Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Дурнева С.Н. изучив кассационную жалобу ФИО5 на решение мирового судьи судебного участка N 10 Шахтинского судебного района Ростовской области от 30 апреля 2021 года и апелляционное определение Шахтинского городского суда Ростовской области от 11 августа 2021 года по гражданскому делу по иску Государственного унитарного предприятия Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" филиал "Шахтинский" к ФИО6 о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛА:
ГУП РО "Управление развития систем водоснабжения" филиал "Шахтинский" обратилось в суд с исковым заявлением к Козляевой В.В. о взыскании задолженности.
В обоснование требований указано, что ГУП РО "Управление развития систем водоснабжения" осуществляет услуги по водоснабжению и водоотведению для населения "адрес", в том числе и по улице "адрес" (лицевой счет N74166-54). Согласно справке БТИ, домовладение, находящееся по вышеуказанному адресу, числится за ФИО7 Ответчиком нарушался порядок и условия оплаты предоставляемых услуг. По состоянию на 09 апреля 2021 года у ФИО8 образовалась задолженность за холодное водоснабжение и транспортировку сточных вод за период с 01 апреля 2018 года по 30 сентября 2020 года: за холодное водоснабжение и транспортировку сточных вод - 17 314 рублей 21 копейка, пени - 2642 рубля 72 копейки.
Решением мирового судьи судебного участка N 10 Шахтинского судебного района Ростовской области от 30 апреля 2021 года исковые требования ГУП РО "Управление развития систем водоснабжения" филиал "Шахтинский" о взыскании задолженности удовлетворены. С ФИО26 в пользу ГУП РО "Управление развития систем водоснабжения" взыскана задолженность за услуги холодного водоснабжения и транспортировку сточных вод за период с 01 апреля 2018 года по 30 сентября 2020 года - 17 314 рублей 21 копейку, пени - 2642 рубля 72 копейки, расходы по оплате государственной пошлины - 798 рублей.
Апелляционным определением Шахтинского городского суда Ростовской области от 11 августа 2021 года решение мирового судьи судебного участка N 10 Шахтинского судебного района Ростовской области от 30 апреля 2021 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО9 - без удовлетворения.
В поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе ответчиком ставится вопрос об отмене решения мирового судьи судебного участка N 10 Шахтинского судебного района Ростовской области от 30 апреля 2021 года и апелляционного определения Шахтинского городского суда Ростовской области от 11 августа 2021 года.
Заявитель жалобы считает, что судебные постановления являются незаконными и необоснованными, вынесены при неправильном применении норм права. По мнению ФИО10 выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование ФИО25 указывает, что судами не учтен факт снятия 13 апреля 2018 года с эксплуатации индивидуального прибора учета воды в домовладении в связи с поломкой ПУ во дворе, а также факт установки нового прибора учета в соответствии с нормами действующего законодательства. Оспаривает выводы суда, а также выражает несогласие с оценкой доказательств и размером взысканной задолженности.
В письменных возвращениях ГУП РО "Управление развития систем водоснабжения" филиал "Шахтинский" просит решение мирового судьи судебного участка N 10 Шахтинского судебного района Ростовской области от 30 апреля 2021 года и апелляционное определение Шахтинского городского суда Ростовской области от 11 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО24 - без удовлетворения.
В соответствии с частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационные жалоба, представление на вступившие в законную силу судебные приказы, решения мировых судей и апелляционные определения районных судов, определения мировых судей, районных судов, гарнизонных военных судов и вынесенные по результатам их обжалования определения, решения и определения судов первой и апелляционной инстанций, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судья не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, ФИО23 является собственником жилого дома, расположенного по адресу: "адрес".
Поставщиком услуг холодного водоснабжения и транспортировке стоков в "адрес" с 01 мая 2013 года по настоящее время является ГУП РО "Управление развития систем водоснабжения" филиал "Шахтинский".
По адресу: "адрес" в ООО "ЦКУ" открыт лицевой счет N74166-54 для учёта оплаты жилищно-коммунальных услуг.
05 февраля 2018 года ответчик оплатила истцу услуги холодного водоснабжения и транспортировке стоков по показаниям: учтенные - 362 м3; текущие - 367 м3.
02 апреля 2018 года ФИО22 письменно обратилась в ГУП РО "Управление развития систем водоснабжения" филиал "Шахтинский" с заявлением о направлении к ней контролера для обследования в связи с поломкой ПУ во дворе.
13 апреля 2018 года представителем истца установлен факт неисправности индивидуального прибора учёта воды ответчика, о чем составлен соответствующий акт с рекомендацией ФИО11 в 3-х-дневный срок явиться по месту нахождения истца, иметь с собой технический план домовладения. В акте отражено, что в домовладении имеются следующие удобства: кран в доме, газовый котел, унитаз, ванна, раковина, канализация; показания фактические - 359 м3. Ответчиком указанный акт подписан, на руки получен второй экземпляр.
19 апреля 2018 года ответчик обратилась к истцу с письменным заявлением о направлении специалиста для опломбировки у ФИО13 прибора учета воды в связи с его заменой.
25 апреля 2018 года специалист ГУП РО "Управление развития систем водоснабжения" филиал "Шахтинский" ФИО12 осмотрел домовладение ФИО14 и установил, что оно состоит из двух домов, в первом из которых установлен новый неопломбированный индивидуальный прибор учёта воды, вышедший из строя индивидуальный прибор учёта воды не демонтирован и находился в смотровом колодце, расположенном на отрезке водопровода между врезкой в уличный водопровод и новым индивидуальным прибором учёта воды.
В связи с наличием возможности безучётного использования воды через врезку в смотровом колодце ответчицы, расположенном на отрезке водопровода между врезкой в уличный водопровод и новым индивидуальным прибором учёта воды, специалистом ГУП РО "Управление развития систем водоснабжения" филиал "Шахтинский" опломбировка нового индивидуального прибора учёта воды в домовладении ответчика в указанную дату произведена не была.
Вышеизложенное нарушение схематично отражено специалистом ГУП РО "Управление развития систем водоснабжения" филиал "Шахтинский" ФИО15 в акте от 25 апреля 2018 года, в данном же акте ответчик письменно обязалась 26 апреля 2018 года демонтировать вышедший из строя индивидуальный прибор учёта воды из её смотрового колодца.
04 мая 2018 года истец направил письменную рекомендацию в адрес ФИО16 об установке прибора учёта воды в соответствии с нормами действующего законодательства на границе эксплуатационной ответственности водопроводных сетей абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства.
ФИО17 обратилась в Шахтинский городской суд Ростовской области с исковым заявлением о признании действий ГУП РО "Управление развития систем водоснабжения" филиал "Шахтинский" в части требования об установке прибора учета воды в смотровом колодце незаконными, в котором просила обязать ГУП РО "Управление развития систем водоснабжения" филиал "Шахтинский" провести опломбировку прибора учёта воды, установленного в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес"; обязании ГУП РО "Управление развития систем водоснабжения" филиал "Шахтинский" произвести перерасчёт за потребление холодной воды, отведение и очистку стоков с апреля 2018 года по настоящее время в соответствии с показаниями прибора учёта; снять начисления за холодную воду, отведение и очистку стоков из рассчитанного среднемесячного объёма потребления с 03 января 2018 года по 03 апреля 2018 года.
Решением Шахтинского городского суда Ростовской области от 20 февраля 2019 года по делу N2-501/19 Козляевой В.В. отказано в удовлетворении иска.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 30 мая 2019 года по делу N 33-9177/2019 решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 20 февраля 2019 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО18 - без удовлетворения.
В соответствии с частью 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
24 октября 2019 года ФИО19 письменно обратилась в ГУП РО "Управление развития систем водоснабжения" филиал "Шахтинский" с заявлением о проведении обследования её жилого помещения в соответствии с приказом Министерства регионального развития от 29 декабря 2011 года N627, просила выдать акт обследования, утвержденный этим приказом.
29 октября 2019 года ГУП РО "Управление развития систем водоснабжения" филиал "Шахтинский" письменно разъяснено ФИО20 необходимость согласовать дату посещения её домовладения контролером для составление акта на ввод в эксплуатацию прибора учёта.
06 ноября 2019 года Козляева В.В. направила в ГУП РО "Управление развития систем водоснабжения" филиал "Шахтинский" письменное изложение своей позиции по данному вопросу.
15 ноября 2019 года специалист ГУП РО "Управление развития систем водоснабжения" филиал "Шахтинский" прибыл по адресу: "адрес" для обследования системы водоснабжения и узла учёта воды, однако Козляева В.В. к обследованию специалиста не допустила.
29 ноября 2019 года специалист ГУП РО "Управление развития систем водоснабжения" филиал "Шахтинский" опломбирован новый индивидуальный прибор учёта воды в домовладении ответчика, о чем составлен акт, в акте отражены показания фактические - 55 м3. Ответчик подписала указанный акт и получила на руки второй экземпляр.
Установив изложенное, разрешая спор, руководствуясь положениями статей 153, 154, 155, 157, Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что с 13 апреля 2018 года по 29 ноября 2019 года прибор учета воды не был опломбирован, в связи с чем, сделал вывод о том, что ГУП РО "Управление развития систем водоснабжения" филиал "Шахтинский" правомерно в соответствии с требованиями законодательства производились начисления по норме водопотребления с применением повышающего коэффициента.
Апелляционная инстанция согласилась с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и положениям закона.
Оснований не согласиться с вышеуказанными выводами судов обеих инстанций у суда кассационной инстанции не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (в ред. от 03 апреля 2018 года) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (в ред. от 03 апреля 2018 года) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (в ред. от 03 апреля 2018 года) лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
В соответствии с частью 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (в ред. от 03 апреля 2018 года) размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается по ценам, определяемым в рамках предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность).
Во исполнение положений статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N354), которыми регулируются, в том числе, отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых домов, а также устанавливается порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Подпунктом "г" пункта 34 вышеуказанных Правил N354 установлено, что потребитель обязан, в целях учета потребленных коммунальных услуг, использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 34 Правил N354, потребитель обязан обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета.
В соответствии с подпунктом "к" пункта 34 Правил N354, при отсутствии индивидуального прибора учета в домовладении уведомлять исполнителя о целях потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек (освещение, приготовление пищи, отопление, подогрев воды, приготовление кормов для скота, полив и т.д.), видов и количества сельскохозяйственных животных и птиц (при наличии), площади земельного участка, не занятого жилым домом и надворными постройками, режима водопотребления на полив земельного участка, а также мощности применяемых устройств, с помощью которых осуществляется потребление коммунальных ресурсов, а если такие данные были указаны в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, то уведомлять исполнителя об их изменении в течение 10 рабочих дней со дня наступления указанных изменений.
В соответствии с пунктом 41 Правил N354, потребитель коммунальных услуг в домовладении вносит плату за коммунальные услуги, в составе которой оплачиваются коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом помещении, а также коммунальные услуги, потребленные при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек. Если домовладение не оборудовано индивидуальным прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, то потребитель дополнительно к рассчитанной в соответствии с пунктом 42 Правил N354 плате за коммунальную услугу, предоставленную в жилом помещении, оплачивает коммунальную услугу, предоставленную ему при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек.
В соответствии с пунктом 49 Правил N354, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек, рассчитывается в соответствии с формулой 22 приложения N 2 к Правилам N354, исходя из нормативов потребления коммунальной услуги при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек. Расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек, осуществляется начиная: с даты, указанной в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, или в заявлении потребителя, поданном исполнителю в соответствии с подпунктом "к" пункта 34 настоящих Правил, о начале потребления предоставляемой исполнителем коммунальной услуги при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек в случае отсутствия у потребителя индивидуального прибора учета; с даты, указанной в акте о выявлении факта отсутствия у потребителя индивидуального прибора учета и о потреблении им предоставляемой исполнителем коммунальной услуги при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек. Такой акт составляется исполнителем в присутствии потребителя и не менее чем 2 незаинтересованных лиц. Исполнитель обязан указать в составляемом акте возражения потребителя и не вправе препятствовать потребителю в привлечении к участию в проверке других незаинтересованных лиц, сведения о которых, в случае их привлечения потребителем, также должны быть включены в составляемый исполнителем акт.
В соответствии с абзацем 3 пункта 42 Правил N 354, при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4(1) приложения N 2 к Правилам N 354, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, которое не оснащено такими приборами учета, определяется по формуле 23(1) приложения N2 к Правилам N 354, исходя из норматива потребления горячей воды с применением повышающего коэффициента.
Согласно пункту 80 Правил N354, учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных приборов учета.
Правила N 354 предусматривают наряду с оснащением жилого или нежилого помещения приборами учета, порядок их ввода в эксплуатацию (абзац второй пункта 81). Согласно указанному пункту такой ввод осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю. При этом к заявке прилагаются копия паспорта на прибор учета, а также копии документов, подтверждающих результаты прохождения последней поверки прибора учета (за исключением новых приборов учета).
Исходя из п. 81 (4) Правил в ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат: соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте; соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета; наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета); работоспособность прибора учета.
Несоответствие прибора учета положениям, предусмотренным пунктом 81 (4) настоящих Правил, выявленное исполнителем в ходе проверки, является основанием для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию 81 (5).
В соответствии с п. 81 (14) Правил ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81 - 81(9) настоящих Правил N354. Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.
Таким образом, вышеприведенные нормы устанавливают обязанность потребителя коммунальных услуг использовать приборы учета, прошедшие поверку, обеспечивать проведение поверок этих приборов учета в сроки, установленные технической документацией, документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные платежи.
Выводы судебных инстанций подробно изложены и мотивированы в обжалуемых судебных постановлениях, основаны на законе, установленных по делу обстоятельствах и представленных сторонами доказательствах, в связи с чем, в повторной аргументации не нуждаются.
Доводы кассационной жалобы аналогичны позиции ответчика по делу и доводам его апелляционной жалобы, сводятся к несогласию с установленными судом фактическими обстоятельствами дела и с оценкой судом представленных в дело доказательств, не влекут отмены состоявшихся судебных актов, поскольку, по сути, направлены на переоценку установленных судом апелляционной инстанции фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Ссылки заявителя на незаконность взыскание судом суммы задолженности с применением повышающего коэффициента основаны на неверном толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Разрешая спор, суды правильно определили юридически значимые обстоятельства, которые подтверждены материалами дела, согласно положениям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судами дана надлежащая оценка представленным доказательствам. Нарушений норм материального и процессуального права со стороны судов первой и апелляционной инстанций не установлено.
Несогласие ответчика с установленными по делу обстоятельствами не является правовым основанием к отмене состоявшихся по делу решений.
С учетом изложенного, судья кассационной инстанции приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу законных судебных актов не имеется.
Руководствуясь частью 10 статьи 379.5, статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья
определила:
решение мирового судьи судебного участка N 10 Шахтинского судебного района Ростовской области от 30 апреля 2021 года и апелляционное определение Шахтинского городского суда Ростовской области от 11 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО21 - без удовлетворения.
Судья С.Н. Дурнева
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.