Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 10 августа 2005 г. N Ф03-А73/05-2/2340
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Комсомольску-на-Амуре на постановление от 12.05.2005 по делу N А73-15096/2004-10 (АИ-1/439/05-45) Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Комсомольску-на-Амуре к закрытому акционерному обществу "Р" о взыскании налоговых санкций в сумме 37312,6 руб.
Резолютивная часть постановления от 03 августа 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 10 августа 2005 года.
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Комсомольску-на-Амуре (в настоящее время - Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Комсомольску-на-Амуре; далее - инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о взыскании с закрытого акционерного общества "Р" (далее - ЗАО "Р", общество) 37312, 6 руб. штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неполную уплату налога на добавленную стоимость (НДС) за март-апрель 2004 года.
Решением суда от 01.03.2005 заявленное требование удовлетворено на том основании, что материалами дела подтвержден факт неполной уплаты НДС в результате занижения налогооблагаемой базы и неправомерного применения обществом налоговых вычетов в завышенном размере.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 12.05.2005 судебное решение изменено. Заявленные требования удовлетворены частично. С ЗАО "Р" взыскан штраф в сумме 15154 руб., а в остальной части заявления инспекции отказано. Судебный акт мотивирован тем, что налоговым органом неправомерно исчислен штраф за неполную уплату НДС по декларации за апрель 2004 года с суммы необоснованно заявленных в декларации вычетов, так как противоречит диспозиции пункта 1 статьи 122 НК РФ. По мнению суда, размер штрафа следовало исчислять от суммы неуплаченного налога - 70999 руб.
Инспекция не согласилась с постановлением апелляционной инстанции и подала кассационную жалобу, в которой просит судебный акт в части снижения штрафных санкций по НДС отменить и взыскать с общества штраф в размере 36358,4 руб. В обоснование доводов жалобы инспекция ссылается на неправильное применение судом норм материального права. Заявитель жалобы полагает, что общество не представило уточенную декларацию за апрель 2004 года по НДС, согласно которой сумма 110793 руб. могла быть исправлена в начислениях по уменьшению в лицевом счете, поэтому данная сумма считается как подлежащая взносу в бюджет.
В кассационной жалобе налоговый орган просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
ЗАО "Р" отзыв на жалобу не представило и его представитель участия в заседании суда не принимал. Однако в материалах дела имеются доказательства надлежащего извещения общества о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив дело в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции установил следующее.
Как видно из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленных обществом налоговых деклараций по НДС за март и апрель 2004 года, по результатам которой вынесены решения от 13.07.2004 N 217 и N 226 о привлечении ЗАО "Р" к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату сумм налога в виде штрафа в результате занижения налогооблагаемой базы за март - 954,20 руб. и неправомерного применения налоговых вычетов в завышенном размере за апрель - 36358,4 руб. Кроме того, инспекцией доначислены суммы НДС - 4771 руб. и 1817,92 руб., а также пени - 186,55 руб. и 4381, 74 руб. за соответствующие налоговые периоды.
Поскольку требования об уплате штрафа от 15.07.2004 N 157 и N 158 в срок до 31.07.2004 в добровольном порядке обществом не исполнены, то это послужило основанием для обращения инспекции в арбитражный суд за взысканием налоговых санкций.
В ходе рассмотрения спора суд первой инстанции установил факт неполной уплаты обществом НДС в сумме 4771 руб. по декларации за март 2004 года в результате занижения налогооблагаемой базы. Поэтому судом обоснованно сделан вывод о правомерности привлечения общества к налоговой ответственности за неполную уплату НДС в виде штрафа в сумме 954,2 руб.
Данное обстоятельство обществом не оспаривалось, как и начисление пени в сумме 186,55 руб. за неполную уплату налога.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность и обоснованность решения в обжалованной обществом части, пришел к выводу о неправильных действиях инспекции по исчислению штрафа за неполную уплату НДС по декларации за апрель 2004 года, исходя не от суммы неуплаченного налога - 70999 руб., а от суммы 181792 руб. неправомерно заявленных налоговых вычетов. На этом основании апелляционная инстанция отказала во взыскании штрафа в сумме 22158,6 руб.
С выводами суда апелляционной инстанции следует согласиться.
В соответствии с пунктом 1 статьи 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога.
Размер штрафа по декларации за апрель 2004 года, в том числе, с заявлением о взыскании которого инспекция обратилась в арбитражный суд, определен исходя из суммы 70999 руб. налога, подлежащего согласно решению от 13.07.2004 N 226, уплате за апрель 2004 года, и суммы 110793 руб., указанной к возмещению из бюджета (всего 181792 руб.).
Между тем, превышение налоговых вычетов над общей суммой налогов, исчисленных по операциям, признаваемым объектом налогообложения, в данном случае не может быть квалифицировано в качестве неуплаченного налога. Исключив из декларации часть налоговых вычетов, инспекция указала в решении, что у общества возникла обязанность по уплате в бюджет НДС в сумме - 70999 руб.
Применение же налоговой ответственности исходя из общей суммы доначисленного налога и налога, заявленного обществом к возмещению из бюджета, равной 181792 руб. является неверным.
Ссылка в кассационной жалобе на лицевой счет налогоплательщика не может быть принята судом, поскольку лицевой счет, который ведет налоговый орган, является формой внутреннего контроля, осуществляемого им во исполнение ведомственных документов (Рекомендации по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, утвержденные приказом МНС России от 05.08.2002 N БГ-3-10/411). Наличие в документах внутриведомственного учета сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам само по себе не является основанием к доначислению налогов и привлечению налогоплательщиков к налоговой ответственности.
При таких обстоятельствах доводы заявителя кассационной жалобы не опровергают выводы суда апелляционной инстанции по спорному вопросу, и фактически отражают позицию инспекции в рассматриваемых правоотношениях. Поэтому доводы кассационной жалобы признаются несостоятельными и жалоба удовлетворению не подлежит.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
постановление апелляционной инстанции от 12.05.2005 по делу N А73-15096/2004-10 (АИ-1/439/05-45) Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 10 августа 2005 г. N Ф03-А73/05-2/2340
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании