы, указанном ответчиком в опровержение доводов иска.
В соответствии с Приказами Департамента городского хозяйства от 24 июля 2018 года N 258-ОД, 18 декабря 2018 года N 560-ОД, 19 июня 2019 года N 305-ОД установлен тариф с 1 июля 2019 года по 31 декабря 2019 года - 89 рублей 96 копеек на одного человека.
Аналогично верно истцом определен размер платы за предоставляемую услугу на 2 человека и представлен в расчете за последующие периоды образования задолженности.
С данными выводами судов следует согласиться.
Выводы нижестоящих судов о наличии оснований для взыскания с ответчика задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, пени, судебных расходов, основаны на нормах действующего законодательства, приведенных в судебных постановлениях, мотивированы со ссылкой на доказательства, обстоятельствам по делу не противоречат и сомнений в законности не вызывают.
Доказательств погашения образовавшейся задолженности ответчиком не представлено, как и не представлено достоверных доказательств иного размера задолженности, наличия заявленных ответчиком льгот, подлежащих учету при исчислении размера задолженности.
Разрешая спор, суды правильно определили юридически значимые обстоятельства, которые подтверждены материалами дела, согласно положениям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судами дана надлежащая оценка представленным доказательствам. Нарушений норм материального и процессуального права со стороны судов первой и апелляционной инстанций не установлено.
По основаниям, приведенным в обжалуемых судебных актах, судебная коллегия кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не соглашаться с выводами судов обеих инстанции, ввиду чего отклоняет вновь приводимые в кассационной жалобе доводы относительно необоснованности заявленных ООО "Благоустройство города "Севастополь" требований.
Доводы кассационной жалобы о преюдициальном значении судебных актов по делу N2-2283/2020, не является основанием к отмене обжалуемых судебных актов, поскольку обусловлены ошибочным истолкованием возникших между сторонами спорных правоотношений.
Несогласие ответчика с установленными по делу обстоятельствами не является правовым основанием к отмене состоявшихся по делу решений.
С учетом изложенного, судья кассационной инстанции приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу законных судебных актов не имеется.
Руководствуясь частью 10 статьи 379.5, статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья
определила:
решение мирового судьи судебного участка N18 Нахимовского судебного района города Севастополя от 01 апреля 2021 года и апелляционное определение Нахимовского районного суда города Севастополя от 26 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО10 - без удовлетворения.
Судья С.Н. Дурнева
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.