Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Дурневой С.Н, судей Песоцкого В.В, Мельникова В.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО10 на решение Светлоярского районного суда Волгоградской области от 24 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 08 сентября 2021 года по гражданскому делу по иску ФИО14 к администрации Большечапурниковского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным отказа в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, заслушав доклад судьи Дурневой С.Н, судебная коллегия
установила:
ФИО13 обратилась в суд с иском к администрации Большечапурниковского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным отказа в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учёт.
В обоснование исковых требований указала, что является вдовой участника Великой Отечественной войны ФИО15 в связи с чем имеет право на меры социальной поддержки, установленные Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Она зарегистрирована и проживает в квартире, принадлежащей на праве собственности ее дочери ФИО11 расположенной по адресу: "адрес", общей площадью 37, 4 кв.м.
В удовлетворении ее заявления о включении в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и изъявивших желание получить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения, ответчиком было отказано в связи с обеспеченностью жилым помещением.
Считает, что её права, как вдовы участника ВОВ, нарушены, поскольку получение жилья в указанном порядке не было реализовано её супругом при жизни, улучшение её жилищных условий не произошло, поскольку она проживает в доме, собственником которого не является и другого жилого помещения в собственности не имеет. При этом она является "данные изъяты" и в силу своего возраста нуждается в постоянном постороннем уходе.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просила суд признать отказ администрации Большечапурниковского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области от 25 мая 2020 года N 38 в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдовы участника Великой Отечественной войны - незаконным; обязать администрацию Большечапурниковского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области поставить ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, признать ее нуждающийся в улучшении жилищных условий.
Решением Светлоярского районного суда Волгоградской области от 24 марта 2021 года в удовлетворении иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 08 сентября 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Колобовой Т.В. поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения ввиду нарушения норм материального и процессуального права. Кассатор выражает несогласие с выводами суда, дублируя свою позицию, изложенную в иске и апелляционной жалобе.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит, что оснований, предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ, для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Судом первой и апелляционной инстанций установлено, что решением Большечапурниковского сельского Совета Большечапурниковского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области N51/179 от 17 июня 2013 года установлена учётная норма площади жилого помещения на территории Большечапурниковского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области для признания граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях при обеспеченности в 12 кв.м общей площади жилого помещения, приходящегося на одного человека.
ФИО24 зарегистрирована и проживает в квартире, принадлежащей её дочери, расположенной по адресу: "адрес", общей площадью 37, 4 кв.м.
ФИО23 имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен военнослужащих, погибших в Великой Отечественной Войне статьей 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
20 марта 2020 года ФИО22 обратилась в администрацию Большечапурниковского сельского поселения с заявлением о признании ее, как вдовы участника Великой Отечественной войны, нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Решением жилищной комиссии при администрации Большечапурниковского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области N 3 от 15 мая 2015 года Колобовой Т.В. отказано в принятии её на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Согласно заключению комиссии Большечапурниковского сельского поселения от 22 мая 2020 года ФИО16 проживающей по адресу: "адрес", общей площадью 37, 4 кв.м. со всеми удобствами в составе семьи: дочь - ФИО18 и внук - ФИО17 отказано в принятии на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, поскольку обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека составляет 12, 46 кв.м.
Постановлением администрации Большечапурниковского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области N38 от 25 мая 2020 года Колобовой Т.В. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, предоставляемых по договору социального найма, поскольку не подтверждено ее право состоять на данном учете в связи с обеспечением общей площадью жилого помещения более учетной нормы, установленной на территории Большечапурниковского сельского поселения для признания граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 31, 51, 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", исходил из того, что Колобова Т.В. не является нуждающейся в жилом помещении, поскольку семья Колобовых намерено ухудшила свои жилищные условия в 2015 году, при этом обеспеченность истца площадью жилого помещения в настоящее время составляет более учетной нормы в размере 12 квадратных метрах общей площади на одного человека, установленной решением администрации Большечапурниковского сельского поселения от 17 июня 2013 г. N51/179 для признания граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях на территории Большечапурниковского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области.
Судебная коллегия при апелляционном рассмотрении дела, предполагающем проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию, исследовав представленные сторонами в дело доказательства в их совокупности, согласилась с выводами суда первой инстанции, указав, что судом первой инстанции правильно определен характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, правильно исследованы обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора.
С данным выводом и его правовым обоснованием соглашается судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции и не находит оснований для отмены обжалуемых судебный постановлений.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено, что в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета реализуется в порядке очередности путем их принятия на соответствующий учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с положениями Федерального закона "О ветеранах" и требованиями жилищного законодательства.
В соответствии с положениями статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 21 названного Закона указанным лицам предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 г, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Отношения, связанные с осуществлением права граждан на жилище, регламентируются нормами жилищного законодательства, прежде всего Жилищным кодексом Российской Федерации, определяющим общие параметры в этой сфере правового регулирования, включая определение критериев нуждаемости граждан в жилье, к которым относится учетная норма площади жилого помещения, определяющая уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно части 4 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом (часть 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Таким образом, применительно к положениям статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищная обеспеченность истца должна быть определена с учетом прав всех проживающих с ними членов семьи на все имеющиеся у них в собственности объекты, поскольку иное толкование указанной правовой нормы может привести к сверхнормативному обеспечению граждан жильем за счет государства.
Согласно пункту 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Порядок обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" подразумевает соблюдение общего правила предоставления гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда, а именно: установление их нуждаемости в жилых помещениях по правилам статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Анализ положений статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", а также Указа Президента РФ от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", позволяет сделать вывод, что меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Как верно установлено судами нижестоящей инстанции, исходя из общей площади 37, 4 кв.м. жилого помещения, в котором проживает истец, на неё, с учетом количества зарегистрированных, приходится 12.46 кв.м, что превышает учетную норму площади жилого помещения в размере 12 кв.м, установленную решением администрации Большечапурниковского сельского поселения от 17 июня 2013 г. N51/179.
Применительно к приведенным выше правовым положениям, выводы судов нижестоящих инстанций об отсутствии у истца права на получение мер социальной поддержки в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", являются обоснованными.
Доводы кассатора о том, что получение жилья в установленном законом порядке ее супругом, как ветераном ВОВ не было реализовано при жизни, что является основанием для признания за Колобовой Т.В. права на улучшение ее жилищных условий как вдовой ветерана ВОВ, судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются по следующим основаниям.
По смыслу положений ст. 53 Жилищного Кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Аналогичные положения закреплены в п. 7 ст. 14 Закона Волгоградской области от 01.12.2005 N 1125-ОД.
К действиям, указанным в пункте 1 ст. 14 Закона Волгоградской области от 01.12.2005 N 1125-ОД относятся: отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семьи жилого помещения или участника долевой собственности на жилое помещение.
Судом первой инстанции в ходе рассмотрения дела установлено, что ФИО21 в 2015 году по договору купли-продажи произвел отчуждение принадлежащего ему жилого помещения по адресу: Волгоградская область Еланский район с. Краишево ул. Ларцева д. 35, тем самым ухудшил свои жилищные условия.
Данные обстоятельства явились основанием для принятия администрацией Большечапурниковского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области решения от 21.05.2015 года об отказе Колобову В.П. в признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий.
При указанных обстоятельствах выводы суда первой инстанции, с которыми согласился суд апелляционной инстанции, о том, что семья ФИО20 ухудшила свои жилищные условия с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, являются верными.
Доводы кассационной жалобы Колобовой Т.В. о необходимости обеспечения ее жильем независимо от ее имущественного положения на основании Федерального закона "О ветеранах" не могут быть приняты во внимание, поскольку согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" исключается лишь необходимость признания членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны малоимущими в целях последующего предоставления им жилых помещений в соответствии с требованиями части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Судебные постановления соответствуют фактическим обстоятельствам, юридически значимые обстоятельства судами установлены, нормы материального права применены правильно.
Нарушений судами норм процессуального права, в том числе при установлении фактических обстоятельств по делу и оценке доказательств, приведших к судебной ошибке, не установлено.
Доводы жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для рассмотрения дела по существу, сводятся к изложению своей позиции по делу, собственным толкованию закона и оценке доказательств и установленных обстоятельств, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судами были допущены нарушения, влекущие отмену или изменение судебных постановлений в кассационном порядке.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, определила:
решение Светлоярского районного суда Волгоградской области от 24 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 08 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО19 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.