Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Губаревой С.А, Якубовской Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску В.Н. к Государственному учреждению - Центр установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в Астраханской области N 1 о восстановлении срока на обращение за получением пенсии по старости, возложении обязанности по установлению пенсии по старости по кассационной жалобе В.Н. на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 21.06.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 15.12.2021.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, судебная коллегия
установила:
В.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Центр установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в Астраханской области N 1 (далее - ГУ Центр ПФ РФ в Астраханской области N 1) о восстановлении срока на обращение за получением пенсии по старости, возложении обязанности по установлению пенсии по старости.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 21.06.2021 в удовлетворении исковых требований В.Н. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 15.12.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В кассационной жалобе В.Н. просит об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения и принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы указано, что судами первой и апелляционной инстанций должным образом не были исследованы материалы дела, суды неправильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушили и неправильно применили нормы материального и процессуального права.
По мнению кассатора, судами первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов неверно применены нормы законодательства о пенсионном обеспечении граждан.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судами, В.Н. начиная с марта 2013 года находился под стражей, в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела, а в дальнейшем отбывал наказание в виде лишения свободы, по приговору суда, в ФКУ ИК-2 России по Астраханской области до ДД.ММ.ГГГГ.
В то время паспорт, трудовая книжка им были утеряны. Не имелось сведения о его гражданстве. Начиная с декабря 2013 года, он неоднократно обращался в различные компетентные органы и в суд, с заявлениями о восстановлении паспорта и установления гражданства Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ В.Н. получил паспорт гражданина Российской Федерации, 22.03.2021 он обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении социальной страховой пенсии, и указанной даты пенсия ему была назначена. Начиная с 01.04.2021, он также является получателем федеральной социальной доплаты до прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
При обращении в суд В.Н. указывал, что поскольку в период с 2012 года по 2021 год он был лишен возможности оформить и получать положенную страховую пенсию, срок обращения с заявлением о назначении страховой пенсии им пропущен по уважительным причинам, то имеются основания для его восстановления. Просил суд, восстановить ему срок подачи заявления о назначении страховой пенсии с июля 2012 года, обязать ответчика назначить и выплатить ему пенсию с момента восстановления срока на подачу заявления о назначении пенсии.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в 2017 году В.Н. с заявлением о назначении социальной пенсии в пенсионные органы не обращался, заявлений о назначении пенсии через администрацию учреждения, где он отбывал наказание по приговору суда в виде лишения свободы, также не подавал, в связи с чем у ответчика не имелось оснований для назначения В.Н. пенсии по старости с 2017 года.
Впервые заявление о назначении пенсии поступило от истца в пенсионные органы 22.03.2021, и с указанной даты пенсия ему была назначена в соответствии с действующим законодательством.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении спора пришел к верному выводу о том, что пенсионное законодательства Российской Федерации не содержит норм о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления о назначении страховой либо социальной пенсии по старости. Каждый гражданин, обладающий полной дееспособностью и правоспособностью вправе самостоятельно распоряжаться своими правами на обращение в компетентные органы для решения вопроса о социальном обеспечении по старости.
Такой вывод признается судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильным, соответствующим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1), государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2).
В соответствии с подпунктом 5 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации граждане Российской Федерации, достигшие возраста 70 и 65 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 1 к настоящему Федеральному закону), а также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации не менее 15 лет и достигшие указанного возраста.
В силу п. 1 ст. 22 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 настоящего Федерального закона. Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, либо подается через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
П. 1 ст. 23 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия, предусмотренная настоящим Федеральным законом, независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее, за исключением случаев установления социальной пенсии по инвалидности гражданам из числа инвалидов с детства, не достигшим возраста 19 лет, ранее являвшимся получателями социальной пенсии по инвалидности, предусмотренной для детей-инвалидов, выплата которой была прекращена в связи с достижением возраста 18 лет (п. 1 ст. 22 настоящего Федерального закона), а также социальной пенсии по старости гражданам, достигшим возраста 70 и 65 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 1 к настоящему Федеральному закону), являвшимся получателями страховой пенсии по инвалидности, выплата которой была прекращена в связи с достижением указанного возраста (п. 2 ч. 10 ст. 22 Федерального закона "О страховых пенсиях"). Указанным гражданам из числа инвалидов с детства социальная пенсия по инвалидности назначается со дня установления соответствующей группы инвалидности, а в случае пропуска срока переосвидетельствования по уважительной причине, определяемой федеральным учреждением медико-социальной экспертизы, и установления указанным учреждением инвалидности за прошлое время - со дня, с которого установлена инвалидность за прошлое время, а гражданам, достигшим возраста 70 и 65 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 1 к настоящему Федеральному закону), социальная пенсия по старости назначается со дня достижения возраста 70 и 65 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 1 к настоящему Федеральному закону).
Таким образом, назначение пенсии, в том числе социальной пенсии гражданам, перечисленным в подпункте 5 п. 1 ст. 11 Федерального закона Российской Федерации "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" носит заявительный характер.
Исходя из заявительного порядка назначения пенсий, установленного федеральным законодательством, пенсия не может быть назначена ранее дня получения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, заявления о назначении пенсии и необходимых документов, так как назначение пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права.
Положение п. 1 ст. 23 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", находящегося во взаимосвязи с п. 1 ст. 22 того же Федерального Закона, согласно которым назначение пенсии производится по заявлению гражданина, а обращение за ее назначением может осуществляться в любое время после возникновения права на пенсию без ограничения каким-либо сроком, не ущемляет пенсионные права граждан - напротив, закрепленные в них сроки, с которых назначается пенсия, как и возложение на граждан обязанности обратиться с заявлением о ее назначении, обеспечивают им возможность реализации субъективных пенсионных прав по собственному свободному волеизъявлению и способствуют своевременному обращению за пенсией.
Согласно п. 82 Постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 25.07.2019 N 404п "Об утверждении Административного регламента предоставления в Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по выплате страховых пенсий, накопительной пенсии по государственному пенсионному страхованию" основанием для начала административной процедуры является личное обращение гражданина в территориальный орган ПФР с заявлением и документами, необходимыми для предоставления государственной услуги, либо поступление указанных документов в территориальный орган ПФР по почте, через многофункциональный центр или в форме электронного документа.
Граждане, осужденные к лишению свободы, подают заявление и документы, необходимые для предоставления государственной услуги, в территориальный орган ПФР по месту нахождения исправительного учреждения, в котором они отбывают наказание, через администрацию этого учреждения. Указанные заявление и документы подлежат передаче в территориальный орган ПФР не позднее пяти рабочих дней со дня представления соответствующего заявления в администрацию исправительного учреждения.
В соответствии с Приказом Минтруда России от 17.11.2014 N 884н "Об утверждении Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей и пенсией по государственному пенсионному обеспечению" граждане, осужденные к лишению свободы, обращаются за установлением пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения исправительного учреждения, в котором они отбывают наказание, через администрацию этого учреждения.
Заявления и документы, представленные гражданами, осужденными к лишению свободы, подлежат передаче администрацией исправительного учреждения в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее пяти рабочих дней со дня их представления в администрацию исправительного учреждения.
Взаимодействие территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации и исправительных учреждений осуществляется с использованием бумажного документооборота. При наличии технической возможности такое взаимодействие может осуществляться в электронном виде на основании соглашения об электронном документообороте с использованием автоматизированных систем посредством направления электронной версии документов, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью.
При вынесении оспариваемых судебных постановлений судами не было допущено существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу статьи 379.7 ГПК РФ могут повлечь отмену судебного постановления в кассационном порядке и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Доводов, свидетельствующих о наличии подобных нарушений в оспариваемых судебных постановлениях, кассационная жалоба не содержит.
Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступивших в законную силу судебных постановлений в кассационном порядке.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения в пределах доводов кассационной жалобы состоявшихся по делу правильных судебных актов судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Астрахани от 21.06.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 15.12.2021 оставить без изменения, кассационную жалобу В.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи С.А. Губарева
Е.В. Якубовская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.