Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Якубовской Е.В, судей Губаревой С.А, Руденко Ф.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к УСЗН Азовского района Ростовской области об обязании произвести перерасчет и выплату денежных сумм, о признании незаконным решения о наличии излишне выплаченных сумм компенсации расходов на оплату коммунальных услуг, взыскании компенсации морального вреда, встречному иску УСЗН Азовского района Ростовской области к ФИО1 о взыскании компенсации расходов на оплату коммунальных услуг по кассационной жалобе ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 19 августа 2021 года.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском (уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса РФ) к УСЗН Азовского района Ростовской области о взыскании компенсационной выплаты в размере "данные изъяты" руб, как недополученную семьей преподавателей за период с 1 марта 2017 года по 30 марта 2019 года, а также за составление искового заявления в размере "данные изъяты" руб.
Не согласившись с предъявленным иском, УСЗН Азовского района Ростовской области обратилось со встречным иском к ФИО1 о взыскании компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере "данные изъяты" руб. для возврата в областной бюджет.
Решением Азовского городского суда Ростовской области от 3 июля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 17 декабря 2020 года, в удовлетворении исковых требований ФИО1 к УСЗН Азовского района Ростовской области отказано. Встречные исковые требования УСЗН Азовского района Ростовской области удовлетворены. С ФИО1 в пользу УСЗН Азовского района Ростовской области взыскана излишне выплаченная сумма компенсации на оплату коммунальных услуг за период с 1 июля 2016 года по 31 августа 2018 года в размере "данные изъяты" руб. для возврата в областной бюджет, а также госпошлина в доход бюджета в размере "данные изъяты" руб.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 20 апреля 2021 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 17 декабря 2020 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении, апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 19 августа 2021 года решение Азовского городского суда Ростовской области от 3 июля 2020 года отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования ФИО1 к УСЗН Азовского района Ростовской области об обязании произвести перерасчет и выплату денежных сумм, о признании незаконным решения о наличии излишне выплаченных сумм компенсации расходов на оплату коммунальных услуг, взыскании компенсации морального вреда, а также встречные исковые требования УСЗН Азовского района Ростовской области к ФИО1 о взыскании компенсации расходов на оплату коммунальных услуг оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе истец ФИО1 просит отменить апелляционное определение, удовлетворить исковые требования о возмещении ответчиком семье недополученную сумму "данные изъяты" руб, образовавшуюся в связи с начислением компенсационных выплат, исходя из нормативов потребления, по льготному признаку учёта "Специалист культуры", внести дополнение в определение апелляционного суда об удовлетворении исковых требований о признании незаконным решение УСЗН о наличии излишне выплаченной суммы "данные изъяты" руб. компенсационных выплат за оплату ЖКУ, взыскать с УСЗН компенсацию за причинение морального вреда "данные изъяты" руб, судебные издержки. В обоснование жалобы указано, что фактически из текста апелляционного определения следует, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В судебное заседание суда кассационной инстанции представитель ответчика УСЗН Азовского района Ростовской области не явился, представил возражения, в которых содержится ходатайство о рассмотрении дела без участия ответчика.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения в суд не явились, об уважительности причин своей неявки не сообщили. При таких обстоятельствах, с учетом положений части 1 статьи 167 и части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ФИО1 состояла на учете в УСЗН Азовского района с 10 марта 2005 года и имела льготный признак учета "Специалист культуры" в соответствии подпунктом 4 пункта 1 статьи 1 Областного закона Ростовской области от 17 января 2005 года N 274-ЗС "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области" (далее Закон N 274-ЗС), который установлен истцу на основании списка граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, поступившего в УСЗН Азовского района из Отдела культуры администрации Азовского района 10 марта 2005 года, поданного в соответствии со статьей 3 Закона N 274-ЗС.
Из материалов дела усматривается, что от специалиста отдела культуры ФИО6 поступило заявление ФИО1, содержащее корректировку в признаке учета, о предоставлении компенсационных выплат и необходимый пакет документов, которое было принято к рассмотрению УСЗН.
Компенсация расходов на оплату жилья и коммунальных услуг ежемесячно предоставлялась ФИО1 в соответствии с льготным признаком учета "Специалист культуры" с 10 марта 2005 года по 18 февраля 2008 года; 1 февраля 2010 года по 31 марта 2011 года; с 1 июня 2011 года по 29 августа 2018 года и была прекращена с 1 сентября 2018 года, в связи со снятием с регистрационного учета по месту жительства, что подтверждается паспортом с отметкой о снятии с регистрационного учета.
За период предоставления ФИО1 компенсационных выплат как "Специалисту культуры" никаких дополнительных списков от отдела культуры с целью корректировки действующего льготного признака учета, в адрес УСЗН Азовского района не поступало.
4 июля 2016 года в целях подтверждения права сельских специалистов на предоставление мер социальной поддержки на оплату ЖКУ, УСЗН Азовского района у отдела культуры администрации Азовского района были запрошены соответствующие списки.
5 июля 2016 года Отделом культуры представлен список N от 5 июля 2016 года об отсутствии за период с 1 июня 2016 года по 30 июня 2016 года уволенных работников.
27 декабря 2018 года Отделом культуры представлен список уволенных специалистов культуры, поступивший в УСЗН Азовского района 27 декабря 2018 года, который содержал информацию о том, что ФИО1 уволена 30 июня 2016 года (приказ N от 30 июня 2016 года).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО1, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО1 была уведомлена о необходимости извещения органа социальной защиты о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера или прекращение выплаты, следовательно, на ней лежит ответственность за необоснованное получение суммы компенсаций. При этом, удовлетворяя встречные исковые требования УЗСН Азовского района Ростовской области, суд первой инстанции пришел к выводу, что в результате несвоевременного информирования ответчика об увольнении ФИО1, была излишне выплачена сумма компенсации на оплату коммунальных услуг за период с 1 июля 2016 года по 31 августа 2018 года в размере "данные изъяты" руб, которая подлежит взысканию с истца в областной бюджет.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность постановленного по делу решения, признал выводы районного суда сделанными с существенными нарушениями норм материального и процессуального права.
Правовые гарантии социальной защиты в виде установления мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих на территории Ростовской области установлены положениями Областного закона Ростовской области от 17 января 2005 года N 274-ЗС "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области" в том числе, право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг для специалистов культуры, а так же для педагогических работников-пенсионеров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона N 274-ЗС меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг устанавливаются и предоставляются органами социальной защиты населения муниципальных районов на основании списков граждан, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки, в порядке, установленном Правительством Ростовской области.
Порядок предоставления компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг сельским специалистам, а так же пенсионерам из их числа, определен постановлением Правительства Ростовской области от 15 декабря 2011 года N 232 "О расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности" (далее - Положение).
При этом Положение не содержит отдельных норм и предписаний для каждой категории льготников: педагогических работников, сельских специалистов или пенсионеров из их числа, нормы, определяющие порядок предоставления мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг указанным категориям граждан, являются едиными для всех указанных лиц, без особенностей и каких-либо оговорок и изъятий.
В силу пункта 2 статьи 3 Областного закона N 274-ЗС списки граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, составляются отделами, управлениями органов местного самоуправления муниципальных образований в сфере здравоохранения, образования, культуры, социального обслуживания населения, ветеринарии, на территории которых проживают указанные граждане, и передаются в органы социальной защиты населения муниципальных районов.
Согласно пункту 3 статьи 3 Областного закона Ростовской области от 17 января 2005 года N 274-ЗС "О социальной поддержке отдельных категорий граждан работающих и проживающих в Ростовской области" (в ред. Областного закона РО от 26.07.2013 г. N 1106-ЗС) список граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, должен содержать следующие сведения: фамилия, имя, отчество, место работы, должность, адрес регистрации. Для граждан, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 1 настоящего Областного закона, в список дополнительно вносятся сведения о членах их семей с указанием фамилии, имени, отчества, адреса регистрации, степени родства. Для граждан, указанных в пунктах 6 и 7 части 1 статьи 1 настоящего Областного закона, в список дополнительно вносятся сведения о периодах работы на соответствующих должностях.
Таким образом, обязанность представлять соответствующие сведения о педагогических работниках, сельских специалистах и пенсионерах из их числа, имеющих право на меры социальной поддержки, в том числе сведения о месте работы (для работающих) или о периодах работы на соответствующих должностях (для пенсионеров) возложена Областным законом не на граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, а на соответствующие отделы и управления органов местного самоуправления муниципальных образований в сфере образования, культуры и т.д.
Судом апелляционной инстанции правомерно принято во внимание, что Отделом культуры администрации Азовского района обязанность по информированию УСЗН исполнена не была. ФИО1 как специалист культуры, проживающий и работающий в сельской местности получала компенсационные выплаты до сентября 2018 года, однако, список, представленный отделом культуры 27 декабря 2018 года, содержал информацию о том, что ФИО1 уволена 30 июня 2016 года, в связи с чем, она с 1 июля 2016 года утратила льготный признак учета "Специалист культуры, проживающий и работающий в сельской местности". Сведений о том, что данная информация предоставлялась отделом культуры своевременно, суду не представлено. Одновременно в УСЗН не была предоставлена информация об увольнении работника ФИО1, которая на момент увольнения помимо статуса специалиста культуры имела право на получение льгот как педагогический работник - пенсионер, имеющий более 10 лет стажа работы в сельской местности.
Как верно установиласудебная коллегия апелляционного суда, в спорный период с марта 2017 года по 30 сентября 2018 года истец имела право на получение компенсационных выплат как пенсионер из числа педагогических работников, проработавших в сельской местности не менее 10 лет и проживающая в сельской местности и оснований для удовлетворения встречных исковых требований УСЗН Азовского района Ростовской области не имеется. у ответчика отсутствует задолженность по компенсационным выплатам перед истцом за период с 1 марта 2017 года по 30 сентября 2018 года, поскольку расчет выплат должен производиться исходя из 50% произведенных расходов, так как остальные 50% компенсируются супругу истца, иное привело бы к неосновательному обогащению
Исследовав и оценив доводы и возражения сторон, представленные в дело доказательства, проанализировав установленные по результатам исследования доказательств фактические обстоятельства настоящего дела, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии задолженности УСЗН Азовского района Ростовской области по компенсационным выплатам ФИО1 за период с 1 января 2019 года по 30 марта 2019 года.
Доводы жалобы в своей совокупности не содержат оснований к отмене оспариваемого судебного постановления, поскольку не опровергают выводов суда апелляционной инстанции и не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке с позиции правильного применения норм процессуального и материального права, а потому отклоняются как несостоятельные.
Выводы суда нижестоящей инстанции согласуются с установленными обстоятельствами дела, характером возникших правоотношений и примененными нормами материального права, регулирующих спор, с соблюдением положений процессуального закона.
Кассационный порядок обжалования судебных актов, вступивших в законную силу, предусмотрен в целях исправления допущенных судами в ходе предшествующего разбирательства дела существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, включая публичные интересы.
Таких нарушений, дающих основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого судебного постановления, не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 19 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.