Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе: председательствующего Руденко Ф.Г., судей Губаревой С.А., Якубовской Е.В., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С.Н. к администрации г. Новочеркасска, городской думе г. Новочеркасска, Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области о признании незаконным решения комиссии по вопросам стажа муниципальной службы по кассационной жалобе С.Н. на решение Новочеркасского городского суда Ростовской области от 30.08.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 25.11.2021.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, судебная коллегия
установила:
Емельянов С.Н. обратился в суд с иском к администрации г. Новочеркасска, городской думе г. Новочеркасска, Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области (далее - ГУ ОПФ РФ по Ростовской области) о признании незаконным решения комиссии по вопросам стажа муниципальной службы.
Решением Новочеркасского городского суда Ростовской области от 30.08.2021 в удовлетворении исковых требований С.Н... отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 25.11.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Емельянов С.Н. просит об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения и принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы указано, что судами должным образом не были исследованы материалы дела, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушены и неправильно применены нормы материального и процессуального права.
По мнению кассатора, судами первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов неверно применены нормы законодательства о пенсионном обеспечении граждан.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судами, постановлением Администрации г. Новочеркасска от ДД.ММ.ГГГГ N Емельянову С.Н. назначена муниципальная пенсия за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ, исходя из общей суммы 47 108, 68 руб, с учетом назначенного размера пенсии в соответствии с Положением о назначении муниципальной пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы, утвержденным решением Городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N.
Из протокола N заседания комиссии по вопросам стажа муниципальной службы для назначения муниципальной пенсии за выслугу лет от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Емельянов С.Н. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в Вооруженных Силах СССР; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в органах внутренних дел; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ замещал должность муниципальной службы главного специалиста организационного отдела Администрации г. Новочеркасска; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ замещал должность муниципальной службы начальника юридического отдела Администрации г. Новочеркасска; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ замещал должность муниципальной службы главного специалиста организационного отдела Администрации г. Новочеркасска; с ДД.ММ.ГГГГ замещал должность муниципальной службы заместителя Главы Администрации г. Новочеркасска; ДД.ММ.ГГГГ уволен по собственному желанию в связи с выходом на пенсию по п. 3 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ). Стаж муниципальной службы Емельянова С.Н. составляет 28 лет 4 дня.
Емельянов С.Н. получал пенсию за выслугу лет в ОПО ЦФО ГУ МВД России по Ростовской области, выплата пенсии прекращена с ДД.ММ.ГГГГ (справка от ДД.ММ.ГГГГ N). В соответствии со справкой ГУ УПФР от ДД.ММ.ГГГГ N Емельянову С.Н. назначена пенсия по старости в соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с ДД.ММ.ГГГГ Комиссия решиласчитать установленным стаж муниципальной службы Емельянову С.Н. 28 лет 4 дня, установить право на муниципальную пенсию за выслугу лет Емельянову С.Н. с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно расчету муниципальной пенсии за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ оплату производить исходя из суммы пенсии по старости и муниципальной пенсии 47108, 68 руб.
Согласно справке о пенсионере от ДД.ММ.ГГГГ по УПФР Новочеркасска С.Н. С.Н. за январь 2020г. получил страховую пенсию по старости на общих условиях путем зачисления на счет в сумме 14749, 1 руб.
С ДД.ММ.ГГГГ сумма пенсии по старости и муниципальной пенсии 75% учитываемого месячного денежного содержания по соответствующей должности муниципальной службы составляла 62 190, 82 руб.
Решением N Городской Думы города Новочеркасска 7-го созыва (протокол N от ДД.ММ.ГГГГ) утверждено Положение о назначении муниципальной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в муниципальном образовании "Город Новочеркасск", признаны утратившими силу ранее принятые решения Городской Думы об утверждении Положения о назначении муниципальной пенсии за выслугу лет лицам, замещающим муниципальные должности и должности муниципальной службы.
Указанным Положением определены условия предоставления права на пенсию за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в муниципальном образовании "Город Новочеркасск", порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 Положения Комиссией по вопросам стажа муниципальной службы был произведен перерасчет и размер получаемой муниципальной пенсии Емельяновым С.Н. приведен в соответствие со статьей 4 Положения.
Как следует из выписки из протокола заседания комиссии по вопросам стажа муниципальной службы N от ДД.ММ.ГГГГ, Емельянов С.Н. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в Вооруженных Силах СССР из расчета один день службы за 1 день работы (1 год 11 месяцев 26 дней); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в органах внутренних дел (21 год 3 месяца 8 дней); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ замещал должность муниципаль-ной службы главного специалиста организационного отдела Администрации г. Новочеркасска (4 месяца 9 дней); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ замещал должность муниципальной службы начальника юридического отдела Администрации г. Новочеркасска (3 месяца 14 дней); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ замещал должность муниципальной службы главного специалиста организационного отдела Администрации г. Новочеркасска (8 месяцев 11 дней); с ДД.ММ.ГГГГ замещал должность муниципальной службы заместителя Главы Администрации г. Новочеркасска; ДД.ММ.ГГГГ уволен по собственному желанию в связи с выходом на пенсию, п.3 ст. 77 ТК РФ (1 год 5 месяцев 27 дней). Общий стаж работы Емельянова С.Н. в органах местного самоуправления города Новочеркасска составляет 2 года 10 месяцев 4 дня.
Комиссия решиласчитать установленным стаж муниципальной службы Емельянову С.Н. 28 лет 4 дня. Произвести перерасчет и назначить муниципальную пенсию за выслугу лет Емельянову С.Н. в размере фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленном ч. 1 ст. 16 Федерального закона "О страховых пенсиях" в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 4 Решения Думы от ДД.ММ.ГГГГ N, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией г. Новочеркасска Ростовской области в адрес истца направлена копия выписки из протокола заседания комиссии по вопросам стажа муниципальной службы от ДД.ММ.ГГГГ N.
Не согласившись с данным решением администрации г. Новочеркасска, Емельянов С.Н. обратился в суд.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении спора пришел к верному выводу о том, что учитывая, что пенсии за выслугу лет муниципальным служащим выплачиваются дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования страховым пенсиям, то само по себе изменение органами местного самоуправления правил исчисления таких пенсий и их размера не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение муниципальных служащих и ухудшающее положение Емельянова С.Н.
Такой вывод признается судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильным, соответствующим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрено, что муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 1 статьи 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23).
В силу части 2 статьи 24 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта РФ. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта РФ по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта РФ.
Приведенные нормативные положения Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" направлены на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путем введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих. По существу, условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, но не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.
П. 11 ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих (как федеральных, так и субъектов РФ) им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.
Такой федеральный закон до настоящего времени не принят, в связи с чем условия предоставления права на пенсию государственных служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Особенности организации муниципальной службы в Ростовской области урегулированы Законом Ростовской области от 09 октября 2007 года N 786-ЗС "О муниципальной службе в Ростовской области". В соответствии со статьей 10 названного областного закона условия предоставления муниципальному служащему права на государственную пенсию за счет средств бюджета соответствующего муниципального образования определяются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 53 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Таким образом, правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, которые исполняются указанными органами с учетом положений вышеуказанных законов субъекта РФ в части размера государственной пенсии муниципального служащего.
Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования. Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.
Решением N27 Городской Думы города Новочеркасска 7-го созыва (протокол N5 от 25.12.2020) утверждено Положение о назначении муниципальной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в муниципальном образо-вании "Город Новочеркасск", признаны утратившими силу ранее принятые решения Городской Думы об утверждении Положения о назначении муниципальной пенсии за выслугу лет лицам, замещающим муниципальные должности и должности муниципальной службы (л.д.136-137).
Указанным Положением определены условия предоставления права на пенсию за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в муниципальном образовании "Город Новочеркасск", порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет.
Частью 2 статьи 13 Положения определено, что назначение и выплата муниципальной пенсии за выслугу лет лицам, приобретшим право на указанную пенсию до 01.01.2021г, осуществляется в порядке и на условиях, установленных Положением, утвержденным Решением Городской Думы города Новочеркасска N27 от 25.12.2020г.
Согласно части 1 статьи 4 Положения муниципальная пенсия за выслугу лет назначается в таком размере, чтобы сумма пенсии с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии, к которой назначена муниципальная пенсия за выслугу лет, и муниципальной пенсии за выслугу лет составляла для:
1) лиц, замещавших муниципальные должности от трех до пяти лет, - 55 процентов их среднемесячного денежного содержания, от пяти лет - 75 процентов их среднемесячного денежного содержания, определенного в соответствии со статьей 5 настоящего Положения;
2) лиц, замещавших должности муниципальной службы в размере фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленном ч. 1 ст. 16 Федерального закона "О страховых пенсиях";
3) лиц, замещавших должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования "Город Новочеркасск" свыше пяти лет (включительно) размер муниципальной пенсии составляет 45 процентов их среднемесячного денежного содержания, определенного в соответствии со ст. 5 Положения;
4) размер муниципальной пенсии за выслугу лет, установленный в соответствии с п. 3 ч. 1 настоящей статьи, увеличивается на 3 процента среднемесячного денежного содержания за каждый полный год стажа муниципальной службы сверх требуемого Приложением N6 к настоящему Положению стажа муниципальной службы.
Согласно ч. 3 ст. 4 Положения размер муниципальной пенсии за выслугу лет не может быть меньше размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленного ч. 1 ст. 16 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Таким образом, пунктом 2 части 1 статьи 4 Положения установлено, что муниципальная пенсия за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы (до трех лет), устанавливается в размере фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленного ч 1 ст. 16 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Учитывая вышеизложенное, размер пенсии за выслугу лет истцу определен соответствии с установленным порядком выплаты пенсий муниципальным служащим, исходя из установленного стажа муниципальной службы истца; а перерасчет размера установленной пенсии производился при наступлении обстоятельств, предусмотренных в качестве основания для такого перерасчета.
При вынесении оспариваемых судебных постановлений судами не было допущено существенных нарушений норм материального и процес-суального права, которые в силу ст. 379.7 ГПК РФ могут повлечь отмену судебного постановления в кассационном порядке и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Доводов, свидетельствующих о наличии подобных нарушений в оспариваемых судебных постановлениях, кассационная жалоба не содержит.
Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступивших в законную силу судебных постановлений в кассационном порядке.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения в пределах доводов кассационной жалобы состоявшихся по делу правильных судебных актов судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Новочеркасского городского суда Ростовской области от 30.08.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 25.11.2021 оставить без изменения, кассационную жалобу С.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи С.А. Губарева
Е.В. Якубовская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.